Каждый кодифицированный юридический документ подчиняется только конституции. УПК не является исключением из этого правила. Он действует на всей территории Российской федерации и является приоритетным по отношению к нормативам регионального уровня.
Порядок судопроизводства в области уголовного права, который определён в УПК, обязателен для всех участников уголовного процесса, судов, прокуратуры и соответствующих структур МВД (ст. 1). Действие данного кодекса распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Кроме того, при необходимости проведения российского судопроизводства за пределами страны данный процесс осуществляется в соответствии с нормами УПК РФ (ст. 2,3).
Как следует из Главы 2 УПК, данный документ основан на следующих принципах:
- наказания виновных, реабилитация невиновных, подвергшихся уголовному преследованию;
- проведения судопроизводства в разумные сроки;
- запрета применения закона, противоречащего Уголовно-процессуальному кодексу;
- признания человека виновным только по приговору суда;
- независимости судей;
- уважения достоинства участников процесса;
- запрета на задержание человека по необоснованному подозрению;
- проведения следственных мероприятий в жилище человека только по решению суда или прокуратуры;
- запрета на доказывание подозреваемыми и обвиняемыми своей невиновности;
- возложения бремени доказательств виновности на сторону обвинения;
- разделения функций обвинения и защиты на основе состязательности;
- проведения судопроизводства на русском языке или на языках субъектов РФ;
- предоставления возможности обжаловать действия участников уголовного процесса.
Все принципы действия норм УПК основаны на правах и свободах граждан, данных им Конституцией РФ. Так реализуется цель любого юридического документа, заключающаяся в гарантии выполнения норм главного закона страны.
Суд и его полномочия
Судьбы участников уголовного процесса решаются в суде, несмотря на то, что путь до суда бывает долгим и разнообразным. Как следует из Главы пятой, полномочия судов заключаются в том, чтобы:
- признать человека виновным, назначив наказание, адекватное преступлению;
- назначит меры принудительного характера по лечению и воспитанию преступника;
- прекратить уголовное преследование;
- признать, отменить или изменить приговор, вынесенный судом другой инстанции;
- избрать адекватную меру пресечения;
- принять решение о возмещении вреда, нанесённого потерпевшему;
- выносить разрешение по проведению обыска, изъятию вещей и документов, наложению ареста на имущество и корреспонденцию;
- принять решение о прослушивании и фиксации переговоров, проводимых в разных формах;
- рассматривать жалобы на не законные действия участников уголовного процесса;
- выносить частные определения или постановления относительно неправомерных действий или бездействий должностных лиц.
Из этого следует вывод о том, что суд обладает большими полномочиями, осуществляя не только заключительную стадию уголовного преследования, но и контролируя действия других участников процесса.
Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс РФ выполняет не только функции регулятора всех стадий уголовного преследования человека, но и даёт возможность подозреваемому и обвиняемому обеспечить защиту своих прав. В этом заключён принцип гуманизма и справедливости, декларируемый Конституцией РФ.
Поводы для возбуждения уголовного дела
Поводы для возбуждения уголовного дела – это установленные уголовно-процессуальным законом источники, из которых компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении [3]. Они играют роль юридического факта, влекущего начало деятельности компетентных органов по возбуждению уголовного дела. [4]
Исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела содержится в статье 140 УПК РФ. К ним относятся:
- заявление о преступлении;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
При этом необходимо иметь в виду, что поводом для возбуждения уголовного дела о так называемых налоговых преступлениях (преступлениях, предусмотренных ст.198 — 199.2 Уголовного кодекса РФ), служат только те материалы, которые направлены для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы подразделениями Федеральной налоговой службы.
Постановление прокурора
Прокурор работает с заявлениями и обращениями граждан. В процессе он может столкнуться с фактами, указывающими на наличие признаков, относящихся к преступлению в конкретном деле. Сюда же причисляются материалы, оформленные по итогам личного наблюдения должностного лица в ситуации, когда он сам стал свидетелем противоправного деяния.
