Фз 109 о миграционном учете

Органом, который осуществляет миграционный учет в России, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные подразделения.

Закон устанавливает следующие полномочия для данного государственного органа:

  • регистрация иностранцев по месту их жительства в России;
  • ведение учета по пребывания иностранцев;
  • проставление отметок в разрешительных документах иностранцев (вид на жительство, разрешение на временное проживание);
  • предоставление информации о миграционном учете в органы статистики;
  • подача заявлений в суд об отмене регистрации иностранных граждан;
  • внесение в государственную информационную систему сведений о миграционном учете иностранцев;
  • контроль соблюдения правил миграционного учета.

Регистрация иностранных граждан по месту жительства в РФ

Если иностранец проживает на территории России в жилом помещении, которое он либо арендует, либо приобрел в собственность, либо получил по наследству и т.п., он обязан зарегистрироваться по адресу этого жилого помещения.

В его разрешительном документе (виде на жительство или разрешении на временное проживание) миграционная служба сделает запись данного адреса проживания.

Для того чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранному гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган миграционного учета по месту нахождения жилого помещения.

Для подачи заявления установлен срок – не позднее семи дней с момента получения иностранцем вида на жительство или разрешения на временное пребывание в России.

Форма заявления является утвержденной, и выдается в миграционной службе. Кроме того, образец заявления можно найти в интернете.

В заявлении указываются:

  • биографические данные иностранца;
  • сведения о его документе, удостоверяющем личность;
  • сведения о разрешительном документе на проживание в России;
  • адрес жилого помещения, в котором проживает иностранец и адрес, где он проживал ранее.

При подаче заявления необходимо иметь оригиналы документов, сведения о которых указывались в заявлении. Также потребуются документы, которые подтверждают право владения жилым помещением, где проживает иностранец.

Отметка в разрешительных документах проставляется органом миграционного учета в день обращения.

В случае если у органа миграционного учета есть необходимость проверить или запросить сведения, касающиеся жилого помещения, в котором проживает иностранец, соответствующая отметка проставляется после получения таких сведений.

Снятие с регистрационного учета

Иностранный гражданин будет снят с регистрационного учета в следующих случаях:

  • если он переехал в другое место жительства;
  • если он утратил право пользования жилым помещением;
  • если у него истек срок пребывания на территории России, указанный в его разрешительных документах;
  • если иностранный гражданин умер.

При снятии с регистрационного учета ставится соответствующая отметка в разрешительных документах.

Учет иностранных граждан по месту пребывания

Если иностранец временно приезжает в Россию либо меняет место своего пребывания на территории России, он обязан уведомить об этом орган миграционной службы. Причем сделать это нужно не позднее семи дней с момента приезда либо изменения места своего пребывания.

Принимающая сторона, у которой иностранец будет временно находиться (это может быть как гражданин, так и организация), обязана направить уведомление о прибытии иностранца на территорию России.

Если иностранец приезжает в гостиницу, санаторий, лечебное учреждение и т.д., такое уведомление подает администрация учреждения, причем не позднее одного рабочего дня с момента приезда иностранца.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • биографические данные иностранца;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность;
  • сведения о документе, разрешающем находиться в России;
  • цель приезда;
  • дата пересечения границы;
  • срок, на который иностранец прибыл в Россию;
  • адрес, где он будет временно находиться.

Кроме этого в уведомлении указываются сведения о принимающей стороне, это могут быть данные о гражданине либо сведения об организации.

Принимающая сторона должна выразить свое согласие на временное принятие иностранца и с этой целью проставляет подпись на обратной стороне уведомления (организации также ставят печать).

Вместе с уведомлением направляется копия документа, который является удостоверением личности иностранца и копия его миграционной карты.

Если принимающая сторона по уважительным причинам не может подать уведомление в миграционную службу, иностранный гражданин подает его самостоятельно. Тогда к уведомлению потребуется приложить письменное согласие от принимающей его стороны, а также копию паспорта (или иного документа) представителя принимающей стороны.

