Для обжалования понадобится предоставить веские юридические основания для этого, иначе дело кончится, даже не начавшись. Чаще всего при оспаривании судебных решений, ходатайствующие отталкиваются от процессуальных ошибок, которые допустил суд при рассмотрении дела и вынесении вердикта.
Лазейкой для истца послужит нарушение судебным органом процессуальных норм гражданского, уголовного и административного кодекса или других ФЗ. Ходатайствовать о пересмотре дела может любая сторона, участвовавшая в процессе лично или посредством представительства, но лишь в том случае, если ее права были ущемлены решением судьи.
Порядок обжалования судебного решения состоит из нескольких этапов:
- Подробное ознакомление с текстом постановления районного суда. Этот этап служит основанием для позиции истца при обжаловании.
- Далее необходимо изучить нормы и положения материального права, которые непосредственно касаются предмета судебных тяжб и обжалования решения в рамках процессуального документа.
- После выявления нарушений определяется подсудность. Так, большинством споров занимаются суды субъектов РФ.
- На последнем этапе происходит составление жалобы и приложение к ней всех необходимых документов. Структура жалобы может отличаться в зависимости от ее вида.
При обнаружении в содержании постановления явного нарушения не стоит останавливаться только на нем. Необходимо подробно изучить весь документ, ведь более обширная доказательная база — залог успеха для истца.
Важно учитывать, что приступать к составлению жалобы необходимо лишь после получения решения суда в окончательной форме. Дело в том, что на заседании суд может огласить лишь свое конкретное решение, без упоминания деталей и подробностей. Окончательное решение предоставляется не более чем через 5 дней после оглашения вердикта.
Потому не стоит торопиться ходатайствовать сразу после вынесения итогов рассмотрения, так как велика опасность споткнуться о подводные камни.
Стоит отметить, что интересы истца при рассмотрении ходатайства может защищать как законный представитель, так и представитель по доверенности.
Апелляционная жалоба
Апелляция подается в случае недовольства одной из сторон решением, вынесенным районным судом. Так, ходатайствовать может и ответчик, и истец.
Для успешного хождения жалобы по судам необходимо соблюсти предусмотренные законом формальности, а именно — порядок оформления и направления апелляции в суд. Не менее важно соблюдать и сроки. Особенно это касается тех случаев, когда участниками разбирательства становятся государственные органы.
Так, борцам с ЖКХ за права и свободы граждан стоит блюсти сроки, как зеницу ока. Государство бережет граждан, но себя оно бережет вдвойне.
Особенности составления
Требования, предъявляемые законодательством при подаче апелляции:
- в тексте документа не может быть фактических ошибок, уточнять стоит лишь существенные детали;
- каждое слово истца, направленное против судебного постановления, должно быть закреплено документально, иначе оно будет использовано против вас;
- для выработки твердой и уверенной позиции необходимо с особой скрупулезностью изучить все материалы дела;
- деловой тон заявление является обязательным пунктом при составлении жалобы. Суд не станет рассматривать жалобу, написанную на языке улиц;
- орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки и помарки — также враг истца. Если документ при составлении от руки был испорчен, лучше начать с чистого листа.
Ходатайство граждан, составленное без учета вышеперечисленных требований, будет отклонено без шанса на рассмотрение. Потому, к составлению документа стоит подходить с чувством, толком и расстановкой.
Законодательство также предъявляет ряд требований и к содержанию:
- указать наименование и адрес суда, в который подается жалоба;
- ФИО заявителя или название юридического лица, адрес проживания или нахождения, контактные данные;
- после этого ходатайствующий должен указать дату вынесения оспариваемого решения, его номер и ФИО судьи, которым истец остался недоволен;
- указание оснований для подачи жалобы;
- четко изложенные требования ходатайствующего.
Отдельно стоит рассмотреть основания для подачи жалобы и требования, которые должен предъявить гражданин. Так, основаниями для ходатайства служат:
- игнорирование или неверная трактовка обстоятельств, которые были представлены заявителем;
- неправильное обозначение законных причин обращения в суд;
- постановление суда носит противоречивый характер относительно фактов, рассмотренных на процессе;
- допущение судом ошибок, нарушающих процессуальный кодекс, соответствующий рассматриваемому делу.
Требования, которые может обозначить гражданин в жалобе, регламентированы законодательством. Так, гражданин может просить:
- об отмене обжалуемого постановления суда и вынесение нового;
- о полном или частичном пересмотре решения районного суда;
- об аннулировании оспариваемого постановления и закрытии дела;
- о полном или частичном аннулировании решения суда или частичном отказе в рассмотрении полученного иска.
При необходимости гражданин правомочен указать, какую именно часть постановления нужно изменить или отменить. Гражданин может подавать апелляцию с перечнем требований, предъявленных им ранее. Дополнение к списку требований прямо противоречит законодательству.
