Аспекты взаимоотношений жильцов и коммунальных компаний регламентированы базовым отраслевым документом — Жилищным кодексом РФ, а также постановлением Правительства РФ № 354, которое описывает процедуру произведения перерасчетов. Согласно законодательству оплачивать меньше начисленного за коммунальные услуги можно:
- получив льготу для определенных категорий населения — ветераны, инвалиды, чернобыльцы и другие;
- оформив субсидию — семья, проживающая в квартире, должна быть признана малоимущей – на каждого члена семьи из общего дохода приходится меньше чем один прожиточный минимум, установленный в регионе.
Подняться платежи могут при условии:
- увеличения количества зарегистрированных в квартире жильцов, на услуги, которые начисляются по количеству человек;
- повышения тарифов в регионе;
- при оформлении реструктуризации — к ежемесячным платежам прибавляется сумма долга;
- если УК ошиблась при расчете.
При получении квитанции, в которой сумма платежей не совпадает с привычной или показателями приборов учета, жильцы могут потребовать в Управляющей компании провести сверку.
Какие могут быть основания
Законодательством предусмотрены условия, при которых получатели услуг имеют потребовать перерасчета начислений и снижения оплаты.
Главный повод не насчитывать плату за услуги – это отсутствие более 5 дней жильцов квартиры. Сэкономить на неиспользованных коммунальных ресурсах можно только при условии, что счетчики на них не установлены по техническим причинам и у квартировладельцев есть соответствующий акт. При этом перерасчету не подлежат:
- платежи за отопление;
- ресурсы на уход за общей собственностью в многоквартирном доме;
- абонплата, если платежи состоят из двух частей: фиксированная абонплата и меняющаяся сумма, в зависимости от размера потребления.
Обратите внимание!
Автоматически перерасчет делать не будут, необходимо обратиться с заявлением предварительно до отъезда или после возвращения, но в течение первых 30 дней. Перерасчет должен произойти в течение 5 дней.
В заявлении перечисляются все жильцы, которые отсутствовали и даты их отъезда-приезда, также к нему прикладываются:
- акт о технической возможности установки счетчиков;
- документы, подтверждающие отсутствие: командировочные документы, билеты, справка из больницы, счета за гостиницу, временная регистрация по другому адресу.
Поводом для сокращения платежей может стать нарушение договора на предоставление коммунальных услуг со стороны компании-поставщика.
Некачественное предоставление или прерывание услуг
В Приложении №1 к постановлению правительства №354 перечислены качественные нарушения или перебои в поставке коммунальных ресурсов, при которых жильцы имеют право требовать перерасчета. Например:
- Холодная и горячая вода – перерыв более 8 часов (суммарно) в течение месяца или единоразово более 4 часов, при аварии на основной магистрали более суток для горячего водоснабжения. Сумма платежа должна быть снижена на 0,15% за каждый час отсутствия воды от общей суммы платежа. При снижении давления воды более чем на 25% оплата снижается на 0,1% за каждый час такой подачи. Кроме того, платежи могут быть снижены, если доказать, что вода идет несоответствующего качества (состав, свойства). По 0,1% за час снижается сумма оплаты при падении температуры горячей воды на каждые три градуса. Если температура ниже 40 градусов, то оплата должна рассчитываться по тарифу холодного водоснабжения.
- Электроснабжение – допустимое отсутствие электричества: при двух источниках питания – 2 часа, при одном – сутки. За каждый час превышения простоя из оплаты убирается 0,15%. Кроме того, сумма начисления должна быть пересчитана из-за постоянного длительного перебоя напряжения.
- Газ – допускается отсутствие не более 4 часов в месяц. За каждый час сверху снимается 0,15%. Давление газа в квартирах должно быть на уровне от 0,0012 до 0,003 Мпа. Допустимое отклонение — до 0,0005 Мпа. Если давление снижено на 25% от нормы, то за каждый такой час сумма оплаты снижается на 0,1%, при отклонении в давлении более чем на четверть от нормы из оплаты вычитается целый день.
- Отопление – тепло может суммарно не подаваться в течение 24 часов в месяц, единовременно от 4 до 16 часов, в зависимости от температуры воздуха. За каждый лишний час простоя оплата снижается на 0,15%. Температура в жилых комнатах должна обеспечиваться на уровне 18 градусов (для угловых квартир и холодных регионов устанавливаются собственные температурные стандарты). Допустимое повышение не более 4 градуса, снижение ночью — 3 градуса, днем вообще не допускается. За час отклонения от нормы – минус 0,15% от суммы оплаты. Кроме этого, снизить платежи можно, если давление в трубах отопления не достаточное (значения меняются в зависимости от вида материала и способа отопления).
Куда обращаться за перерасчетом коммунальных услуг
Для проведения проверки и составления акта, затем перерасчета необходимо обращаться к организации, с которой заключен договор на поставку ресурсов.
Это может быть Управляющая компания или непосредственно поставщик ресурсов: водоканал, горгаз, электроснаб. Если ресурс поставляется теплосетью, но перебои вызваны неполадками на участке, за который компания уже не отвечает, то устранение и перерасчет обязан производить тот, на балансе которого находятся помещения.
Как правильно написать заявление на перерасчет коммуналки
Установленной законом формой заявления на перерасчет нет. Готовый бланк может быть у Управляющей компании, но заявление можно написать в свободной форме от руки. Передать документ можно заказным письмом, или лично – тогда принимающая сторона обязана поставить на копии дату приема, регистрационный номер и подпись.
В заявлении необходимо указать:
- название поставщика, можно писать на имя руководителя, если оно известно;
- данные о жилье;
- реквизиты договора на предоставление услуги;
- возможны ссылки на законодательство;
- основание, на котором не обходимо провести перерасчет;
- документы, подтверждающие основание – акт о проведение проверки.
Документы, необходимые для перерасчета
Главным документом, который подтверждает возможность перерасчета, является акт о некачественной поставке ресурсов или допущенные перебоях. При обращении к независимым организациям для проведения экспертизы, необходимо приложить их письменное заключение. Потребуется копия договора с компанией-поставщиком.
Процедура рассмотрения обращения и ее сроки
После подачи заявления УК или поставщик услуги должен дать письменный ответ абоненту в течение 10 дней. На составление акта после проведения проверки отводится максимум три дня.
Поставщики услуги обязаны вернуть переплаченные деньги получателю, или зачислить излишек в оплату на следующий месяц.