- В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ
- Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ.
- нормативные правовые акты, которые устанавливаютпорядок расчета НМЦК, НЦЕ (ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
- акты Правительства, которыми установлен исчерпывающий перечень источников информации для расчета НМЦК, НЦЕ (например, распоряжение Правительства от 18.09.2017 № 1995-р);
- правовые акты о нормированиисогласно статье 19 Закона № 44-ФЗ.
- Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП.
- При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах.
- Опишите объект закупки
- Аукцион
- Электронный
- Конкурс
- Запрос котировок
- Запрос предложений
- Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
- «Основные характеристики объекта закупки»;
- «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием»;
- «Расчет НМЦК или НЦЕ»;
- «Дата подготовки обоснования НМЦК или НЦЕ».
- Обоснование нормативного метода
- Объект закупки
- Лекарства
- Приказ Минздрава от 26.10.2017 № 871н
- Одноразовые медизделия из ПВХ-пластиков
- Регулярные перевозки пассажиров и багажа
- Распоряжение Минтранса от 15.12.2017 № НА-229-р
- Обоснование НМЦК при закупке лекарств
- Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ.
- Расчет НМЦК выглядит так.
- Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.
- Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.
- Позиция судов тоже неоднозначна.
- Такую позицию высказал, например, Орловский областной суд в постановлении от 07.06.2018 № 4А-107/2018.
- Ситуация: как обосновать цену контракта, если заказчик покупает нежилое здание по конкретному адресу
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка обоснования
- Другой пример. Заказчик обосновал НМЦК проектно-сметным методом, однако смету в документацию не включил. Кроме того, не указал, по какому документу рассчитал стоимость работ.
- Третья позиция – нарушили порядок или форму обоснования НМЦК или НЦЕ. Штраф – 10 000 руб. по части 2 статьи 7.29.3 КоАП. Есть судебная практика о том, что такая квалификация ошибочна: применять часть 2 статьи 7.29.3 КоАП за нарушение обоснования НМЦК в документации нельзя.
- Вам будет интересно:
- Комментарии закрыты
- Сайдбар
- Поиск по сайту
- Поддержи проект
- Что такое НМЦК
- Начальная цена на этапе планирования
- Методы обоснования начальной стоимости заказа
- Особенности обоснования цены
- Для чего рассчитывают начальную цену контракта
- Порядок расчета
- Образец
- Разъяснения по теме
- Об авторе этой статьи
- Методы определения начальной максимальной цены закупки
- Метод сопоставления цен рынка
- Вычисление коэффициента отклонения
- Расчёт по методу анализа рынка
- Что, если назначенная цена не соответствует рыночной
- Заниженная НМЦ
- Завышенная НМЦ
- Снижение НМЦ на 25% и более по завершении процедуры торгов
Рассчитайте и обоснуйте НМЦК или начальную цену единицы продукции методами, которые перечислены в статье 22 Закона № 44-ФЗ. В обосновании напишите причину, по которой выбрали тот или иной метод, опишите расчет, укажите источники информации о ценах. Начальную цену единицы обосновывайте, только если объем продукции неизвестен.
В каком порядке обосновать НМЦК или НЦЕ
Начинайте формировать обоснование НМЦК или начальной цены единицы продукции (далее – НЦЕ) с начала планирования закупки. В процесс обоснования входят этапы:
Далее читайте подробнее о каждом этапе.
Первый этап. Определите потребность в товаре, работе или услуге. Потребность должна отвечать целям закупки согласно статье 13 Закона № 44-ФЗ.
Второй этап. Установите требования к товарам, работам услугам, которые планируете купить, а также к условиям поставки, выполнения работ, оказания услуг.
Третий этап. Внесите сведения в план закупок. Планы закупок отменят с 1 октября, но на 2019 год заказчики планируют закупки по старым правилам.
Четвертый этап. Исследуйте рынок. Для этого изучите общедоступные источники информации и найдите продукцию, которая отвечает требованиям.
Пятый этап. Опишите объект закупки согласно требованиям статей 23 и 33 Закона № 44-ФЗ. Описать объект закупки помогут рекомендации «Как работать в каталоге товаров, работ и услуг», «Как описать объект закупки по 44-ФЗ».
