- Если вы не виноваты в ДТП
- Последствия ДТП на автомобиле каршеринга
- Что не нужно делать?
- Как защитить финансы от каршеринга?
- Предыстория
- Почему я не должен платить штраф за повторное нарушение?
- Почему Делимобиль не отменяет, а оплачивает штрафы?
- Что сделал я?
- Парковка
- Эвакуация
- Скорость
- Передача управления
- Отсутствие документов
- Какой самый максимальный штраф
- Как узнать о наличии такого долга?
- Как оспорить?
- Что будет если не оплатить
- Как избежать проблем?
- Схема использования каршерингом выглядит следующим образом:
- Порядок действия водителя каршерингового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии.
- Действия автомобилиста должны носить следующий характер:
- Как определяется ущерб и как его платить ?!
- Конечно же лучше не усугублять свое положение и не скрываться сразу же с места аварии.
- Говоря о том, кто возмещает ущерб при дорожно-транспортных происшествиях важно отметить о, что большую роль играть будет страхование.
- Автор публикации
Операторы каршеринга требуют немедленно уведомлять их об аварии, но сначала водителю нужно:
- остановить автомобиль, включить аварийную световую сигнализацию;
- выставить знак аварийной остановки (должен быть в багажнике у каждого каршерингового авто);
- вызвать на место аварии инспектора ГИБДД.
После этого можно звонить в колл-центр и сообщать об аварии.
Что на практике? Некоторые сервисы принимают уведомления о ДТП не только по телефону, но и онлайн. Лучше все-таки дозвониться до оператора и получить у него информацию по дальнейшим действиям. Ответа в мессенджере можно и не дождаться.
Если вы не виноваты в ДТП
Все автомобили сервисов каршеринга должны иметь полисы ОСАГО. Еще до начала поездки проверьте, что полис находится в бардачке автомобиля с другими документами. Порядок действий стандартный: инспектор оформляет ДТП, выдает справку.
Оформленные им документы водитель оставляет в бардачке автомобиля, запирает его и завершает аренду. Дальше компания-арендодатель урегулирует вопросы со страховкой и ремонтом самостоятельно.
Последствия ДТП на автомобиле каршеринга
В таких ситуациях каршеринговые компании действуют, соблюдая условия договора, но не всегда правомерно.
Дополнительные повреждения. В отчете о ремонте можно обнаружить повреждения автомобиля, которых в момент ДТП не было. В практике «Инвест Консалтинг» — случай, когда каршеринговая компания пыталась отремонтировать машину за счет клиента.
В его счете к помятому бамперу и треснувшей фаре добавился скол на двери, деформация законцовки лонжерона, повреждение спойлера на бампере. Все повреждения находились вне зоны удара при аварии. Каршеринг в своем расчете приписал и несколько нормочасов на ремонт деталей с незначительными повреждениями, что тоже увеличило общую сумму ущерба.
Мы рекомендуем внимательно проверять документы, которые присылает каршеринг.
Самовольное списание денег с карты. Штраф списывается в фиксированном размере в сроки, установленные договором. Дополнительно может быть списан определенный процент от ущерба (его размер каршеринг рассчитывает самостоятельно).
Так как сервис имеет доступ к счету клиента, тот не успевает даже возразить перед списанием. Возможны списания и «по ошибке». Любые такие транзакции каршеринг должен обосновывать.
Если списано лишнее, с компании можно и нужно требовать возврата денег и выплату неустойки за пользование чужими средствами.
Не связанные с ДТП повреждения. Клиент после ДТП запирает машину, завершает аренду и уходит. Автомобиль приезжает на осмотр, который кроме полученных в аварии дефектов выявляет дополнительные повреждения, явно не связанные с ДТП.
Счет за них выставляют клиенту. Это происходит из-за невнимательного осмотра автомобиля до начала аренды. Если кузов запылен, забрызган грязью или снегом, сколы или вмятины легко пропустить.
Мы рекомендуем внимательно осматривать автомобиль, фотографировать его до начала поездки, сообщать сервису о любых, даже незначительных дефектах, чтобы потом не оплачивать окраску крыла или дверцы из-за пропущенного при осмотре скола.
Что не нужно делать?
Пытаться скрыть ДТП. Если автомобиль поврежден, следующий арендатор сообщит об этом. Если при этом вы скрылись с места аварии, последствия будут серьезными: выплата штрафов, полная компенсация ущерба и лишение водительских прав.
