Этот вопрос является ключевым. Зная четкий ответ, вы сможете понять, когда нужно заключать общий договор, а когда использовать другую документацию для обозначения взаимных обязательств. В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ, для заключения договора нужно выполнить три условия:
- составить оферту, в которой будет прописаны основные условия взаимного сотрудничества;
- направить оферту другой стороне;
- получить положительный ответ от лица, которому направлена оферта (акцепт).
Гарантийное письмо, в данном случае, может быть составляющей договора (офертой или акцептом). В законодательстве РФ такого термина как «гарантийное письмо» нет. Там есть лишь информация о правилах заключения договоров и некоторые рекомендации, которые появились на основе судебной практики.
Вот несколько советов, которые были сформулированы во время совещаний по судебно-арбитражной практике:
- В соответствии со статьей 329 ГК РФ, исполнение обязательств, данных одной из сторон, может быть обеспечено в том числе гарантийным письмом, если таковое предусмотрено законом или основным договором.
- Гарантия является дополнением к основному обязательству. Если договор составлен, гарантия может его дополнять. Если договора нет, гарантия должна быть составлена по всем правилам, содержащимся в законодательстве РФ.
- Договор-гарантия — это письменный документ. Одна сторона таковую гарантию направляет, вторая должна дать ответ, что принимает условия.
Есть случаи, когда у сторон просто нет возможности оформить классическую документацию. Например, в случае недостатка времени для составления договора и его подписания. Тогда допускается использовать гарантийное письмо как оферту, акцепт и дополнительное соглашение, в котором меняются некоторые условия договора.
Виды гарантийных писем
Существуют различные гарантийные письма. Классифицировать их можно по функциональности (оферта, акцепт, дополнительное соглашение) или по специфике содержания:
- Подтверждение оплаты. Такой вариант представляет собой согласие одной из сторон оплатить товары и услуги либо погасить образовавшийся долг. Его составляют в случае, если оплата не может быть произведена немедленно и ее необходимо перенести на тот или иной срок.
- Обязательства по работе. В таком документе прописывают, какую именно работу должна выполнить вторая сторона и в какой промежуток времени. Также составитель может указать требования к качеству работы по СНиП и ГОСТ.
- Вопросы аренды. Наиболее часто в подобных гарантийных письмах подтверждают намерения арендодателя, который готов предоставить свое жилье во временное пользование юридическому лицу. Подобную информацию могут запросить в налоговой службе, при проверке корректности юридического адреса.
- Вопросы трудоустройства. Составление дополнительного документа необходимо студентам, если ВУЗ требует справку о будущем трудоустройстве, а также мигрантам или освобожденным заключенным, которым нужно отчитываться о наличии работы перед органами админнадзора.
Рассмотрим отдельно все три функционала, которые несут гарантийные письма. Отталкиваясь от функции документа, вы определитесь с его содержанием и не забудете включить важные детали.
Гарантийное письмо-оферта
Оферта — письменное предложение вступить в определенные деловые отношения на конкретных условиях. Данный термин присутствует в юридическом словаре, а процедура составления документа описана в статье 435 ГК РФ. Официальной офертой является документ со следующим содержимым:
- предложение произвести оплату за товары и услуги;
- предложение выполнить ту или иную работу;
- предложение оказать услугу;
- предложение доставить товар.
В оферте может содержаться одно или несколько из вышеперечисленных предложений. Чтобы ее приняли за полноправную часть договора, нужно указать предмет оферты (наименование и описание услуги, товара или типа работ) и необходимые сроки выполнения, доставки или реализации.
В соответствии со статьей 436 ГК РФ, лицо, направившее оферту, не может ее отозвать в течение срока, который отведен на ответ получателя. Исключением являются лишь те случаи, которые отдельно прописаны в подобном гарантийном письме. Перед направлением подобной документации нужно убедиться, что она корректно составлена и точно отражает пожелания и требования отправителя.
Гарантийное письмо-акцепт
Акцепт — намерение принять деловое предложение, подтвержденное одним из допустимых способов. Это второй элемент договора, который становится актуальным в случае получения предложения-оферты.
В соответствии с 3 пунктом 438 статьи ГК РФ, ответом на оферту является не только письменное подтверждение согласия, но и совершение действий, необходимых для начала или продолжения сотрудничества (они должны быть обозначены в самом предложении). К таким действиям могут относиться:
- оплата товара;
- отгрузка товара;
- выполнение определенной работы;
- предоставление услуг.
Важно понимать, что к ответному действию требования не так строги. Главное — подтвердить свое согласие письмом или действием. При этом молчание (игнорирование) не является положительным ответом (п.
2, статья 438 ГК РФ). Также нужно иметь в виду, что, если вы ответили на предложение положительно, то считается, что вас устроили все его пункты.
Дополнительное соглашение
Гарантийное письмо, по сравнению с договором, имеет один существенный недостаток — оно не может быть таким же подробным и исчерпывающим. В нем не прописываются такие нюансы как:
- все права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за неисполнение обязательств;
- порядок расчетов между сторонами;
- порядок урегулирования споров;
- варианты решения вопросов, если «что-то пойдет не так».
Для подобных случаев предусмотрены дополнительные соглашения или документы, которые оформляют в случае изменения условий договора. С одной стороны, составить их можно, но с другой стороны, такая работа будет являться лишней для обеих сторон. Если предмет вашего соглашения не так прост и требует подробного описания, лучше составить классический договор и сразу прописать все нюансы.
Гарантийное письмо: требования
В законодательстве не закреплено требований к оформлению и использованию гарантийных писем. Однако составители должны придерживаться принятых в деловой среде правил. В частности, документ предполагает структуру с такими элементами, как:
- Реквизиты отправителя — название и адрес организации, телефон и адрес электронной почты для связи, регистрационный номер либо паспортные данные физического лица;
- текст письма — изложение сути обращения с указанием условий, сроков и других факторов, которые имеют значение для выполнения обязательств;
- подпись отправителя;
- дата подписания.