Шестой этап. Проверьте, есть ли для продукции особые правила расчета НМЦК, НЦЕ:
нормативные правовые акты, которые устанавливаютпорядок расчета НМЦК, НЦЕ (ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
акты Правительства, которыми установлен исчерпывающий перечень источников информации для расчета НМЦК, НЦЕ (например, распоряжение Правительства от 18.09.2017 № 1995-р);
правовые акты о нормированиисогласно статье 19 Закона № 44-ФЗ.
Седьмой этап. Выберите метод расчета НМЦК, НЦЕ или несколько методов согласно статье 22 Закона № 44-ФЗ.
Восьмой этап. Рассчитайте НМЦК, НЦЕ методом или несколькими методами, которые выбрали.
Девятый этап. Обоснуйте НМЦК или НЦЕ. Подробнее о том, в каких документах и как обосновать НМЦК и НЦЕ, читайте ниже.
Десятый этап. Внесите сведения в план-график. Если проведете закупку, которой нет в плане-графике, должностное лицо заплатит штраф 30 000 руб. Об этом сказано в части 12 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, части 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Одиннадцатый этап. Перед закупкой уточните расчет НМЦК и обоснование. При необходимости скорректируйте суммы. Например, на размер инфляции или при увеличении налогов.
Двенадцатый этап. Уточненные сведения о цене внесите в извещение и документацию.
Такой порядок описан в пункте 2.2 Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
При обосновании закупок используйте сведения, которые получили на перечисленных выше этапах.
Опишите объект закупки
Аукцион
Электронный
Конкурс
Запрос котировок
Запрос предложений
Бумажные закупки заказчик вправе проводить только в исключительных случаях.
Обоснование цены необходимо включить в контракт с единственным поставщиком. Правило действует для закупок по пунктам 3, 6, 9–14, 17, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Для обоснования можете использовать форму, которую Минэкономразвития утвердило приказом от 02.10.2013 № 567.
Форма рекомендованная, поэтому применяйте ее на свое усмотрение.
Напишите предмет контракта: поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Например, поставка бумаги для офиса.
Далее заполните таблицу, которая состоит из полей:
«Основные характеристики объекта закупки»;
«Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием»;
«Расчет НМЦК или НЦЕ»;
«Дата подготовки обоснования НМЦК или НЦЕ».
В поле «Основные характеристики объекта закупки» напишите наиболее значимые характеристики. Включать описание объекта закупки полностью не нужно, так как это обоснование цены, а не техническое задание.
В поле «Используемый метод определения НМЦК или НЦЕ с обоснованием» укажите метод, которым рассчитали НМЦК или начальную цену единицы продукции. Если использовали несколько методов, перечислите все. Обоснуйте, почему выбрали тот или иной метод. Например, метод анализа рынка – приоритетный, согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Нормативный метод используют, если продукцию включили в ведомственный перечень (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Обоснование нормативного метода
Расчет НМЦК или НЦЕ тарифным методом используют, если цену на продукцию регулирует государство или муниципалитет (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Объект закупки
Лекарства
Приказ Минздрава от 26.10.2017 № 871н
Одноразовые медизделия из ПВХ-пластиков
Регулярные перевозки пассажиров и багажа
Распоряжение Минтранса от 15.12.2017 № НА-229-р
В этих случаях включите в обоснование расчеты согласно нормативным актам, которые приняли органы власти.
Например, при закупке лекарств напишите в обосновании НМЦК:
Обоснование НМЦК при закупке лекарств
Второй вариант – иной метод, который не предусмотрен Законом № 44-ФЗ. В обоснование НМЦК включите обоснование, почему не можете применять методы согласно части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ (ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Внимание: до 1 октября 2019 года закупать лекарства по цене за единицу нельзя. Обязательно рассчитывайте НМЦК. Об этом сказано в части 8 статьи 2 Закона № 71-ФЗ.
Обоснование иного метода
В поле «Расчет НМЦК или НЦЕ» полностью опишите, как рассчитали НМЦК или начальную цену за единицу. Например, если использовали метод анализа рынка, напишите:
- наименование и количество каждой единицы продукции;
- предложение по каждому источнику ценовой информации;
- среднюю арифметическую цену на основании всех предложений;
- коэффициент вариации;
- расчет НМЦК или НЦЕ по средней цене.