Оформлять европротокол. Составление европротокола запрещено всеми каршеринговыми сервисами. Любое ДТП оформляется с обязательным вызовом инспектора ГИБДД.
«Решать вопрос» на месте. Даже если у второго водителя не будет к вам претензий, оператор запросит компенсацию повреждений.
Как защитить финансы от каршеринга?
Компания «Инвест Консалтинг» рекомендует фиксировать повреждения автомобилей, следить за правильностью оформления документов инспектором ГИБДД. Важно участвовать в процессе урегулирования убытков: присутствовать при экспертизе, тщательно проверять документы по оценке ущерба и конечно не прятаться, а вести переговоры. Если вы не согласны с требованиями, у вас есть право самостоятельно провести независимую экспертизу и подать по ее результатам претензию каршеринговой компании или иск в суд.
Если Вы сомневаетесь в своих навыках, то лучше использовать такси – это выйдет дешевле!
Предыстория
12 сентября я арендовал автомобиль. У меня 32 тысячи поездок, начиная с ноября прошлого года, но тот автомобиль у меня был впервые. Я проехал на красный свет — торопился на жёлтый. Это не оправдание, но так делают многие. 4 октября Делимобиль выставил штраф 5000 рублей как за повторный проезд по статье 12.12 КоАП РФ:
Я юрист, поэтому обратился в Дели, чтобы получить доверенность, которую сам же и подготовил конкретно для этого постановления. Мол, пойду, скажу, что за рулём был я, отменю постановление и штраф: платить 5 000 за то, чего я не делал, я не хотел. Делимобиль же мне навстречу не шёл:
«…понимает, что для вас это нарушение может быть первым. Но, по ст. 2.6.1 КоАП РФ, субъектом этого нарушения является собственник машины. В связи с этим и история правонарушений фиксируется в ГИБДД по собственнику и автомобилям, а не по клиентам. Увы, ГИБДД не делает исключений для каршеринга в вопросе повторных нарушений. Штраф был оплачен ответчиком в полном объёме, после чего сумма оплаченного штрафа, а также сумма администрирования (10% от штрафа, но не менее 50₽) были выставлены истцу в личном кабинете для возмещения убытков компании».
Если читать закон, то до конца. Поэтому я ответил:
«Часть вторая этой статьи [2.6.1. КоАП РФ — прим. автора] прямо говорит: вы не попадаете под ответственность, если т/с находилось во владении или пользовании другого лица».
Иначе говоря, этот штраф можно отменить, если сообщить, что на этой машине на красный сигнал светофора вы проехали впервые.
Мне стала интересна эта потрясающая логика компании «плоти нологи», поэтому 8 октября я приехал поговорить с их юристами. Юрист понял меня «по-человески». А по условиям договора я должен платить.
Доверенность не выдали.
Почему я не должен платить штраф за повторное нарушение?
Во-первых, и это первые курсы юридического факультета:
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина — часть 1 статьи 1.5. КоАП РФ.
Во-вторых, к ответственности привлекают людей, бизнес. Илон Маск очень старается, чтобы Тесла была как живая, но машины к ответственности пока не привлекают, поэтому штрафы — это для нас с вами. И это тоже записано в законе — часть 1 статьи 2.1. КоАП РФ.
В-третьих, Делимобиль может отменить штраф на основании той же части 2 статьи 2.6.1. КоАП РФ. Для этого у компании есть все необходимые доказательства. Хотя достаточно, чтобы водитель сказал в суде, что он был за рулём, что он — тот водитель, который проехал на красный свет.
Почему Делимобиль не отменяет, а оплачивает штрафы?
Здесь у меня только догадки, но я их озвучу:
1. У Делимобиля существует услуга администрирования штрафов — % от штрафа, который вы платите компании за оплату ваших штрафов. У кого-то это вызывает вопросы, но здесь я их понимаю: приходится платить за чужое нарушение своими деньгами, а потом ждать, когда эти деньги вернут.
Если такого мало, то не страшно. Что, если таких штрафов много и компании приходится кредитоваться на огромные деньги, чтобы иметь возможность для оплаты? Кредиты стоят денег, и этот случай не исключение.
С другой стороны, если нарушитель быстро вернул деньги, то компания не потратила на уплату процентов, а значит получила с этого бенефиты. Сколько пользователей нарушают?
2. У Делимобиля в один момент было около 180 тыс. поездок в месяц. Пользователи нарушают часто. Повторных нарушений тоже много. Если разбираться со всеми, то Делимобилю придётся затратить огромное количество людских ресурсов, что тоже деньги. Это вопросы организации бизнеса — процессы, найм людей, зарплаты и всё-всё-всё, что из этого вылезает.
