Налоговый кодекс ограничивает срок проведения проверок двумя месяцами для основной организации, и одним — для филиалов и представительств. Это закреплено в пунктах 6 и 7 статьи 89 НК РФ. О том, какие дни считаются датой начала и конца проверки, сказано в пункте 8 статьи 89 и пункте 8 статьи 89.1.
Согласно этим нормам, первым днем проверки считается дата принятия решения о ее начале, а последним — дата составления справки о ее проведении.
При необходимости налоговая проверка может быть продлена, причем неоднократно. Об этом говорится в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Основания для продления содержится в приказе ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Вот некоторые из них:
- налогоплательщик относится к категории крупнейших;
- ФНС получила информацию о нарушениях, которую нужно дополнительно изучить;
- произошли стихийные бедствия или прочие форс-мажорные обстоятельства, которые затронули территорию проверяемого налогоплательщика;
- субъект не предоставил вовремя документы, которые специалисты ФНС запросили в рамках проверки;
- в организации имеются обособленные подразделения.
Кроме того, можно продлить ВНП и при возникновении прочих обстоятельств, которые связаны, например, с большим объемом подлежащих проверке документов, большим количеством налогов и иных платежей, которые под нее попадают, с большим количеством разных видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, со сложностью технологических процессов и так далее.
Таким образом, оснований для продления выездной налоговой проверки очень и очень много. Но есть и ограничения. Например, когда проводится самостоятельная проверка филиала, ее срок не может превышать месяц.
Если осуществляется ВНП консолидированной группы налогоплательщиков, ее можно продлить на срок, не превышающий количества месяцев, в течение которого налогоплательщики входят в группу (кроме ответственного участника). При этом срок ВНП в любом случае не должен превышать один год.
Процедуры, возможные при выездной проверке
Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)
Эта процедура нужна, чтобы проверить достоверность информации, которую указал налогоплательщик в своих документах. Здесь же ещё можно выяснить другие обстоятельства, которые могут оказаться важными при налоговой проверке.
Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)
Налоговый орган может изучать помещения и территории, которые:
- Налогоплательщик использует, чтобы получать доход.
- Нужны, чтобы содержать объект налогообложения.
Независимо от их местонахождения.
Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ)
Налоговый орган назначает компетентного сотрудника для проверки налогоплательщика. Проверяющий может потребовать нужные для ревизии документы.
Выемка (ст. 94 НК РФ)
Выемка нужна, чтобы доказать, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Тогда производится изъятие документов, а также предметов.
Экспертиза (ст. 95 НК РФ)
Если во время выездной налоговой проверки возникла необходимость в экспертизе, заключается договор с экспертом.
Допрос (ст. 90 НК РФ)
Свидетеля могут допросить во время выездной налоговой проверки, если возникла такая потребность в рамках налогового контроля.
Контур.Фокус — быстрая проверка контрагента!
Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)
При необходимости можно заключить договор с переводчиком.
Сроки продления
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет.
То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Приостановка
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений.
Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней.
Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.