Расчет НМЦК выглядит так.
Заполните поле «Дата подготовки обоснования НМЦК, НЦЕ». Если брали для расчета сведения, которым более шести месяцев, приведите цены к текущему уровню.
Как это сделать, читайте в рекомендации. Такие правила описаны в пункте 3.14 Методических рекомендаций.
В обоснование НМЦК или НЦЕ включите справочную информацию и документы или реквизиты документов, которые использовали для расчета.
Сведения о возможных поставщиках, которые предоставили коммерческие предложения, не указывайте. Оригиналы коммерческих предложений, а также скриншоты храните вместе с другими документами закупки. Об этом сказано в пункте 2.1 Методических рекомендаций.
Так, Минфин объяснил право заказчика при расчете НМЦК выбрать не среднюю цену, а минимальную из предложенных.
Аналогичную позицию высказали специалисты Ульяновского УФАС в решении от 11.01.2016 № 873/03-2015 и Вологодского УФАС в решении от 16.04.2018 № 04-11/57-18.
Есть противоположная административная практика – заказчик обязан применять Методические рекомендации.
Например, решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018 и решение, предписание Тверского УФАС от 17.08.2018 № 05-6/1-195-2018.
Позиция судов тоже неоднозначна.
Часть судов указали, что Методические рекомендации заказчик применять не обязан. Например, решение Замоскворецкого районного суда Москвы от 23.12.2014 № 12-1719/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 № Ф07-668/2015, А42-2927/2014.
Однако есть судебная практика, которая говорит о том, что заказчик обязан применять Методические рекомендации, когда обосновывает НМЦК.
Такую позицию высказал, например, Орловский областной суд в постановлении от 07.06.2018 № 4А-107/2018.
Таким образом, безопаснее применять Методические рекомендации. Это поможет избежать претензий контрольных органов.
Ситуация: как обосновать цену контракта, если заказчик покупает нежилое здание по конкретному адресу
Ситуация: кто обосновывает НМЦК или НЦЕ при совместной закупке
Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка обоснования
Заказчика, который нарушит порядок обоснования НМЦК или НЦЕ, оштрафуют по статьям КоАП. По какой именно статье накажут, зависит от позиции контрольного органа и суда.
Первая позиция – утвердили закупочную документацию с нарушениями. Это самое мягкое наказание – штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).
Например, заказчик в обосновании НМЦК написал, что для расчета цены использовал сведения трех поставщиков. Однако реквизиты коммерческих предложений не указал.
Специалисты ФАС решили, что работник контрактной службы совершил правонарушение по части 4.2 статьи 7.30 КоАП (решение, предписание Челябинского УФАС от 22.11.2018 № 686-ж/2018).
Другой пример. Заказчик обосновал НМЦК проектно-сметным методом, однако смету в документацию не включил. Кроме того, не указал, по какому документу рассчитал стоимость работ.
Контролеры оштрафовали руководителя по части 4.2 статьи 7.30 КоАП. Суд признал штраф законным (решение Ленинского районного суда Перми от 05.09.2016 № 12-596/2016).
Вторая позиция – опубликовали документы с нарушением Закона № 44-ФЗ. За это нарушение должностное лицо оштрафуют на 15 000 руб. по части 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Третья позиция – нарушили порядок или форму обоснования НМЦК или НЦЕ. Штраф – 10 000 руб. по части 2 статьи 7.29.3 КоАП. Есть судебная практика о том, что такая квалификация ошибочна: применять часть 2 статьи 7.29.3 КоАП за нарушение обоснования НМЦК в документации нельзя.
Эту санкцию применяют только за нарушения обоснования цены на этапе планирования (например, постановление Кемеровского областного суда от 13.06.2017 № 4а-566/2017).
Если сотрудник заказчика обоснует НМЦК или НЦЕ недостоверными сведениями, то ответственность уже не административная, а уголовная.
Авторы: Оксана Баландина и Константин Эделев, эксперты системы Госзаказ. Текст размещен в ознакомительных целях.