Удостоверением того факта, что иностранный гражданин поставлен на учет, является отметка на отрывном бланке уведомления.

Снятие с учета по месту пребывания производится в следующих случаях:

  • если иностранец переехал в другое место временного пребывания;
  • если он покинул территорию России;
  • если иностранец умер;
  • если выявлен факт фиктивной постановки на учет;

За нарушение законодательства о миграционном учете предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.

Регистрация иностранцев по месту жительства

109 закон о миграционном учете иностранных граждан – статья 14 определяет, что человек, который на постоянной или временной основе проживает и может пользоваться жильем на территории России, должен зарегистрироваться по тому же адресу, где он живет. Если же гражданин другого государства имеет в собственности несколько объектов недвижимости, он может встать на учет по любому из них. При этом при регистрации фиксируется информация об остальных жилых помещениях.

Статья 15 Закона указывает на основание, по которому иностранец может зарегистрироваться на территории РФ. С учетом предусмотренных положений, для него доступна возможность встать на учет при наличии права использовать российское жилье. При этом информация о месте проживания обязательно отражается в ВНЖ, РВП и документации ведомства.

Статья 16 109 Федерального Закона о миграционном учете устанавливает правила, по которым проводится регистрация по месту жительства. Для этого им необходимого направить заявление в миграционную службу на протяжении недели с даты:

  • утверждения РВП;
  • оформления ВНЖ;
  • прибытия к месту проживания.

Обращаясь к сотрудникам миграционной службы потребуются определенные документы, перечень которых уточнен статьей 17:

  • удостоверение личности, которое действует на территории России;
  • ВНЖ либо РВП;
  • бумаги, подтверждающие право пользоваться жильем – не являются обязательными, если сведения есть у государственных органов. При таком случае сотрудники миграционной службы должны самостоятельно запросить нужную информацию.

После предоставления полного списка документов иностранец получает отметку об успешной регистрации и постановке на учет в этот же день. Документация уполномоченного ведомства также пополняется данной информацией на протяжении рабочих суток (ст. 18).

Иностранный гражданин снимается с регистрации при обстоятельствах, определенных ст. 19:

  • зарегистрировался по другому адресу;
  • истек срок действия документа, по которому пользовался жильем;
  • истек срок действия РВП или ВНЖ;
  • решение суда о признании недействительной регистрации приобрело законную силу;
  • смерть заявителя.

Важно! Также иностранец может лишиться регистрации по решению уполномоченных органов. После снятия с учета о данном факте вносится соответствующая запись в: вид на жительство, разрешение на проживание, документацию службы и единую информационную систему.

Ответственность за нарушение ФЗ 109

При несоблюдении правил регистрации в органах МУ нарушитель привлекается к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ. Так, с учетом указанных положений:

  • придется уплатить штраф от двух до пяти тысяч рублей. Дополнительно иностранец может быть выдворен за пределы России;
  • если гражданин не имеет документов, подтверждающих право пребывать на территории РФ, он уплачивает штрафы по тем же значениям и депортируется из страны;
  • если нарушение выявлено на территории Москвы или Санкт-Петербурга (или областей) размер штрафа повышается до суммы от 5 до 7 тысяч рублей;
  • если факт несоблюдения порядка пребывания был выявлен повторно за год, иностранцу придется вновь уплатить штраф и покинуть страну.

Статья 18.9 КоАП РФ определяет дополнительные меры наказание:

  • при нарушении условий пребывания иностранца принимающей или приглашающей стороной – штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, для юридических – от 400 до 500 тысяч рублей;
  • непринятие приглашающей стороной мер для обеспечения выполнения иностранцем режима пребывания грозит привлечением к уплате штрафа – физическим лицам придется потратиться на сумму от 2 до 4 тысяч рублей, должностным – от 45 до 50 тысяч рублей, юридическим – от 400 до 500 тысяч рублей.

