На практике приказы делятся на несколько групп по направлению их действия. Так можно выделить следующие виды:
- приказы по личному составу;
- приказы по хозяйственной части;
- приказы по управлению деятельностью фирмы целиком.
Для того чтобы лучше понимать природу приказов, разберём каждый вид в разрезе.
Приказы по личному составу
Приказ по личному составу имеет своей целью каким-то образом воздействовать на сотрудника организации. Речь может идти о:
- применении дисциплинарного взыскания;
- переводе на другую работу;
- увольнении с предприятия;
- уходе в отпуск;
- возложение ответственности.
По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ, работники должны быть под подпись ознакомлены со всеми приказами, которые издаются в их отношении. Таким образом автограф подчинённого на официальной бумаге обязателен. В противном случае приказ не будет иметь юридической силы.
Приказы по хозяйственной части
К приказам по хозяйственной части будут относиться документы, каким-то образом регулирующие внутреннюю деятельность фирмы. Как правило, речь идёт о проведении на предприятии каких-либо мероприятий:
- инвентаризация;
- служебное расследование;
- иные процедуры, требующие коллегиальности.
Для реализации большинства распоряжений из этой группы формируется специальная комиссия, в состав которой входят сотрудники организации-работодателя. Только так приказ будет признан полностью законным.
Управленческие приказы
Управленческие приказы – это самая важная группа из всех представленных выше. К ней будут относиться официальные бумаги, которые влияют на всю компанию в целом. Сюда относят:
- ликвидацию компании;
- организацию структурного подразделения;
- реорганизацию фирмы.
Для принятия всех подобных решений требуется автограф директора и, если речь идёт об обществе как об организационно-правовой форме, решение собрания учредителей или одного учредителя (если он представлен в единственном числе).
Структура приказа
Каждый приказ имеет общую структуру и состоит из следующих элементов: реквизиты, описательно-мотивировочная часть, распорядительная часть и подписи. Разберём каждую из них.
Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке документа должно быть прописано полное наименование организации-работодателя, а также в отдельных случаях ИНН, ОГРН и прочие сведения (ликвидация, открытие структурного подразделения). Далее официальной бумаге присваивается уникальный номер для хранения и документооборота, оставляется дата (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его её составления.
Следующий структурный элемент – мотивировка. Любой приказ руководителя предприятия должен быть чем-то мотивирован. Мотивировка в свою очередь также делится на две группы: основание и обоснование. Под первым понимают нормативно-правовую основу, а под вторым – реальные причины принятия решения.
Распорядительная часть – самый важный элемент приказа. Здесь директор по пунктам отдаёт своим подчинённым определённые распоряжения, которые они должны выполнить в обусловленные сроки.
Подписи. По общему правилу в приказе должны расписаться все упомянутые в его тексте лица, а также руководитель лично. Сюда входят и исполнители распоряжения и те лица, в отношении которых документ и был издан.
Сфера применения
Приказы как локальные нормативные акты принимаются на основе единоначалия и классифицируются по двум категориям:
- инициативные, то есть касающиеся организация и планирования работы, отчетности, финансирования и других направлений деятельности предприятия или организации;
- приказы «во исполнение», то есть принятые с целью исполнения руководящих указаний вышестоящих органов.
Процесс разработки
Как правило, приказ начинается с разработки проекта. Ответственным за проект является тот отдел или подразделение, в ведении которого находятся вопросы, которых будет касаться приказ.
Например, проекты приказов об отпусках, увольнениях и т.д. готовит кадровая служба, а проекты приказов, относящихся, к финансовой деятельности – бухгалтерская служба.
При необходимости проект приказа согласовывается с другими смежными подразделениями, например с юридическим отделом, бухгалтерией и т.д. Само согласование оформляется отдельной графой приказа – так называемой визой.
Оформление приказа
При большом деловом обороте предприятия, с количеством приказов, приближающихся к двумстам в год, будет целесообразно разработать специальный бланк приказа.
Однако вполне допустимо оформление приказа на стандартных листах бумаги. При этом потребуется внесение по центру листа или флаговым методом всех реквизитов предприятия или организации, которые должны присутствовать на унифицированных бланках.
Текст приказа должен включать в себя следующие структурные элементы:
- собственно наименование документа, то есть слово «Приказ», расположенное по центру листа под реквизитами;
- реквизиты приказа – дата издания и регистрационный номер;
- место принятия приказа;
- вступительную часть приказа. Содержание вступительной части варьируется в зависимости от категории приказа. Например, «Во исполнение распоряжения правительства РФ № ххх от 11.11.2021 года о переводе документооборота в электронную форму приказываю» или «В соответствии со ст. ст. 114-115, 122-123 ТК РФ и на основании заявления Токаря 2 разряда Иванова И.И. приказываю ….»;
- текст приказа, например «предоставить токарю 2-го разряда сборочного цеха Иванову Ивану Ивановичу ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью… дней»;
- дату введения приказа в действие. Это не обязательный элемент. По умолчанию приказ вступает в силу с того момента, как был подписан руководителем. Если же вступление приказа в действие следует отложить по времени, то нужно будет указать дату, с которой начинается его действие;
- подпись руководителя;
- дополнительные грифы (при необходимости), например, о согласовании приказа или о вручении приказа работнику.
Таким образом, текст приказа условно подразделяется на две части:
- вводную, объясняющую причину, по которой был принят приказ. Как правило, вводная часть начинается с вводных слов типа «во исполнение», «в связи» или «с целью»;
- приказную, то есть содержащую распоряжение руководителя. Начинается она со слова «Приказываю», которое располагается по центру листа отдельной строкой и отделяется от дальнейшей части текста двоеточием.
Если в приказе перечисляются несколько действий, то оформляются они пунктами.
Приказы с поручением
При необходимости в текст приказа вводится указание о поручении исполнения приказа конкретному работнику, как правило, должностному лицу, являющемуся руководителем подразделения, в чье ведение входят действия, необходимые для исполнения приказа.
При этом указывается ФИО должностного лица и срок, в которые ему надлежит выполнить приказ.
Также приказ может возложить на конкретное должностное лицо контроль за ходом исполнения приказа. Если в тексте приказа нет нотификаций о возложении обязанности по контролю, это означает, что контроль будет осуществляться лично руководителем, поэтому нет необходимости в утяжелении приказа формулировками типа «контроль за исполнением остается за руководителем».