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Поддержи проект
Онлайн консультация юриста в области Государственных закупок. Помощь в сложных ситуациях. Участие в закупках. Конкурсы, аукционы, запросы котировок. Оперативно.
Что такое НМЦК
В Федеральной контрактной системе дается расшифровка НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Это предел стоимости, который заказчик устанавливает для конкурентных процедур. НМЦК указывают в извещении, документации о закупке (если заказчик решил ее составить), приглашении на участие в закрытых торгах.
А при заключении контракта с единственным поставщиком используют другой показатель — цену контракта с единственным поставщиком.
В ст. 22 44-ФЗ указано, что такое НМЦК в госзакупках, — это базовый показатель, по которому выбирают способ определения поставщика и срок публикации извещения о закупке в ЕИС (ч. 1 ст.
22 44-ФЗ). Для конкурсов и аукционов нет ценовых ограничений, а вот электронный запрос котировок проводят для тендеров не дороже 3 000 000 рублей (п. 1 ч.
10 ст. 24 44-ФЗ).
Есть ограничения и для закупок у единственного поставщика — по п. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А для торгов, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, предусмотрен лимит по НМЦК в 20 000 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).
Сроки размещения извещения тоже зависят от начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ — вот они (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):
- электронный конкурс — минимум за 15 дней до окончания подачи заявок;
- электронный аукцион с НМЦК до 300 000 000 рублей (до 2 млрд рублей при закупке строительных работ) — минимум за 7 дней до даты окончания подачи заявок, в остальных случаях публикуем извещение минимум за 15 дней до даты окончания подачи заявок;
- электронный запрос котировок — минимум за 4 рабочих дня до окончания подачи заявок.
В извещении о закупке обязательно указывают начальную стоимость заказа (п. 9 ч. 1 ст.
42 44-ФЗ). Документы по определению НМЦК, к примеру, расчеты, скриншоты страниц сайтов с датой и временем из подготовки, необходимо хранить с документами о закупках. Таким способом заказчик подтвердит, что он исполнил требования ст.
22 по обоснованию начальной цены.
Для определения начальной цены нельзя использовать иностранную валюту. Исключение сделали только для заказчиков, которые работают на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Предельная стоимость заказа — важный фактор для поставщика. Исходя из ценовой информации, потенциальные исполнители делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере. Также начальная стоимость влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы обосновывать НМЦК без нарушений и штрафов.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Начальная цена на этапе планирования
Расчет и определение НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦ (ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе).
Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в извещении. Стоимость товаров, работ, услуг в реальном времени отличается от плановых значений, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.
Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.
Перед проведением закупки проверьте актуальность цен товаров, работ, услуг, по которым рассчитывали НМЦК для плана-графика. Для расчета используйте методы из ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Методы обоснования начальной стоимости заказа
Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в ст. 22 Федеральной контрактной системы и уточнены в методических рекомендациях Минэкономразвития.
Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
- обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен;
- нормативный метод обоснования НМЦК;
- тарифный метод обоснования НМЦК;
- проектно-сметный метод определения НМЦК;
- затратный метод обоснования НМЦК.
Вот обоснования НМЦК в виде таблицы — методом анализа рынка:
Региональные власти вправе вводить дополнительные методические рекомендации локальными нормативными актами. Как пример — распоряжение правительства Москвы № 242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области № 117-р и др. Заказчики применяют и основные, и дополнительные рекомендации при проведении закупки для нужд субъекта РФ.
НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком определяются по одним правилам — по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Особенности обоснования цены
Для некоторых закупок ценовые показатели рассчитывают по особым правилам. Особенности действуют для заказов:
- в градостроительной сфере (Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019);
- в рамках государственного оборонного заказа (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017);
- по энергосервисным контрактам (ч. 19 ст. 108 ФКС, приложение № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010);
- отдельных видов медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011);
- лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019);
- медицинских изделий, но не для всех (Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020);
- стандартного жилья у единственного поставщика (161-ФЗ от 24.07.2008);
- работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта строительства, включенных в один лот по ч. 16.1 ст. 34 Федеральной контрактной системы, но сначала надо получить заключение — после специального аудита, при котором проверяется обоснование предполагаемой стоимости строительства объекта капстроительства (п. 5 ПП РФ № 563 от 12.05.2017);
- услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами (ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021);
- с последующим заключением контракта по ч. 56 ст. 112 Федеральной контрактной системы (ч. 59 ст. 112 ФКС, Приказ Минстроя № 175/пр от 30.03.2020);
- охранных услуг (Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021).
