На наймодателе лежала обязанность предоставить нанимателю пользование нанятой вещью (или вещью и плодами от нее). Вместе с вещью должны быть переданы и принадлежности к ней (например, при сдаче земельного участка — обычный инвентарь).
Вещь должна быть предоставлена своевременно. Несоблюдение этой обязанности дает нанимателю право отступиться от договора.
Обязанность наймодателя предоставить нанимателю вещь в пользование не исчерпывалась однократной передачей вещи нанимателю: наймодатель обязан был в течение всего срока найма обеспечить нанимателю возможность спокойного и соответствующего договору пользования вещью.
Для этого наймодатель должен производить необходимый ремонт отданной внаем вещи, чтобы в течение всего срока договора поддерживать вещь в годном для пользования состоянии, устранять препятствия, которые мог встретить с чей-либо стороны наниматель, и т.п.
Если предоставленная в пользование вещь оказывалась непригодной для пользования или, по крайней мере, пользование не давало всего того хозяйственного эффекта, на получение которого наниматель вправе был рассчитывать, то действовали принципы, аналогичные тем, на которых строилась ответственность продавца за недостатки проданной вещи. Ответственность наймодателя за недостатки сданной внаем вещи выражалась в возмещении всего интереса нанимателя в тех случаях, когда вещь оказывалась непригодной для пользования по тому назначению, какое имелось в виду при заключении договора. Однако возможно было в этих случаях и иное последствие, а именно: нанимателю принадлежало право отказаться от договора.
Если пользование вещью было возможно, но с меньшим хозяйственным эффектом и удобствами, наниматель мог с помощью actio conducti требовать снижения наемной платы.
Наймодатель отвечал за всякую вину (omnis culpa). Если невозможность пользования вещью для нанимателя наступала без вины в том наймодателя, последний не нес ответственности перед нанимателем, но и не имел права требовать наемную плату за то время, пока пользование вещью было невозможно по такой случайной причине. Из этого можно сделать вывод, что риск в данном случае лежал на наймодателе (periculum est locatoris).
Наймодатель обязан был также платить за отданную внаем вещь налоги, нести всякого рода публичные повинности и пр.
Обязанности нанимателя.
Наниматель был обязан платить наймодателю за пользование вещью условленную наемную плату пропорционально времени пользования. По общему правилу, если не было иного соглашения, наемная плата вносилась по истечении соответствующего промежутка времени (postnumerando). Если наниматель внес наемную плату вперед, а использование в течение всего периода, за который внесена наемная плата, оказалось невозможным не по вине нанимателя (например, по случайной причине сгорел нанятый дом), нанимателю дается actio conducti для возвращения наемной платы.
Вопрос о платеже наемной платы получил специальную регламентацию для того случая, когда она определена в натуре в известном количестве продуктов (сельскохозяйственная аренда). Различные случайные обстоятельства могут сильно повлиять на урожай и так его понизить, что для арендатора окажется непосильной арендная плата, установленная по договору. Классические римские юристы оставили по этому вопросу следующие указания.
Если имела место так называемая неодолимая сила (vis cui resisti non potest), вследствие чего пропал урожай, наниматель освобождался от обязанности платежа наемной платы. Если же ничего чрезвычайного не произошло, то убыток от недорода и т.п. нес наниматель.
В отношении неурожая, постигшего нанятый участок, классические юристы давали еще такое разъяснение: урожайность — дело случайное: один год — неурожайный, а другой — дает обильный урожай; поэтому в неурожайный год, когда арендатору трудно уплатить полную арендную плату, следует допустить уменьшение платы (remissio mercedis); но, если последующие годы будут урожайными, наймодатель вправе дополучить арендную плату и за неурожайный год.
Наниматель при пользовании вещью должен был сообразовываться с содержанием договора и хозяйственным назначением вещи. Он нес ответственность за всякого рода повреждения и ухудшения нанятой вещи, если они произошли по его вине, хотя бы легкой.
По окончании найма нанятая вещь должна быть возвращена без задержки и в надлежащем состоянии. В случае несвоевременного возвращения нанятой вещи наниматель был обязан возместить наймодателю убытки, понесенные им от несвоевременного возвращения вещи.
Если наниматель за время найма произвел затраты на нанятую вещь, то вопрос о его праве на возмещение произведенного расхода решался в зависимости от характера затрат. В тех случаях, когда издержки можно было считать необходимыми либо полезными, хозяйственно целесообразными, наниматель имел право требовать от наймодателя их возмещения; если же издержки не имели такого значения, а сделаны были только в силу особенностей личного вкуса или желания нанимателя, то ему не давалось права требовать возмещения таких затрат, а только предоставлялось право отделить от вещи «вложения» в нее, при условии, однако, если это можно сделать без ухудшения вещи.
Наниматель не лишен был права (если не было противоположного соглашения с наймодателем) передать нанятую вещь в пользование другому лицу (поднаем).