В 2010 году в УПК были внесены изменения. Они коснулись компетенции прокурора в отношении вопроса о возбуждении уг.дел. Так, был введен в действие пункт 2 ст. 37 УПК. Норма статьи устанавливает характер сотрудничества правоохранительных органов и прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела.
Прокурор на первой стадии уг.судопроизводства имеет полномочия:
- контроль над выполнением требований к приему и регистрации уведомлений о преступлениях;
- вынесение постановления: согласно документу материалы передаются в следствие, дознание в целях принятия решения по уголовному преследованию виновника;
- проверка на законность решений должностных лиц, связанных с возбуждением уг. дела;
- уведомление о преступлении и передача сообщения от одной инстанции к другой (ст. 151 УПК);
- изъятие материалов о преступлении из предварительного расследования.
Эти полномочия ограничены тем, что по ст. 146, ч. 1 среди инициаторов процедуры по возбуждению уголовного дела, прокурора нет в списке.
Это означает, что он лишен права возбуждать уголовное дело. Им обладает дознание, следствие, начальник отдела следствия и его подчиненный. Прокурор надзирает за работой этих лиц, но самостоятельно не может возбудить дело.
Прокурор не может единолично принимать решение о возбуждении уголовного дела
Сообщение о преступлении
Решение о том, что уголовное дело должно быть возбуждено, принимается дознанием и следствием. В обязанность должностных лиц входит принятие сообщения о совершенном преступлении, а также о том, которое готовится в течение 3 суток с момента уведомления об этом. Срок рассмотрения уг.дела – 14 дней с момента, когда суд выносит решение о том, что необходимо разбирательство относительно виновности конкретного лица или группы граждан.
Сообщение проверяется, и в ходе этого должностные лица получают объяснения, истребуют документы, образцы, служащие для сравнительного исследования.
Кроме того, в ходе проверки органы дознания и следствия:
- назначают экспертизу;
- принимают участие в ее производстве;
- анализируют экспертное заключение;
- осматривают место совершения противоправного деяния;
- проводят осмотр предметов преступления и т.д.
Действия должностных лиц называются процессуальными: но в них, принимают участие и третьи лица. Им разъясняют права, обязанности. Например, человек имеет право не свидетельствовать против себя, а также в отношении лиц, находящихся с ним в кровной связи.
Кроме того, к делу он имеет право привлекать адвоката, жаловаться на действия или бездействия должностных лиц правоохранительных органов. Участники могут быть осведомлены о том, что они не имеют права разглашать информацию, которая касается производства по делу до передачи его в суд.
Явка с повинной
Явка с повинной может послужить поводом к возбуждению уголовного дела, если о преступлении ранее не было известно
Явка с повинной имеет место, если человек сообщает правоохранительным органам, что он совершил преступление или принимал в нем участие. Условием явки с повинной выступает добровольность уведомления о правонарушении дознания и следствия.
Явка с повинной выступает основанием возбуждения уголовного дела, если информация, которая станет известной, носит первичный характер. В этом случае она является поводом для того, чтобы возбудить дело. В противном случае, если уже зарегистрировано другое основание (например, заявление, поступившее от очевидца незаконного деяния), дело возбуждено, явка с повинной таким поводом не является.
Явка с повинной для человека имеет и другое значение. Это обстоятельство, которое может смягчить его наказание, а также в случаях, указанных в УПК – освободить от ответственности. Кроме того, по ст. 99 УПК, явка учитывается при избрании меры пресечения, свидетельствует о том, что человек раскаялся (ст. 28 УПК).
Заявление о преступлении
По ст. 141 УПК оно может быть сделано в любой форме. Письменное заявление подписывается человеком, который пришел сообщить о том, что было совершено преступное деяние. Если сообщение передано устно, оно фиксируется в протоколе, который подписывается заявителем. В документе отражаются его данные, а также сведения о его документах.
Заявитель предупреждается о том, что он несет ответственность за передачу уполномоченным органам информации, которая является заведомо ложной. Это установлено в ст. 306 УПК РФ.
ВАЖНО: так как при передаче заявления о правонарушении идентифицируется личность заявителя, то закон исключает заведение уголовного дела по сведениям из анонимного источника.