Кроме того, есть особенности определения максимальной стоимости для закупок, которые проводятся для достижения минимальной обязательной доли заказов российских товаров. Такие особенности обоснования и расчета НМЦ, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной стоимости единицы товара определяет российское правительство.
Для чего рассчитывают начальную цену контракта
Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру.
Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование НМЦК с единственным поставщиком и для конкурентных закупок производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.
Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 600 000 рублей, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 3 млн рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме (ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести электронный запрос котировок без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Есть и другие правила, связанные с обоснованием цены договора: организация-заказчик обязана требовать обеспечения заявки от участника госзаказа, если НМЦК превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Для закупок стоимостью ниже 1 млн рублей организатор торгов вправе (но не обязан) потребовать обеспечить заявку.
Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Извещение об осуществлении закупки размещается для (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):
- электронного конкурса — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок независимо от начальной цены;
- электронного аукциона — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок. Исключением являются случаи, когда НМЦК не превышает 300 миллионов рублей или 2 миллиарда рублей на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Для закупок-исключений извещение размещают не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок;
- электронного запроса котировок — не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок независимо от начальной цены.
Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив виды обоснований начальной максимальной цены ФЗ 44, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.
Порядок расчета
Методология определения начальной цены регулируется ст. 22 44-ФЗ. При расчете учитываются методические рекомендации, закрепленные в Приказе № 567. Выделяют следующие методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):
- анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
- проектно-сметный;
- тарифный;
- нормативный;
- затратный.
Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти: пример — Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.
По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч.
2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ).
При исчислении НМЦК организация-заказчик вправе применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.
В 2022 году в порядок расчета начальной ЦК внесли изменения (104-ФЗ от 16.04.2022). Теперь при определении начальной стоимости заказчикам нельзя использовать сведения о котировках на иностранных биржах. Еще один запрет — нельзя обосновывать ЦК, используя иностранную валюту.
Но он не распространяется на российских заказчиков, которые работают в иностранном государстве.
Заказчики заполняют таблицу обоснования цены контракта по 44-ФЗ — используйте шаблон в работе:
обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
(указывается предмет контракта)
Основные характеристики объекта закупки ____________________
Используемый метод определения НМЦК с обоснованием: _______________________________
Расчет НМЦК __________________________
Дата подготовки обоснования НМЦК: _______________________
Работник контрактной службы/контрактный управляющий:
___________ /________________/ (подпись/ расшифровка подписи)
Из методических рекомендаций понятно, нужна или нет дата обоснования НМЦК, — да, в документальной форме требуется указать дату формирования расчета.
___________ _______________ 20____ г.
Ф.И.О. исполнителя/ контактный телефон
Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст.
22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.
Это положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.
Образец
Приведем пример обоснования начальной цены контракта методом анализа рынка.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документы | Скачать документ |
---|---|---|
Если применяете затратный метод, то приложите обоснование о невозможности использовать другие методы | Письмо Минфина от 16.06.2017 № 24-02-06/37730 | Скачать |
Чтобы обосновать НМЦК проектно-сметным методом, разработайте проектно-сметную документацию. Смета составляется с учетом методики применения сметных норм, которая утверждена Приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 507/пр. Используйте прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства | Письмо Минстроя от 02.03.2018 № 8587-СМ/09 | Скачать |
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.
С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Методы определения начальной максимальной цены закупки
Алгоритм и разрешенные методы определения НМЦК перечислены в 44 ФЗ (ст. 22). Допускается одновременное применение нескольких методик определения цены на торгах, а в отдельных случаях и применение дополнительных расчетных способов по согласованию с органами власти в конкретных регионах.
Рассмотрим каждый из них детально и объясним, как работают расчеты.