С другой стороны, всегда есть те, кто ничего не будет делать и согласится заплатить повторный штраф. А есть те, для кого это вопрос принципа и небольшого количества свободных денег.
Это только мои догадки, но кажется, что они близки к действительности.
Что сделал я?
После неудачных попыток договориться я написал иск и подал на них в суд и потребовал:
- отменить штраф в приложении;
- прекратить блокировать доступ к автомобилям;
- вернуть мне неистраченные 120 минут проездного, которые сгорели из-за блока;
- взыскать компенсацию морального вреда.
Компенсировать мне полученный моральный вред я требую за то, что трата личного и рабочего времени встречаются с уничижительным, безразличным, презренным и пренебрежительным отношением Делимобиля и его сотрудников:
«Обращение в суд стало вопросом принципа, морали и личного уважения меня перед самим собой. С таким поведением встретился не обыватель, а человек с высшим юридическим образованием и восьмилетним опытом разрешения юридических вопросов».
Выложил в открытый доступ иск к Делимобилю. Можете почитать и использовать его. Только поменяйте обстоятельства на свои.
Если иск удовлетворят (где-то 99%), то мы получим «прецедент» для каршерингов, а я снова смогу ездить на любимом Дели.
Подписывайте на проект «Штрафы Делимобиля | Юрист против» в ВКонтакте, Инстаграме и Телеграме.
Парковка
После того, как клиент завершил прокат, он оставляет ТС в соответствии с правилами. Если это не соблюдено, то велика вероятность получить штраф за парковку каршеринга. Основные ошибки автомобилистов связаны с тем, что они оставляют авто:
- На газонах;
- На детских площадках;
- Вне разрешенной зоны;
- Под знаком, запрещающим остановку и стоянку.
Особое внимание уделите паркингу во дворах. Если поставить транспортное средство в «зеленой» зоне, то на оператора будет наложено взыскание как на юрлицо. Стоимость такого правонарушения в разы больше, чем для физлица.
Организацию оштрафуют до 300 000 руб. в зависимости от региона. И будьте уверены, такое «письмо счастья» прилетит человеку, оставившему ТС на лужайке.
Например, Делимобиль взыскивает со счета за неправомерную парковку 10000 руб. помимо уплаты административного наказания.
Эвакуация
В договоре в обязательном порядке предусмотрен пункт за эвакуацию. Деньги считывают с карты лица, допустившего оставление в неположенном месте. Клиент останется должен даже после закрытия сеанса пользования сервисом. Нельзя сказать, что размер санкций здесь маленький. В зависимости от компании придется отдать 7-10 тысяч.
Аннулировать это можно если сами заберете авто со спецстоянки.
В Яндекс.Драйв за перемещение на спецтоянку предусмотрена уплата в зависимости от субъекта РФ, где это случилось. В Москве – 5150 р., Московской области – 5450 р., Татарстан – 3650 р., либо 10000 за пределами территорий, описанных в соглашении.
Скорость
Штраф за скорость у каршеринга – самый распространенный. Ведь, как и личный автомобиль, он является средством повышенной опасности. Поэтому операторы заботятся о своих клиентах, имуществе, репутации.
Если водитель был уличен в таком, то, как минимум, от уплаты денег в казну он не уйдет. Не у всех наказания именно за превышение скорости. Если такое произошло и допустимый порог превышен значительно, то сотрудники могут предъявить опасное вождение.
Такой пункт присутствует у всех.
Также во многих машинах установлены специальные датчики, передающие показания спидометра. Были прецеденты, когда аккаунты блокировали за неоднократное нарушение скоростного режима, хотя официально полицией или комплексами видеофиксации ничего не предъявлялось.
Передача управления
При пользовании каршерингом штраф за передачу руля составляет очень порядочную цифру у большинства. Также это является серьезным и у полицейских. Посадив вместо себя на водительское кресло постороннего, арендатор рискует обеднеть до 250 тысяч.
Такой строгий подход обусловлен тем, что никакой информации о третьем лице нет: ни стаж, ни возраст, ни ФИО. Также страховая при ДТП не покроет расходы на ремонт.
В отдельных ситуациях ГИБДД трактует управление арендованным ТС другим, как угон. А это уже уголовная статья.
