Обратная сила уголовного закона – это распространение норм Уголовного кодекса на деяния, совершенные до вступления этих норм в силу.
Если еще проще, то это ситуация, когда к фигуранту по уголовному делу применяются нормы УК, принятые после совершения преступления.
Например: К. совершил преступление 20.01.2021. Через неделю, то есть 27.01.2021 вступили в силу изменения к УК РФ, и К. судят уже в соответствии с этими изменениями.
По общему правилу уголовный закон обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 9 УК РФ):
Но из этого правила есть исключения. Об этом далее.
Что значит улучшение положения лица, совершившего преступление
Новый уголовный закон или обновленные нормы уже действующего уголовного закона улучшают положение виновного, если:
- Внесенные изменения устранили преступность деяния, то есть преступление перестало быть преступлением.
Например, в декабре 2011 года утратила силу ст. 130 УК РФ – оскорбление. То есть оскорбление перестало считаться преступлением и перешло в разряд административных правонарушений (ст. 5.61 КоАП РФ).
Поскольку новая редакция УК, уже не содержащая ст. 130, явно улучшила положение тех, кто совершил это преступление, применялась именно она. То есть после вступления изменений в силу осудить за оскорбление уже было нельзя. Несмотря на то, что преступление было совершено раньше.
- Поправки смягчили наказание за совершенное преступление.
Например, в изначальной редакции УК РФ максимальное наказание за кражу без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 158 УК РФ) составляло 3 года лишения свободы. Через несколько лет в статью были внесены изменения, и верхний предел наказания снизился до 2 лет.
Улучшение положение виновных налицо. Поэтому назначать больше 2 лет лишения свободы тем, кто совершил преступление до вступления поправок в силу, но осуждался уже после, было нельзя.
Важно: смягчением наказания считается также устранение нижнего предела наказания. Например, если прежняя санкция составляла от 2 до 5 лет лишения свободы, а новая – до 5 лет лишения свободы, то есть без минимального порога.
- Поправки исключили квалифицирующий признак (отягчающее обстоятельство).
Например, ранее во многих статьях УК РФ можно было увидеть в качестве квалифицирующего признака неоднократность. Особенно часто он встречался в нормах о различных формах хищения. В частности, вот так выглядела изначальная редакция ч. 2 ст. 161 УК РФ – грабеж:
Вот так она выглядит сейчас:
Неоднократность как квалифицирующий признак ушла из Уголовного кодекса. И если до внесения в УК изменений лицо успело совершить преступление, предусмотренное п. «б» ч.
2 ст. 161 УК РФ, его действия следовало переквалифицировать на ч. 1 ст.
161 УК РФ (при условии, что отсутствуют другие признаки, позволяющие вменить ч. 2). Разница в наказании существенная – 4 года лишения свободы против 7.
Важно: мы перечислили только самые популярные способы улучшения положения виновного при внесении изменений в УК.
На самом деле их гораздо больше. Так, улучшить положение лица, совершившего преступление, могут поправки:
- исключившие из ст. 63 УК РФ определенные отягчающие обстоятельства;
- сократившие срок погашения судимости или срок давности уголовного преследования;
- увеличившие возраст уголовной ответственности и т.д.
Таким образом, при возникновении сложности с выбором редакции Уголовного кодекса для применения к лицу, совершившему преступление в период внесения изменений, следует руководствоваться одним простым правилом: применятся та редакция, которая улучшает положение виновного. Любым образом.
Привлечение к административной ответственности
14 октября 2019 г. Межрайонная инспекция ФНС № 25 по Ростовской области проводила проверку в ООО «Расчетный центр Ростова-на-Дону». Инспекция установила, что общество не использует специальные банковские счета для приема платежей от населения за коммунальные услуги, принятые оператором по переводу денежных средств.
В связи с этим 7 ноября 2019 г. инспекция вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст.
15.1 КоАП «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» в виде 40 тыс. руб. штрафа.
