Форма акта

Акт – это документ, подтверждающий факт выполнения возложенных обязанностей в силу договора или иного обязательства. В договорных отношениях составление акта может быть прямо предусмотрено Гражданским кодексом РФ (акт приема-передачи недвижимого имущества), самим договором (акт оказания услуг).

Решая вопрос о целесообразности составления того или иного документа после окончания действия гражданско-правового договора, важно учитывать и судебную практику. Например, акт приемки выполненных работ часто принимается судами в качестве единственного доказательства по гражданскому делу об объеме, качестве и сроках оказания работ. Все нюансы составления актов в сфере основных гражданско-правовых договоров Вы найдете на нашем сайте.

Иные образцы актов

Акты могут составляться в силу прямого указания в законе или по собственной инициативе. В последнем случае учтите, что составляется и подписывается акт, как правило, несколькими лицами. Документ обязательно должен содержать дату, наименование (акт), основание составления (ссылка на закон, приказ директора, договор), выводы, наименование и подписи сторон.

Образцы актов и особенности их использования в основных сферах жизнедеятельности размещены в указанной рубрике, при отсутствии нужной информации можно обратиться за помощью к дежурному юристу.

Коллегиальный документ

Отличие акта от других видов фиксирующих событие документов состоит в его коллегиальности. Это означает, что для создания акта созываются группы или комиссии, как на временной основе, так и на постоянной.

Постоянные комиссии, как правило, функционируют на предприятиях и организациях и создаются либо по распоряжению руководителя этого предприятия, либо по приказу, поступившему из вышестоящей организации. В сфере ведения подобных комиссий, как правило, находится:

  • проведение ревизий и контроля;
  • фиксация несчастных случаев или последствий стихийных бедствий на производстве;
  • прием-сдача продукции, зданий, автомобилей и иных материальных ценностей, входящих в основные фонды;
  • проведение ликвидации основных средств;
  • инвентаризация.

Некоторые бухгалтерские акты, составляемые постоянными комиссиями, имеют самостоятельный юридический характер, становясь основаниями для внесения претензий и судебных исков, например, акты о расхождениях по количеству или качеству, акты о повреждении грузов и т.д.

Временные группы привлекаются к составлению акта обычно в неких экстраординарных случаях, например:

  • при вскрытии квартиры в случае затопления;
  • при выселении;
  • при обследовании жилищных условий и т.д.

Оформление

Акт – это всегда письменный документ. Постоянные комиссии на предприятиях составляют его, как правило, на внутренних бланках предприятия, если акт имеет внутреннее значение.

Акты внешнего назначения можно составлять как на фирменном бланке предприятия, так и на чистых листах бумаги с обязательным указанием реквизитов предприятия.

Сам акт будет включать в себя следующие структурные элементы:

  1. указание реквизитов самого акта (дата, место составления, номер, состав комиссии поименно);
  2. наименование вида акта, например, «акт приема-передачи»;
  3. причина составления акта, например, осуществление контроля в связи с приказом директора;
  4. собственно содержание акта, то есть фиксация определенных явлений, фактов или действий;
  5. выводы или предложения;
  6. подписи членов комиссии и председателя комиссии.

Если акт касается финансовых вопросов, то потребуется его утверждение руководителем предприятия. Для этого в верхнем правом углу располагается гриф «Утверждаю».

Бухгалтерские акты, фиксирующие события, связанные с повреждением товаров, недостачами и т.д., оформляются на бланках установленного образца.

Акты, оформляемые временными и часто непрофессиональными комиссиями, оформляются по тому же образцу за исключением того, что в них не указываются реквизиты составителя.

В случае если один из членов комиссии не согласен с текстом акта, он вправе вписать в акт свое особе мнение.

В рубрике вы найдете детальное описание процедуры составления акта по различным основаниям. Выбрать нужный вам вариант вы сможете из списка ниже.

Сфера применения

Как уже было отмечено выше, акты применяются различными лицами для достижения самых разнообразных целей. Таким образом можно выделить следующие разновидности актов:

  • регулирующие взаимоотношения между контрагентами;
  • утверждающие тот или иной факт;
  • регулирующие правоотношения между работником и работодателем;
  • возлагающие ответственность на лиц.

Каждая вышеуказанная разновидность обладает своими уникальными правилами работы и составления.

Кто подписывает

Круг лиц, подписывающих конкретный акт, определяется ситуацией и поводом, по которому он был составлен. Практически всегда в документе должны оставить свои автографы все упомянутые в нём лица, однако это не всегда так. Абсолютно в каждом случае на официальной бумаге должна стоять подпись человека, который её и написал (составить).

Хранение

Акты, как и другие разновидности документов, подлежат хранению в течение определённого срока. Конкретный период устанавливается законодательством, утверждённой на предприятии номенклатурой дел и договорённостями между сторонами. Например, акт приёма-передачи по договору аренды необходимо хранить в течение всего срока действия договора.

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти позволяют составлять практически любые акты в свободной форме без использования общеобязательных бланков, однако существуют и исключения. В любом случае существуют определённые правила, которым должен отвечать документ. К ним относят:

  • деловой стиль языка (отсутствие жаргонизмов и так далее);
  • обозначение реквизитов (дата, время, уникальный номер);
  • ФИО ответственных на составление акта лиц или наименование организации (если имеет место);
  • расшифровка всех оставленных на официальной бумаге автографов.

Соблюдая прописанные выше правила, можно смело полагать, что акт будет обладать должной юридической силой.

Adblock
detector