Разумеется, такая передача нанятой вещи поднанимателю не снимала с основного нанимателя ответственности перед наймодателем за сохранность вещи и надлежащее ее использование. Наниматель вообще отвечал от своего имени (в данном случае это значит: как за свою вину) за вину всех, кого он допускал к нанятой вещи.
Социально-экономическое положение нанимателей в Риме и преимущественная забота закона о наймодателях сказалась на регламентации договора найма, в частности, в том, что римское право строго последовательно проводило обязательственно-правовую природу имущественного найма.
Важнейшим выводом из указанного принципа было то положение, что, если наймодатель до истечения срока имущественного найма отчуждал сданное имущество, новый собственник не был связан договором своего предшественника. В новое время получил большое распространение афоризм, что «купля прекращает (ломает) наем». Этот афоризм не точен: отчуждение сданной внаем вещи не снимало с наймодателя ответственности перед нанимателем, следовательно, договор между ними не считался прекращенным; но осуществление нанимателем пользования нанятой вещью находилось в зависимости от согласия нового собственника вещи, на которого договор предшественника автоматически не распространялся.
Если новый собственник не давал нанимателю согласия на пользование вещью, первоначальный наймодатель нес ответственность по договору.
Договор найма вещи в некоторых случаях мог быть прекращен односторонним отказом от него той или другой стороны. Такое право признавалось за нанимателем, в частности, если предоставленная наймодателем вещь оказывалась непригодной для использования. Наниматель мог также отказаться от договора, если пользование вещью связано с серьезной опасностью.
В ряде случаев имел право прекратить договор наймодатель, а именно, если наниматель злоупотреблял своим правом, пользовался вещью так, что портил ее и т.д., если нанятая вещь требовала ремонта, а выполнение его невозможно без прекращения пользования нанимателя, наконец, если вещь оказалась необходимой для личных надобностей наймодателя.
Смерть той или иной стороны не прекращала договора найма. Прекращался договор найма истечением срока, но если фактически пользование вещью со стороны нанимателя продолжалось и по окончании срока, договор считался возобновленным по молчаливому согласию сторон.
Какой договор является консенсуальным
Это договор, для заключения которого достаточно согласовать в требуемой форме все существенные условия (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Таких договоров большинство. К ним относятся, например, договоры купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ), аренды зданий и сооружений (п. 1 ст. 650 ГК РФ), подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ), возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Общие положения о реальных и консенсуальных соглашениях
Прямого указания на отличия рассматриваемых видов договоров в законе не приводится. Вопрос является теоретическим, и юристы-теоретики давно вывели все возможные отличительные признаки реальной и консенсуальной сделки.
Отличается реальный договор от консенсуального главным образом временем его заключения, т.е. моментом появления прав и обязанностей по факту достигнутых договоренностей. Порядок определения момента заключения рассматриваемых соглашений определен в ст. 433 ГК РФ (в ч. 1 данной нормы оговорен момент заключения консенсуального соглашения, а в ч. 2 – реального).
Консенсуальная сделка считается заключенной в момент достижения сторонами соглашения договоренности по всем его существенным условиям. Реальная же сделка признается заключенной исключительно после наступления момента передачи имущества.
При таких обстоятельствах отличие реального договора от консенсуального кроется в моменте, с которого соглашение начинает свое действие. Если для вступления в силу соглашения консенсуального характера в большинстве случаев достаточно его подписать, то по реальной сделке просто подписать документ мало – требуется передать предмет договора.
Чем отличается реальный договор от консенсуального? Примеры консенсуальных и реальных договоров
Самым ярким примером консенсуальной сделки является договор купли-продажи. После того, как он подписан, в силу требований ст. 454 ГК РФ, стороны обязаны начать исполнять его условия. Кроме того, к консенсуальным сделкам можно отнести договор подряда, кредитный договор, договор поручения, договор перевозки.
Самым выразительным примером реального договора является договор займа. Даже если стороны подписали договор, в котором отразили все необходимые существенные условия, он не вступит в силу. Именно поэтому факт передачи необходимо подтвердить, например, распиской, либо актом приема-передачи.
В качестве дополнительных примеров реального договора можно привести следующие договоры:
- Дарения (если нет обещания дарения в будущем).
- Ренты.
- Аренды транспорта с экипажем.
- Безвозмездного пользования, если у ссудодателя нет обязанности передачи вещи ссудополучателю.
- Перевозки.
- Финансирования под уступку денежного требования (кроме договора, когда фин. агент обязуется передавать контрагенту деньги в счет требования последнего к третьему лицу).
- Банковского вклада.
- Хранения, если у хранителя нет обязанности принять вещь на хранение в будущем.
- Страхования.
- Доверительного управления имуществом.
Консенсуальных соглашений гораздо больше, чем реальных, что дает возможность легко отличить их друг от друга. Кроме того, если в соглашении в обязанностях сторон указывается «обязуется», то это скорее всего консенсуальный договор. Если же указывается «передает», то с большой долей вероятности можно говорить о том, что договор реальный.
