- Виды категорий
- Как открывают новые категории
- Какие категории откроют при замене водительского удостоверения
- Процедура переноса в новые права
- Причины отказа в переносе
- Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории
- Виды и подвиды ТС
- Особенности для получения разных категорий
- Автоматическое получение
- Обязательный экзамен
- Отличия
- Процедура замены прав
- Причины замены
- Документы
- Куда обратиться
- Особенности для получения разных категорий
- Распространенные трудности
- Что говорит закон
- Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории
Начнем с Автобусов, именно они стали самыми восстребованными по всей России транспортными средствами для передвижения граждан. Что бы соискатель получил права категории D, нужно пройти обучение в автошколе, сдать внутренние квалификационные экзамены в автошколе и аналогичные государственные экзамены в ГИБДД. Транспорт категории D предназначен для перевозки пассажиров, такие автомобили имеют 8 и более посадочных мест, не считая места водителя.
Максимальное колличество мест в законодательстве не указанно, соответственно их максимальное колличество может быть ограниченно лишь техническими характеристиками транспортного средства.
Есть ряд требований и исключений к соискателям соответствующей категории D. Военнослужащие в специальных подразделениях имеют возможность проходить обучение на управление транспортными средствами категории D немного раньше, чем все остальные. Как правило такое обучение происходит на базе самих военных учереждений.
Пройдя соответствующее обучение курсанты могут быть допущены до сдачи государственных экзаменов и получить права категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста, тогда как обычные граждане, могут быть допущены на обучение и до экзаменов в 20лет, а получить права могут лишь в 21 год. Стоит отметит, что курсанты военных служб могут раньше остальных получить права категории D, но по факту могут управлять лишь специальным военным транспортом, предназначенным для перевозки военнослужащих. Для того что бы получить право на управление автобусами, соискатель должен иметь стаж не менее 3 лет, по категориям В или С.
Ответственность за перевозку пассажиров колосальная, поэтому стаж вождения других транспортных средств обязателен, на наш взгляд чем больше, тем лучше!
Виды категорий
Все водительские удостоверения условно делят существующие виды транспорта на отдельные классы, каждому из которых присваивается своя аббревиатура. Всего их насчитывается шесть:
Важно знать! Однако, при переносе уже открытых категорий в новые права, водителю будут дополнительно вписываться и подкатегории, устанавливающие ограничения на объем двигателя определенного вида ТС и на его суммарный вес (при подсчете массы прицепа).
Как открывают новые категории
При замене водительского удостоверения открытые категории ставятся в новую корочку автоматически. Но любой последующий класс ТС будет требовать от автолюбителя специального обучения. Для этого ему нужно обратиться в автошколу с пакетом обязательных документов:
- Заявление на прохождение курсов по управлению определенным типом транспортных средств;
- Медицинская справка, подписанная терапевтом, психиатром, офтальмологом и наркологом;
- Копия паспорта;
- Действующее водительское удостоверение (если имеется);
- Квитанция об оплате госпошлины.
Важно знать! Для каждой категории существует теоретический курс по ПДД, по которому в конце обучения придется сдавать экзамен. В завершение автолюбителю предстоит пройти практику на выбранном типе ТС. И только после успешной сдачи нормативов сотрудники ГАИ смогут внести в корочку водителя новую пометку, открывающую ему дополнительные возможности.
Какие категории откроют при замене водительского удостоверения
Все автомобилисты, по истечению десяти лет с момента получения прав, обязаны подавать заявление в ГАИ на обмен просроченного ВУ. Однако у владельцев удостоверений старого формата сразу возникает вопрос: какие категории могут еще открыться, если есть категория В. Ведь в корочке международного образца легковые автомобили тоже делятся на несколько подтипов.
Происходит процедура переноса по следующему алгоритму:
Из информации выше можно узнать, как происходит перенос категории Е в новые права, и чем дополняются остальные виды транспорта. Причем эти изменения касаются не только автомобилей с ручной трансмиссией, но и машин с коробкой автомат.
Процедура переноса в новые права
Замена прав категории В, С, D и А (по причине утери или истечения законного срока действия) происходит по единому алгоритму, состоящему из трех основных шагов:
- Сбор необходимых документов и оплата государственной пошлины размером в 2000 рублей (какие справки и бумаги нужны для того, чтоб поменять корочку на новое ВУ, мы рассмотрели выше);
- Сдача собранного пакета в отделение ГИБДД для проверки (заменить просроченное удостоверение или получить новые права после утери также можно и через сайт Госуслуг, что сэкономит вам до 600 руб. А для тех автолюбителей, которые проживают далеко от места собственной прописки, единственным вариантом станет многофункциональный центр);
- Получение прав нового формата с перенесенными основными категориями и дополнительными подтипами ТС.
Важно знать! Стоит отметить, что структура ГИБДД позволяет гражданам как открывать, так и закрывать категории В, С и D в водительских правах. В особенности это полезно для обладателей двух последних аббревиатур. Ведь в соответствии с законодательством, их продление по истечению срока действия должно происходить с обязательным исследованием головного мозга, что стоит не дешево. Поэтому, если профессиональные классы ТС не приносят доход, их проще закрыть.