Претензия должна быть подкреплена документальными сведениями. Резюмируя, ходатайствующий указывает дату оформления жалобы, оставляет свою личную подпись. При подаче жалобы юридическим лицом, в документе должна быть печать организации.
Важно учитывать, что оформление апелляции зависит от того, куда именно будет направлено жалоба.
Куда направлять жалобу
Апелляция подается гражданином при оспаривании решений по всем видам судебного производства. Поэтому возможно, что правила оформления и подачи апелляционной жалобы будут существенно отличаться от случая к случаю, так как требования законодательства учитывают характерные черты, присущие каждой отрасли права.
Апелляции рассматриваются судами той юрисдикции, в рамках которой происходило судопроизводство. Так, на долю арбитража выпадает рассмотрение исключительно гражданских дел и апелляций по ним. Споры по уголовным делам — головная боль Апелляционной Коллегии.
Прогадать при подаче жалобы нельзя, так как апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое постановление. Далее жалоба будет перенаправлена органу, уполномоченному для рассмотрения претензий.
При исчерпании всех возможностей подачи апелляции, хождение по мукам для ходатайствующего продолжается уже в кассационных органах. Последним оплотом становится ВС РФ. При отклонении жалобы и Верховным Судом, остается надеяться только на западных партнеров, а именно — ЕСПЧ.
Взимание госпошлины
От чего любому законопослушному гражданину не уйти, так от взимаемой госпошлины. Ее уплата — обязательное условие при подаче апелляции. Как можно предположить, за вредность. Ходатайствующего или судьи — это уже неизвестно.
Размер пошлины составляет 150 рублей для физических лиц и до 3000 рублей для организаций.
Тяжбы по рассмотрению экономических споров предполагают иные расходы. При обращении в арбитраж, ценник составляет 3000 рублей, однако стоимость может и расти, в зависимости от статуса истца. В случае, если госпошлина не будет уплачена, дело далеко не пойдет.
Кассационная жалоба
Такая жалоба подается при исчерпании возможностей подачи апелляции. Обращаться в соответствующие инстанции возможно по гражданским, уголовным или административным делам. При просрочке обращения, ходатайствующему будет необходимо дополнительно просить о продлении срока, но лишь в свете веских на то оснований.
Кассационные инстанции
Ходатайствующий имеет право обратиться в:
- Президиум суда субъекта;
- арбитраж федерального округа;
- в судебную коллегию ВС РФ.
При подаче жалобы почтовым отправлением, нужно отправлять заявление заказным письмом.
Если текст жалобы будет содержать ошибки, препятствующие ее рассмотрению, заявление вернут истцу. На исправление всех недочетов предоставляется определенный промежуток времени. При отсутствии ошибок жалоба будет рассмотрена в течение трех дней на заседании, в котором смогут принять участие все заинтересованные в исходе процесса лица.
Оформление жалобы
Требования по оформлению кассации не несут в себе какой-либо принципиальной новизны. Так, принимается жалоба, составленная от руки или при помощи технических средств. В конце заявления должна красоваться личная подпись заявителя или лица, представляющего его интересы.
При составлении кассации необходимо указать следующие сведения:
- наименование и адрес суда;
- ФИО заявителя;
- процессуальное положение дела;
- перечень судов, отклонивших апелляцию;
- сведения обо всех участниках судебного разбирательства;
- список решений, которые нужно отменить полностью или частично;
- указание оснований для ходатайства;
- перечень претензий, подкрепленных правовыми нормами и различными документальными сведениями;
- прошение о рассмотрении ходатайства и пересмотра ранее вынесенного постановления;
- список прикрепленных документов.
В основной части указываются допущенные судом процессуальные нарушения (если они имеют место быть). Так, к ним относятся:
- уведомление не всех участников разбирательства;
- отсутствие протокола рассмотрения дела;
- нарушение права на защиту;
- нарушения при проведении судебного расследования, дебатов и т. д.
Также к кассации необходимо приложить определенный перечень документов, который в частных случаях может дополняться. Основными документами являются:
- ксерокопия паспорта ходатайствующего;
- копии предыдущих постановлений;
- документы, подтверждающие нарушение прав истца;
- квитанция об уплате пошлины.
Оформление кассации при оспаривании решения по уголовным или административным делам составляется по такому же образцу.
Надзорная жалоба
Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.
Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:
- жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
- список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
- жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
- срок подачи документа — не более трех месяцев.
Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.
Жалобу могут подать:
- участники предыдущих процессов;
- третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
- прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
- государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.
При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.
Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.
Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:
- нарушение прав определенного участника процесса;
- нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
- нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.
Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.
Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:
- вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
- уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
- лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
- судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
- каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;
- решение по делу принимается путем голосования.
После рассмотрения жалобы, суд выносит соответствующее решение. Так, возможен отказ в удовлетворении ходатайства, полная или частичная отмена вступившего ранее в силу постановления.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.