Некоторые соглашения могут быть как реальными, так и консенсуальными, например, договор дарения. Он может быть как реальным, так и консенсуальным, если дар передается в будущем и об этом есть договоренность лиц, участвующих в соглашении.
Таким образом, самое существенное отличие реальных и консенсуальных договоров заключается в моменте их вступления в силу – с момента заключения, либо передачи вещи.
Различия между реальными и консенсуальными договорами
Гражданское законодательство Российской Федерации, то есть его прикладная сфера, не дает определения реальных и консенсуальных сделок. Таким образом, разделение типов договоров – это исключительно прерогатива теоретической юридической науки.
Реальность сделки или ее консенсуальность определяются в юриспруденции по моменту заключения договора. У разных типов договоров момент их заключения будет тоже разным. Определить момент, то есть отправную точку возникновения договора, как правового явления, позволяет ст. 433 ГК РФ.
Так, точкой возникновения консенсуального договора считается момент его подписания, а реального – момент передачи имущества.
Исходя из смысла ст. 433 ГК основные различия между консенсуальным и реальным договорами можно определить следующими условиями:
- Момент возникновения реального договора определяется с момента передачи предмета договора от одного контрагента другому.
- Момент возникновения консенсуального договора определяется после получения акцепта на предложенную оферту.
Также следует отметить и существование смешанных договоров, включающих в себя как признаки консенсуальности, так и признаки реальности. К ним могут относиться, к примеру, договоры дарения, в ходе заключения которых контрагенты самостоятельно определяют временные рамки их заключения.
Еще одно исключение, оговоренное законом, касается договоров, по которым права и обязанности сторон начинают действовать после государственной регистрации, однако это, как правило, относится к третьим лицам.
Также существенным различием консенсуальных и реальных договоров является необходимость передачи имущества от одной стороны другой при реальной сделке. Невыполнение этой процедуры приведет к признанию контракта незаключенным. Например, договор по банковским вкладам нельзя заключить с неплатежеспособным гражданином.
Момент заключения контракта
Закон предусматривает для каждого из вышеописанных контрактов свои сроки вступления в силу, и это условие договора не может быть изменено по желанию сторон. Кроме того, в образцах договоров определены существенные условия, подлежащие исполнению.
Для консенсуальных договоров достаточно подписания сторонами сделки, что означает их согласие по всем, оговоренным в контракте значительным критериям исполнения. Например:
- В подрядных строительных договорах главными будут описание строительного объекта, сметная стоимость работ и сроки окончания.
- При аренде помещений и зданий необходимы конкретные строительные и эксплуатационные характеристики предмета сделки, расценки за аренду квадратного метра площади.
- По недвижимому имуществу важно его грамотное описание и цена.
- Договоры по государственным поставкам, кроме существенных характеристик закупаемых товаров, сырья и их стоимости, требуют также указания на методы исполнения своих обязательств подрядчиком.
Значимым обстоятельством является обязательное согласование всех существенных условий, оговоренных в Гражданском кодексе по этому типу сделок. Исключением являются сопутствующие и дополнительные условия договора, которые могут исключаться или добавляться в текст документа по согласованию сторон.
Нельзя точно разграничить типы соглашений на реальный и консенсуальный. Порой это приходится делать в суде.
Хотя большинство контрактов классифицируются российским законодательством как консенсуальные, множество сделок в той или иной степени носит черты обоих видов соглашений. Это относится, например, к следующим правовым документам:
- По сделкам дарения необходима передача какого-либо имущества (денежные средства, квартира, дом и т.д.) от дарителя одаряемому. В то же время, при намерении дарителя сделать это в будущем, оформляется сделка, носящая консенсуальный характер.
- Договор займа по своей сущности является реальным, так как получает законную силу после передачи оговоренных в нем вещей, денег, другого имущества. А контракт по кредиту считается заключенным и действующим уже после подписания его сторонами (в отдельных случаях после нотариального заверения), то есть признается консенсуальным.
Юридическую силу реальная сделка приобретает только после передачи финансовых активов, имущества движимого или недвижимого, транспортных средств, и других вещей, зафиксированных в договоре как предмет соглашения. Простое согласование сторонами и их подписи не являются необходимыми условиями вступления договора в действие.
Ни законы РФ, ни судебные решения не могут принудить граждан или организации к фактической передаче имущества по заключенным реальным договорам.
Например, физические лица (граждане, индивидуальные предприниматели) согласовали между собой заем денег, включая проценты по кредиту и сроки выплат, и заключили контракт, носящий характерные признаки реального договора.
До момента передачи денег заимодавец имеет полное право расторгнуть договор, так как наличие в нем его подписи, наряду с подписью заемщика, не означает вступления документа в полную юридическую силу.
После передачи денег заемщик получает все права использования полученных денежных средств по своему желанию на продолжении всего договорного периода, однако должен вовремя вернуть деньги после окончания контракта или по требованию контрагента, если последнее предусмотрено соглашением.