Причины отказа в переносе
Все категории со старой корочки обязательно переводят в новую. Отказаться их перенести или же вовсе проигнорировать процедуру выдачи документа, инспектора могут лишь в следующих случаях:
- Гражданин предоставил неполный перечень требуемых документов;
- На предъявленных бумагах имеются потертости или любые другие механические повреждения, из-за которых информация становится нечитабельной;
- Данные о водителе не совпадают с базой (чаще всего это происходит при фальсификации документов), или общее оформление справок не отвечает установленным нормам.
Внимание! При других обстоятельствах отказ в замене удостоверения будет считаться немотивированным, за что инспектору предусматривается штраф или отстранение от служебных обязанностей.
Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории
Опытные автомобилисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда сотрудники ГАИ при замене прав не открыли категорию ВЕ, при наличии отдельных пометок В и Е в корочке старого формата. А ссылаются инспектора в подобных случаях на то, что сдача практики на авто с прицепом у водителя происходила на тягаче категории С или D. И с точки зрения закона они совершенно правы.
Но суд часто входит в положение автомобилистов, поскольку за десятилетний срок действия ВУ без ограничений, управлять легковой машиной с прицепом многие учатся самостоятельно, и происходит это обучение довольно просто. Однако сразу идти в судебный орган тоже не стоит. Первоначально попытайтесь решить возникший конфликт с ответственными специалистами ГИБДД.
Если они пойдут на принцип, тогда уже можно обращаться в вышестоящие инстанции и просить их о повторном рассмотрении решения Госавтоинспекции. Но данная процедура не бесплатная. Поэтому, прежде чем подавать иск, хорошенько подумайте, а выгодно ли это для вас.
Виды и подвиды ТС
Разделение транспорта по категориям предусмотрено по причине различия способов управления, разной степени ответственности для обладателей допуска.
Особенности для получения разных категорий
К управлению транспортом по перечисленным ниже категориям допускают лиц не моложе такого возраста (количества полных лет):
Квалификационные требования предполагают допуск к транспортировке прицепа при опыте по основной группе не менее года.
По категории «D» разрешено проходить учебу с 19 лет при выдаче удостоверения с 21 года. Исключение относится к военной технике.
Требования к состоянию здоровья для обладателей прав в категориях «А», «А1», «В», «В1», «ВЕ», «М» предполагают отсутствие:
- порога зрения ниже 0,6 и 0,2 по разным глазам;
- болезней органов зрения и неблагоприятных последствий оперативного вмешательства;
- смещения зрачка на 70 градусов от центра;
- сужения угла обзора до 20 градусов;
- потери одной из верхних конечностей;
- нервных болезней, влияющих на моторику рук;
- нарушений вестибулярного аппарата.
Для категорий «С», «C1», «CE», «D», «D1», «DE», «D1E», «Tm», «Tb» требования по здоровью жестче с минимальным показателем зрения по разным глазам 0,8 и 0,4, запретом на одностороннюю слепоту, ограничения подвижности пальцев рук в суставах, разницу в длине нижних конечностей свыше 6 см, рост менее полутора метров.
Автоматическое получение
Автоматическая выдача при обмене прав предусмотрена по следующим группам:
- «М» – открывается всем лицам, имеющим любое из водительских удостоверений;
- младшим подкатегориям по соответствующим основным категориям.
В этом случае достаточно подать необходимые бумаги без дополнительного обучения и аттестации.
Обязательный экзамен
Водители сдают обязательный экзамен с повышением квалификации в автошколе при открытии дополнительных категорий либо меняя ВУ на управление авто с механической коробкой при наличии удостоверения на автомат.
Отличия
Чтобы открыть категории «А», «А1», «М» и «В1», предстоит:
- сдача теории с экзаменационным тестированием;
- пройти проверку навыков вождения на полигоне с маневрированием, парковкой, посадкой и высадкой пассажиров.
Для категорий «В» и «В1» к перечисленным испытаниям добавлен экзаменационный выезд в город.
При сдаче на права групп «С» и «D» состав экзаменов аналогичен с разницей в управляемой технике и составе билетов. Но если водитель открывает права с допуском к вождению грузового или пассажирского транспорта указанной категорийности с прицепом, сдача теории не предусмотрена.
Проверка теоретического курса (в дополнение к вождению) потребуется при получении разрешения по группе «ВЕ».
Для переквалификации с автомата на механику теорию не проходят. Испытание предполагает проверку вождения на площадке МРЭО.
Отдельный состав экзаменационной программы предусмотрен для водителей городского электрического транспорта со сдачей тестовых экзаменов и проверкой вождения.
Процедура замены прав
Чтобы поменять права, соблюдают установленный законодательством порядок действий.
- Сбор установленного комплекта бумаг.
- Внесение госпошлины в сумме 2 000 руб.
- Подачу бумаг в МРЭО.