Отсутствие документов
Если арендатор планирует езду без прав на каршеринге, штраф за такое зависит от причины. Лишенный водительского удостоверения не должен попасть за руль, так как служба безопасности его вычислит и не подтвердит личность. Но особо продвинутые иногда находят способы и все-таки регистрируются в базе. Таким людям грозят санкции до 30000 рублей.
Если в/у есть, но просто забыли его в другой сумке, куртке или дома, тогда сумма может быть несколько меньше.
Какой самый максимальный штраф
Единодушно все компании выставляют наибольшие санкции за:
- Отключение программ слежения или навигационного оборудования – до 300000 руб.
- Разрешение вождения постороннему автолюбителю – до 150000.
- Стоянку на газоне – до 100 000.
Как узнать о наличии такого долга?
Информация о его получении будет отображаться в соответствующем разделе мобильного приложения. Если это было зафиксировано ДПС, то бумагу об этом выдадут водителю.
Как оспорить?
Если не согласны с тем, что ему предъявляет фирма, обратитесь в офис к менеджеру и узнайте, «как обжаловать штраф каршеринга?» Решение вопроса положительным образом возможно, только если имеются неопровержимые доказательства своей невиновности. Помните, что оператор будет защищать свои интересы в первую очередь. Несогласие с протоколом от ГИБДД решаете самостоятельно.
Что будет если не оплатить
Если не оплатить штраф, пользователь будет заблокирован до момента устранения. Сроки на уплату прописаны в договоре. При их несоблюдении последуют письменные предупреждения чаще всего в виде заказных писем, также на номер телефона будут звонить и разъяснять последствия отказа от уплаты.
В итоге ждет суд, который чаще всего встает на сторону арендодателя. Деньги все равно будут взысканы, только к ним добавятся прочие издержки и потрепанные нервы.
Как избежать проблем?
- Не берите загрязненное авто в сумерках или ночью.
- Не пользуйтесь таким оператором, который блокирует аккаунт при нулевом балансе.
- Не подтверждайте бронь, если что-то не устроило (запах сигарет, внешний осмотр).
- Прочитайте условия подробно и осмысленно.
- Не допускайте нарушений.
Схема использования каршерингом выглядит следующим образом:
- Поиск подходящей по своим параметрам каршеринговой компании;
- Заключение договора. Можно поехать непосредственно в фирму или же заключить договор с каршеринговой организацией электронным образом;
- Выбор автомобиля, использование режима ожидания, заправка за счет каршеринговой фирмы;
- Осуществление поездки, после которой надо привезти обратно в каршеринг авто убедившись в том, что уровень топлива не ниже допустимого. После окончания аренды автомобиля надо убедиться в том, что машина закрыта, и ваша поездка окончена.
Каршеринг представляет собой аренду автотранспортного средства на короткие сроки с фиксированной стоимостью пользования машины. Но при этом ДТП с машиной в каршеринге не редкость. Расскажем о том, что делать, если компания предъявляет вам требования возмещения ущерба.
Порядок действия водителя каршерингового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии.
От аварии на автомобильной дороге не застрахован абсолютно любой человек. В первую очередь надо сообщить о факте дорожно-транспортного происшествия в Государственную автомобильную инспекцию.
Действия автомобилиста должны носить следующий характер:
- Выйдете из машины, поставьте аварийный знак и включите аварийную сигнализацию;
- Вызывайте сотрудников инспекции для того, чтобы оформить протокол. Если в ходе дорожно-транспортного происшествия есть пострадавшие, то тогда надо обратиться дополнительно в скорую помощь;
- Позвоните в каршеринговую компанию и уведомите о факте совершения дорожно-транспортного происшествия операторов. Тот должен обозначить список документов, которые потребуются организации. Также оператор по запросу уберет автомобиль из системы каршеринга;
- Полученные документы от представителя Государственной автомобильной инспекции надо будет привезти в офис компании. Если машина не может быть на ходу, то тогда для ее передвижения вызывается эвакуатор.
Некоторые водители при дорожно-транспортном происшествии предпочитают покидать место ДТП. Стоит сказать то, что делать так ни в коем случае не надо, если вы не хотите лишиться своих водительских прав. Еще одна ошибка, которую допускают автомобилисты кроется в том, что они просто замалчивают факт случившегося дорожно-транспортного происшествия. Они попросту заканчивают поездки на автомобиле и закрывают их через приложение. Затем следующие клиенты фиксируют поломки и повреждения. Сотрудники каршеринга при этом быстро разбираются с тем, при чьей эксплуатации произошла автомобильная авария. И в этом случае компания может потребовать возместить прямой ущерб плюс к тому же такой поступок приравнивается к покиданию места ДТП.