По отношению к нарушителям предусмотрена немало иных мер взыскания вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Последние изменения, внесенные в 109 ФЗ

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 30 июня 2006 года, а одобрен 7 числа следующего месяца после принятия. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ 79. Подробности об этом в статье:

Закон направлен на соблюдение требований, которые выдвигаются Российской Федерацией в отношении каждого жителя. В ответ закон соблюдает права каждого на перемещение по стране, выборе города проживания или других свобод и прав человека.

Краткое содержание ФЗ 109:

  • Описание основных положений закона;
  • Перечисление должностей государственных служащих, которые занимаются миграционным учетом и определение их власти;
  • Описание процедуры постановки на учет жителей из-за рубежа по месту проживания;
  • Фиксирование жителей из-за рубежа о нахождении на территории Российской Федерации;
  • Описание оснований для привлечения к ответственности в случае нарушения ФЗ 109;
  • Описание заключительных положений.

Последние изменения в Федеральный закон № 109 были внесены 28 ноября 2015 года. Также правки вносились и в ФЗ 115. Подробности тут:

Были изменены следующие статьи:

Ст 20

Подпункт б п 1 ч 2 статьи 20 был изменен. В нем говорится о том, что иностранный житель не обязан регистрироваться в государственной службе в случае, если он проживает в гостинице или ему оказывают медицинскую помощь. Также он не обязан регистрироваться в случае, если посетил Российскую Федерацию для осуществления работы вахтовым способом.

Ст 22

Ч 9 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что фиксировать информацию о проживании иностранных гостей или лиц без гражданства обязано учреждение, в котором пребывает конкретное лицо. После фиксации подобных данных, уполномоченный сотрудник обязан передать их в орган миграционного учета.

Ч 10 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что если лицо из-за рубежа прибыло в гостиницу или другое учреждение, уполномоченное лицо обязано зафиксировать данные о времени прибытии и уведомить об этом орган миграционного учета. Для этого может быть использовано средство связи в соответствии с требованиями, которые выдвигаются Правительством РФ.

Ст 23

Ч 3 ст 23 была изменена. Если лицо с иностранным гражданством выезжает из гостиницы или другого учреждения, администрация должна в течение суток уведомить об этом орган миграционного учета.

Ч 4 ст 23 была изменена. Если гражданин с иностранным местом жительства снимается с учета из отеля или другого учреждения, администрация обязана уведомить об этом орган миграционного учета. Могут быть использованы современные средства связи в порядке, установленным правительством Российской Федерации.

Ниже рассмотрены основные статьи ФЗ 109:

Ст 5

В статье 5 описываются права и интересы человека при миграционной фиксации. Жители из-за рубежа могут свободно передвигаться на территории РФ. Они имеют право останавливаться для временного пребывания в любом населенном пункте и несут аналогичные обязанности с гражданами Российской Федерации.

Исключением являются случаи, которые устанавливаются международными договорами РФ.

Порядок регистрации осуществляется:

  • На таможенной территории;
  • На территории военного городка;
  • На территориях, где для места пребывания требуется специальное разрешение;
  • В зонах с высоким риском заболевания инфекций;
  • В военный период.

Действия государственных органов в случае их неправомерности могут быть обжалованы в суде или других вышестоящих органах.

Ст 15

В статье 15 описываются причины, которые обязывают жителя из-за рубежа регистрироваться на территории Российской Федерации. Причиной для регистрации является право находиться и пользоваться конкретной недвижимостью, которая расположена в одном из субъектов РФ. Чтобы установить такое право, нужно сослаться на жилищное законодательство РФ.

Регистрация иностранного гражданина включает в себя запись об информации в виде адреса недвижимости иностранного гражданина. Дополнительно сведения фиксируются в миграционном учете.

Ст 17

В статье 17 определяются виды и количество документов, которые потребуются при регистрации иностранного гражданина на территории РФ.

Документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • Решение о временном проживании или документ «вид на жительство»;
  • Официальное разрешение, подтверждающее, что гражданин вправе пользоваться недвижимым имуществом.

Иностранный гражданин может не предъявлять документ о праве пользования конкретным недвижимым имуществом, если ранее он предоставлял этот документ в муниципальное учреждение. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает подобные документы.

Adblock
detector