Для более детального погружения в тему и лучшего понимания дадим определение терминам: расходы, затраты и издержки.
Издержки — часто путают с затратами. Да, при некоторых условиях оба термина обозначают одно и то же, однако в большинстве случаев под издержками понимается совокупность затрат. Например, издержки производства включают в себя покупку материалов, амортизацию оборудования, зарплаты сотрудников и прочее.
Помимо этого, они могут обозначать специфические виды затрат: единовременную выплату социального налога, ремонт оборудования, штрафы за нарушение пожарной безопасности и т. д.
Затраты — денежная оценка стоимости трудовых, информационных, материальных и других ресурсов. Если затраты не списаны с баланса производства или списаны не полностью, то они становятся запасами (финансовыми, сырьевыми и т. д.).
Постоянные по времени и подтвержденные документально затраты означают расходы.
Расходы — в бухгалтерском учете под этим термином понимается уменьшение экономических выгод организации в результате потери активов, а также появление обязательств, урезающих капитал компании, кроме уменьшения вкладов по решению его участников.
При этом расходы должны соответствовать всем перечисленным ниже признакам:
- расход произведен в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- определена сумма расхода;
- в результате проведенных операций произойдет уменьшение экономических выгод организации.
С точки зрения налогового законодательства, расходы предприятия — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Для признания расходов в целях налогообложения, они должны соответствовать следующим условиям:
- обоснованы;
- документально подтверждены;
- произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Ниже приведена подробная классификация расходов предприятия.
Классификация расходов
В бухгалтерском учете все расходы организации, в зависимости от характера, условия осуществления и направлений ее деятельности, подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.
Расходы от обычных видов деятельности
Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д.
Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.
Что еще входит в перечень подобных расходов:
- материальные траты;
- оплата труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Важно понимать, что от характера работы зависит и состав статей расходов от обычных видов деятельности: то, что при сдаче в аренду квартиры числится как обязательные расходы, при производстве товаров может оказаться в прочих.
Прочие расходы
К ним относятся расходы, не вошедшие в затраты от обычных видов деятельности:
- операционные;
- внереализационные;
- чрезвычайные.
Например, проценты по кредиту, разница в курсе валют, социальная помощь сотруднику и даже покупка скрепок в офис. Прочие расходы частично включаются в себестоимость, однако при условии, если такое решение оправдано и не расходится с принятой ценовой политикой организации.
Оптимизация расходов
В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса, бизнесу как никогда важно оптимизировать свои расходы. Работа может вестись по нескольким направлениям:
- Всесторонний аудит всех расходов организации. По возможности стоит отказаться от второстепенных, внереализационных расходов: ремонт помещения, оплата услуг внешних поставщиков, статусные траты на предметы роскоши и т. п.
- Мораторий на открытие новых вакансий. Как ни парадоксально, но в кризис целесообразнее повысить зарплату текущему персоналу организации, нежели искать новых сотрудников, требующих вложений в их обучение с неизвестной конечной пользой для фирмы.
- Переговоры с контрагентами. От благополучия контрагентов зависит финансовое состояние самой организации, поэтому отсрочка платежа, переговоры по бонусам и скидкам постоянным партнерам помогут сохранить наработанную клиентскую базу. В случае резкого снижения доходов, необходимые для нормального функционирования фирмы операционные расходы придется финансировать за счет заемных средств.
- Сдача в аренду неиспользуемого оборудования, смена офиса, переговоры по снижению стоимости арендных платежей. Возможно, стоит задуматься над переездом в офис более дешевой локации, либо запросить скидку у текущего арендодателя.
- Поиск альтернативных поставщиков. В условиях девальвации рубля есть смысл найти поставщиков на внутреннем рынке. Подчас отечественный производитель готов предложить аналогичную продукцию по более низкой цене.
Виды расходов предприятия, независимо от условий в мире, также бывают переменными и постоянными. Так, аренда помещения — постоянная статья, ее можно сократить, выбрав место дешевле или выкупив здание. Ремонт оборудования — переменная, которую можно частично или целиком убрать, просто внедрив еженедельный (или ежемесячный) технический осмотр и профилактические работы.
Выявить на своем производстве расходы, которые рационально сократить, можно с помощью сервиса Глобас. Программа проводит всесторонний аудит, выявляет сильные и слабые стороны организации. Для подробной информации оставьте заявку или свяжитесь с нашим менеджером по телефону, указанному на сайте.