Впоследствии «Расчетный центр Ростова-на-Дону» обратился в суд с заявлением о признании постановления незаконным и просил о его отмене. Общество отмечало, что оспариваемым постановлением нарушены его права в сфере предпринимательства и экономической деятельности, поскольку возложена обязанность по проведению операций по специальному банковскому счету, которая противоречит действующему законодательству. По мнению общества, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства вывод инспекции и суда о том, что непосредственный прием денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, осуществляемый оператором, не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.
Суды отказали в удовлетворении требований
3 февраля 2020 г. Арбитражный суд Ростовской области отказал в удовлетворении заявленного обществом требования со ссылкой на наличие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдение инспекцией порядка и срока привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного. Апелляционная и кассационная инстанции согласились с данными выводами.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из сложившейся практики применения п. 1 ч. 16 ст.
4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц в редакции, действовавшей на момент привлечения общества к административной ответственности. Суды приняли во внимание положение ч. 14 той же статьи, в силу которого платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Так, суды пришли к выводу, что общество, действуя в качестве платежного агента, осуществляло операции с денежными средствами потребителей услуг путем их получения от плательщиков через операторов по переводу денежных средств и последующего перечисления на расчетный счет поставщика, минуя специальный банковский счет, что свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП.
Использование разных редакций закона
Обратившись в Конституционный Суд, общество оспаривало конституционность п. 1 ч. 16 ст.
4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, согласно которому по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться, в частности, операции по зачислению наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом).
По мнению общества, оспариваемое законоположение фактически отменяет административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП, а потому оспариваемой норме должна быть придана обратная сила, как того требует ч.
2 ст. 1.7 КоАП. Однако, как указано в жалобе, правоприменительные органы с данным мнением не согласились.
В связи с этим заявитель, оспаривая решения по его делу, просит признать п. 1 ч. 16 ст.
4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц не соответствующим Конституции.
КС отказался рассматривать жалобу
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд отметил, что из представленных материалов следует, что на момент привлечения заявителя к административной ответственности действовала прежняя редакция оспариваемого пункта, в силу которой по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться, в частности, операции по зачислению принятых от физических лиц наличных денежных средств.
Суд пояснил, что при рассмотрении же арбитражными судами дела о признании незаконным и отмене соответствующего постановления налогового органа заявитель в подтверждение своих доводов об отсутствии противоправности деяния ссылался на обновленную редакцию данного пункта (вступившую в силу до вынесения решения судом первой инстанции), в которой появилось уточнение лишь относительно наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом).
Ссылкой на свое Определение от 30 января 2020 г. № 82-О КС указал, что п. 1 ч.
16 ст. 4 Закона о деятельности по приему платежей физических лиц направлен на обеспечение определенности правового статуса платежного агента, соблюдение баланса публичных и частных интересов. Суд подчеркнул, что данная норма вопросы административной ответственности непосредственно не регламентирует и сама по себе не может расцениваться как нарушающая в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
В то же время КС напомнил, что принцип обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность за правонарушения (ст. 54, ч. 2 Конституции), влечет освобождение от установленной ранее ответственности и может быть обеспечен лишь при условии создания надлежащего процессуального механизма, позволяющего определить в конкретном деле, в какой мере новый закон смягчает ответственность за правонарушение, и соответствующим образом применить его (постановления от 20 апреля 2006 г.
№ 4-П; от 13 июля 2010 г. № 15-П; от 10 октября 2013 г. № 20-П и др.).
Опубликовано постановление Конституционного Суда РФ о том, что решения судебных коллегий ВС РФ по конкретному делу не могут быть основанием для пересмотра аналогичных дел
КС обратил внимание, что применительно к административной ответственности принцип обратной силы закона конкретизирован в ст. 1.7 КоАП, определяющей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, т.е.
распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено, пояснил Суд.
КС напомнил свою неоднократно выраженную позицию о том, что, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона. Также законодатель может использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений ст. 1.2, п.
3 ч. 1 ст. 1.3 и п.
1 ч. 1 ст. 1.3 КоАП, указал Суд.
При этом КС разъяснил, что, применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 г. № 4-П; от 16 июля 2015 г. № 22-П; Определение от 21 апреля 2005 г.
№ 122-О и др.).