Тарифная система оплаты труда рабочих включает

Данная система удобна тем, что:

  1. В ней заранее установлены постоянные и переменные части оплаты труда. Это призвано стимулировать работников к качественному труду и выполнению и перевыполнению плана. Ведь, работник, получающий одинаковый оклад каждый месяц, теряет заинтересованность в увеличении объема выполняемой работы/услуги/продукции.
  2. Система начисления максимально прозрачна и понятна для самих работников, что минимизирует споры и разногласия с коллективом.
  3. Ее нетрудно разработать при минимальных составляющих, зная основные параметры труда в конкретной сфере.
  4. Существуют уже готовые образцы тарифных систем, которые можно взять как пример.

Тарифная система оплаты труда работников бывает:

  • повременной,
  • сдельной.

Повременная тарифная система оплаты труда. В этом случае работодатель оплачивает ВРЕМЯ, отработанное работником. Такая тарифная система логична и удобна в тех сферах, где оценивается человеко-час труда.

Например, во всех средних образовательных учреждениях (школах) оплата труда учителя зависит от количества данных ему по плану и отработанных им часов.

Аналогичная система применяется и на дилерских СТО, где в числе прочих при расчетах применяется стоимость человеко-часов работ по ТО автомобиля.

Сдельная тарифная система оплаты труда применяется чаще всего на производстве, причем на непищевом. Например, на мебельной фабрике или производстве бытовой электроники. Другими словами, там, где производится товар в штуках. Чем больше произведет слесарь, токарь или плотник – тем больше он получит оплату труда.

Каждый из вышеуказанных вариантов тарифной системы оплаты труда работников подразделяется на подвиды. Рассмотрим их подробнее.

Где взять основу для тарификации работ

Тарификацию работ устанавливают на основе нормативных актов:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС),
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) (см. Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37),
  • Порядка применения, установленного Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9,
  • Профстандартов по различным должностям.

Таким образом, для того, чтобы разработать собственную тарифную систему оплаты труда нужно будет проанализировать и применить вышеуказанные акты. И это обязательно (ст. 143 ТК РФ).

Тарифная ставка в системе оплаты труда, пожалуй, самое главное. Ведь именно от нее зависит окончательный размер оплаты труда, получаемой работником. С учетом коэффициентов и прочих показателей.

При этом большинство кандидатов на работу НЕ интересует составляющие тарифной сетки. Их интересует именно конечная цифра, которую они увидят в расчетном листке.

К сожалению, именно применение тарифных систем дало и дает возможность манипулировать цифрами работодателю. Например, при реализации нацпроектов в здравоохранении. Переменные составляющие поменяли, ставка вроде бы стала выше.

Но остальные составляющие сетки снизились в размерах. В итоге работники стали получать меньше. Но на бумаге – явный рост ставок.

В настоящее время кадровики нередко лукавят, описывая кандидатам «сказочные» условия работы. Тарифная система, хоть и прозрачная, но «хитрая». При идеальных (максимальных) показателях зарплата работника может показаться весьма достойной. На деле же при том объеме плана и требований конечная цифра в расчетке может и удивить, и огорчить.

Как ввести в действие тарифную систему

Тарифная система оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для их принятия и введения в действие трудовым законодательством установлен определенный порядок. Несоблюдение порядка приведет к их нелегитимности.

Разработка тарифной системы оплаты труда рабочих – дело не легкое. Проще всего приходится государственным и муниципальным учреждениям. Для них базовые ставки по профессиональным квалификационным группам может устанавливать Правительство РФ. Соответственно, ничего просчитывать-высчитывать работодателю особо не требуется.

А вот остальным, решившим ввести тарифную систему оплаты труда, придется непросто. Не имея определенного опыта и навыков, при ранжировании должностей и составляющих тарифной СОТ легко можно ошибиться. Но перекос станет понятен лишь через некоторое время применения уже введенной СОТ.

Для исключения данного риска лучше всего обратиться к профессионалам, знающим толк в разработке тарифных систем оплаты труда. Они же и безошибочно «проведут» через процедуру принятия СОТ. В Юридической группе МИП имеются специалисты по трудовому праву, которые помогут разработать тарифную систему оплаты труда применительно к вашему бизнесу.

Комментарии к ст. 143 ТК РФ

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — Справочник) разработан Институтом труда, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г.

N 37 и рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Он включает квалификационные характеристики более 240 должностей служащих.

Социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной направленности производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Изменения, произошедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также в практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниям и квалификации.

Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего звена применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового звена, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего бизнеса возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового звена без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места в существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с произошедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции РФ, новейших законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.

В Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Применение Справочника в современных организационно-технических условиях способствует дальнейшему совершенствованию организации труда всех категорий служащих.

Квалификационные характеристики, включенные в Справочник, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на 3 категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г. (утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367).

2. ОКПДТР является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. Он подготовлен в рамках выполнения государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, а также вопросов обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

ОКПДТР состоит из 2 разделов.

Первый раздел — «Профессии рабочих» — включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел — «Должности служащих» — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Справочника, постановлений и других нормативных актов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.

В настоящее время действуют следующие дополнения в ЕТКС, внесенные Постановлениями Минтруда России: от 17 мая 2001 г. N 40 «О внесении дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»; от 14 ноября 2000 г. N 81 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 6, разделы: «Бурение скважин», «Добыча нефти и газа»; от 14 ноября 2000 г.

N 80 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 32, раздел «Химико-фотографическое производство»; от 12 октября 2000 г. N 73 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 50, раздел «Добыча и переработка рыбы и морепродуктов»; от 11 октября 2000 г. N 72 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 10, раздел «Производство часов и технических камней, ремонт часов»; от 17 апреля 2000 г.

N 32 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 13, раздел «Жестяно-баночное и трубное производство»; от 13 апреля 2000 г. N 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 53, раздел «Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)»; от 21 января 2000 г. N 5 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 20, разделы: «Общие профессии производства изделий электронной техники», «Полупроводниковое производство», «Производство радиодеталей», «Электровакуумное производство», «Пьезотехническое производство»; от 24 ноября 1998 г.

N 47 «О внесении дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 65»; от 24 ноября 1998 г. N 46 «О внесении дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 49»; от 29 июня 1998 г. N 26 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56»; от 8 июня 1998 г.

N 22 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуски 3 и 56»; от 1 июня 1998 г. N 20 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»; от 29 сентября 1997 г. N 50 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3»; от 28 мая 1997 г.

N 26 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56»; от 25 декабря 1996 г. N 25 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56»; от 19 декабря 1996 г. N 18 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56»; от 11 ноября 1996 г.

N 8 «О внесении изменений и дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3»; от 11 ноября 1996 г. N 6 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56»; от 27 июня 1996 г. N 41 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 22»; от 24 апреля 1996 г.

N 22 «О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3»; от 3 января 1996 г. N 1 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 48».

3. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» во исполнение ст.

ст. 57 и 143 ТК установлено, что ЕТКС и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников.

Минздравсоцразвития России поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку ЕТКС, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения.

Adblock
detector