- Получение нового удостоверения.
Если в МРЭО установят, что документация подана в неполном объеме или фальсифицирована, заявитель получит письменный ответ с указанием отрицательного результата.
Причины замены
Замена может быть обусловлена:
- окончанием крайней даты в сроке;
- открытием допуска по новой группе.
На заметку. Выданные права действуют в течение десяти лет.
Документы
Для выдачи нового удостоверения потребуется предоставление:
- гражданского паспорта;
- медсправки;
- старых прав;
- чека, подтверждающего уплату госпошлины.
Если смена сопряжена с открытием новой категории, требуется дополнительно предоставить документальное подтверждение успешного окончания автошколы со сданными экзаменами.
Документы сопровождают заявление, составленное на бланке установленной формы.
Обращаться по поводу новых прав при истечении срока действия старых можно не ранее полугода до конечной даты. Если подать заявление, чтобы заменить ВУ, раньше, в новом удостоверении отметят срок действия старого (как в ситуации с потерей).
Новые права выдадут в день обращения.
Куда обратиться
Возможны следующие способы замены удостоверения:
- посещение ГИБДД;
- через МФЦ;
- посредством Госуслуг.
Последний из перечисленных способов проще других. После проверки бумаг заявителю назначат индивидуальное время приема, что избавит от очередей, как при непосредственном посещении ГИБДД.
При оплате госпошлины через Госуслуги предусмотрена скидка в размере 30 процентов с общей суммой 1 400 вместо 2 000 руб.
Обращение в МФЦ связано с ожиданием в несколько дней (учитывая посреднический статус данной инстанции).
Особенности для получения разных категорий
К управлению транспортом по перечисленным ниже категориям допускают лиц не моложе такого возраста (количества полных лет):
Квалификационные требования предполагают допуск к транспортировке прицепа при опыте по основной группе не менее года.
По категории «D» разрешено проходить учебу с 19 лет при выдаче удостоверения с 21 года. Исключение относится к военной технике.
Требования к состоянию здоровья для обладателей прав в категориях «А», «А1», «В», «В1», «ВЕ», «М» предполагают отсутствие:
- порога зрения ниже 0,6 и 0,2 по разным глазам;
- болезней органов зрения и неблагоприятных последствий оперативного вмешательства;
- смещения зрачка на 70 градусов от центра;
- сужения угла обзора до 20 градусов;
- потери одной из верхних конечностей;
- нервных болезней, влияющих на моторику рук;
- нарушений вестибулярного аппарата.
Для категорий «С», «C1», «CE», «D», «D1», «DE», «D1E», «Tm», «Tb» требования по здоровью жестче с минимальным показателем зрения по разным глазам 0,8 и 0,4, запретом на одностороннюю слепоту, ограничения подвижности пальцев рук в суставах, разницу в длине нижних конечностей свыше 6 см, рост менее полутора метров.
Распространенные трудности
Нередко проблемы возникают с открытием подкатегорий «Е». Иногда ГИБДД в новом удостоверении при открытых группах «В», «С» и «D» с разрешением на транспортировку прицепа отмечают только «СЕ» и «DЕ», ограничивая указанный допуск.
Сложности могут возникнуть, если в медицинской справке не будет указана открываемая категория.
Что говорит закон
Обычно сотрудники ГИБДД ссылаются на письмо Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, подписанное В. Н. Кирсановым в сентябре 2007 года. Но ссылка на этот норматив не обоснована, поскольку в нем речь идет о трактовке ДОБДД МВД России от 12.05.2001 г. № 13/7 – 2068 о нюансах проведения экзаменов ГИБДД.
Этот абзац отменили указаниями № 13/5-184, подписанными в сентябре 2007 года.
Сотрудники ГИБДД стремятся проставить допуск к транспортировке прицепов только в правах по группам, по которым владелец прошел обучение. Но если действовавшее ранее удостоверение не ограничивает возможностей владельца, такие действия незаконны.
Что делать, если при замене прав не открыли некоторые категории
Опытные автомобилисты нередко сталкиваются с ситуацией, когда сотрудники ГАИ при замене прав не открыли категорию ВЕ, при наличии отдельных пометок В и Е в корочке старого формата. А ссылаются инспектора в подобных случаях на то, что сдача практики на авто с прицепом у водителя происходила на тягаче категории С или D. И с точки зрения закона они совершенно правы.
Но суд часто входит в положение автомобилистов, поскольку за десятилетний срок действия ВУ без ограничений, управлять легковой машиной с прицепом многие учатся самостоятельно, и происходит это обучение довольно просто. Однако сразу идти в судебный орган тоже не стоит. Первоначально попытайтесь решить возникший конфликт с ответственными специалистами ГИБДД.
Если они пойдут на принцип, тогда уже можно обращаться в вышестоящие инстанции и просить их о повторном рассмотрении решения Госавтоинспекции. Но данная процедура не бесплатная. Поэтому, прежде чем подавать иск, хорошенько подумайте, а выгодно ли это для вас.