Метод сопоставления цен рынка
Этот способ применяется чаще других и заключается в следующем:
- Сравнение заказчиком стоимости на нужную для его целей продукцию, услуги и работы у потенциальных исполнителей по контракту. Данные для анализа берут из доступных всем материалов — из каталогов, с интернет-площадок и т.п.
- Запрос у подрядчиков или производителей продукции детальных коммерческих предложений. В процессе сравнении стоимости учитывают только полностью одинаковые или хотя бы сходные товары с учетом показания отклонений.
- Публикация в ЕИС ценового запроса и анализ стоимости из реестра контрактов.
Предложенные участниками цены не принимаются госзаказчиком во внимание в следующих ситуациях:
- данные поставщика есть в РНП;
- предложенные цены опубликованы в анонимном порядке;
- нет подробного механизма по расчету цен от поставщика;
- есть сомнения в том, что предложенная стоимость является адекватной и в полной мере соответствует описанию товара.
Есть возможность увеличить цену из реестра контрактов, приняв во внимание тип закупочной процедуры, в которой была найдена информация о стоимости услуги, товара или работы:
- для конкурса — максимум на 10%;
- для запросов котировок и предложений — на 17%;
- для аукциона — на 13%.
Нельзя увеличить цену только для закупки у единственного поставщика.
Вычисление коэффициента отклонения
Метод расчета предельной стоимости закупки подразумевает контроль однородности цен с вычислением показателя отклонения. В расчет включают цены товаров, полученные у различных поставщиков:
- от трех стоимостей при получении цен в запросах коммерческих предложений;
- от пяти стоимостей при рассмотрении завершенных контрактов.
Сперва нужно вычислить среднеквадратическое отклонение. Расчет производят по так:
- σ — среднеквадратическое отклонение;
- i — номер источника цены;
- Ц — среднее арифметическое всех цен;
- n — общее количество цен;
- Цi — собственно, цена.
Сам коэффициент отклонения считают так:
Чтобы цены можно было применить для расчета НМЦК, конечный результат не должен превышать 33%.
Расчёт по методу анализа рынка
После того, как цены отобраны и проверена их однородность, расчет НМЦК производят так:
- V — количество закупаемого товара;
- n — количество используемых в расчете цен;
- Цi — цена, используемая для расчета.
Что, если назначенная цена не соответствует рыночной
Бывает, что назначенная в результате расчета цена находится не в рынке, а превышает рыночную стоимость или напротив, сильно ниже. Расскажем, на что в этих случаях нужно обратить внимание поставщику товаров и услуг.
Заниженная НМЦ
Если для поставщика важно собрать протфолио из выполненных заказов для дальнейшего участия в муниципальных и госторгах, есть смысл подать заявку на участие в такой закупке. Конкурентов будет немного, поэтому повысятся шансы на победу.
Завышенная НМЦ
Когда НМЦ закупки завышена, ее несложно снизить до среднерыночного показателя, если в торгах примут участие много компаний. Обратная сторона такого предложения — повышенный интерес к торгам со стороны органов правопорядка, финконтроля и прокуратуры. Если заказчик не сможет аргументировать корректность своих ценовых расчетов, высока вероятность, что закупку отменят.
Снижение НМЦ на 25% и более по завершении процедуры торгов
Если участник аукциона или конкурса понизит цену закупки более чем на 25%, ему нужно будет доказать свою добросовестность. Вот какие антидемпинговые меры может применить к нему госзаказчик:
- при НМЦК от 15 млн. руб. заказчик может просить увеличение обеспечения по контракту на 75%;
- при цене договора до 15 млн. руб. обеспечение исполнения контракта увеличивается на 75% или требуется подтверждение исполнения минимум 3-х контрактов участником за 3 предыдущих года с ценой свыше НМЦК на 20% хотя бы одного из них.
Для МСП требования значительно смягчены:
- поставщику потребуется предоставить подтверждение, что общая сумма исполненных за 3 года контрактов превышает цену госзакупки;
- обеспечение контракта увеличится на 75% от его итоговой цены, а не от НМЦК.
Такие данные участник закупки из реестра МСП должен предоставить до момента подписания контракта.