Как определяется ущерб и как его платить ?!
Если было установлено то, что автомобилист не является виновником аварии, то тогда все убытки в соответствии с установленными гражданско-правовыми нормами несет страховая компания или же третья сторона. При явной вине автомобилиста размер штрафных санкций за причиненное дорожно-транспортное происшествие регламентируется условиями договора, заключенного между автомобилистом и каршеринговой компанией. Во многих компаниях максимальный размер ущерба составляет порядка тридцати тысяч рублей если были сторонами были соблюдены все условия договорных отношений.
В полной мере ремонт автомобилисту оплачивать надо в том случае, если он в момент совершения дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или после совершения аварии он скрылся с места ДТП. Отметить надо также и то, что в соответствии с договором оказания услуг через определенное время после аварии оператор должен списать с привязанной карту денежную сумму. Величина данной суммы зависеть будет от того, какой был тариф у автомобилиста плюс условия аренды автотранспортного средства. Если водитель на момент аварии находился в нетрезвом состоянии, то тогда к штрафу может прибавиться круглая сумма за ущерб в размере до двухсот тысяч рублей. А вот ущерб, нанесенный не автомобилю в каршеринге, а третьим лицам автомобилист возвращает уже самостоятельным образом.
Конечно же лучше не усугублять свое положение и не скрываться сразу же с места аварии.
Многие российские каршеринговые сервисы напрямую заинтересованы в том, чтобы клиенты были максимально честны с ними. Некоторые сервисы не применяют практику накладывания штрафов при правильных действиях водителя в ходе возникновения неприятных внештатных ситуаций. Если повреждения имеют незначительный характер, то вина может в отдельных случаях возлагаться и на следующего арендатора.
Говоря о том, кто возмещает ущерб при дорожно-транспортных происшествиях важно отметить о, что большую роль играть будет страхование.
Большинство компаний, предлагающих услуги каршеринга оформляют на свои автомобили КАСКО и это прямым образом оказывает влияние на сумму денежных компенсаций. Обычно стоимость проката машины без КАСКО ниже, чем с ним, но при этом наличие такого страхового полиса может обезопасить автомобилиста. Поэтому перед взятием в аренду автомобиля надо обязательно поинтересоваться тем, какая у него имеется страховка.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге надо ехать предельно внимательно соблюдая все правила дорожного-движения. При этом четко понимать надо то, что последствия за нарушение правил дорожного движения, повлекшие за собой нанесение увечий человеку или смерти ложится будут на плечи автомобилиста, а не каршеринговой компании. Внимательно нужно изучать договор, перед его подписанием во избежание неприятных сюрпризов со стороны организации по отношению к водителю.
Практикующий юрист — Руководитель юридической компании «Правовед-Плюс» — стаж работы в сфере юриспруденции с 2006 года.
Автор публикации
Оказываю профессиональную и квалифицированную юридическую помощь по сложным уголовным, гражданским и административным делам.
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии
Уважаемый Александр Аркадьевич, спасибо за практику! Просто, ясно!
Мне кажется, каршеринг, не совсем выгодно и удобно, если учесть штрафы за ущерб, который собственник бизнеса перекладывать на пользователя. Но, это уже другой вопрос!
Уважаемый Игорь Иванович, все относительно! Выгоднее чем такси, удобнее чем аренда ТС в автосалоне, комфортнее чем в автобусе! )
Уважаемый Александр Аркадьевич, поздравляю, отличная работа! (handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, благодарю за столь высокую оценку! (Y)
Уважаемый Александр Аркадьевич, я правильно понимаю, что таким образом, фактически с 95% вероятностью, оспаривается любой каршеринговый штраф?
Алгоритм следующий?
1.Подаем жалобу от собственника со ссылкой, что нарушило другое лицо, с приложением необходимых доказательств.
2.Отмена постановления за сроками. Которые однозначно пройдут к этому времени, особенно если в суд обжаловать, особенно если в неправильный суд (по территориальности).
Такое, одно время, мне массово удавалось по штрафам за перегруз на фуре, находящейся в аренде.
Уважаемый Олег Игоревич, теоретически да! Это один из вариантов применения данной схемы!
Уважаемый Александр Аркадьевич, спасибо, интересно почитать, ведь до Сибири каршеринг ещё не доехал
Уважаемый Александр Николаевич, прогресс не остановить — поэтому все еще впереди! )
Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).
Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться