Статья 141

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч.

ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.

———————————
СЗ РФ. 2003. N 2.

Ст. 172; 2008. N 52 (ч.

1). Ст. 6247; 2010.

N 19. Ст. 2291; 2011.

N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Комментарий к Ст. 141 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном воспрепятствовании осуществлению как активного (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказ выдать открепительное удостоверение и т.д.), так и пассивного избирательного права или права на участие в референдуме (например, отказ в принятии документов для выдвижения кандидата, отмена регистрации кандидата и т.д.).

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней и т.п.).

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

2. В ч. 3 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах.

Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таковым вмешательством, указан в статье; и за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Судебная практика по статье 141 TК РФ

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 140, 141, 236 Трудового кодекса Российской Федерации исходил из того, что Алиевой Л.М., как наследнику умершего мужа Алиева У.-Г. М.-Г., подлежит выплате его заработная плата за время работы в качестве . Государственного унитарного предприятия » .

» Республики Ингушетия с июня по сентябрь 2009 г. исходя из оклада Алиева У.-Г. М.-Г.

в размере . рублей в месяц.

В абзаце первом пункта 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г.

N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 960).

В дальнейшем Костенко Н.И. неоднократно обращалась в АО «Медстекло» с требованиями о выплате ей на основании статьи 141 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платы и иных выплат, не полученных ее мужем Костенко В.В. ко дню смерти, между тем ответчик названные выплаты ей не произвел.

Данные законоположения оспариваются заявительницей во взаимосвязи со статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти; выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Комментарий к Статье 141 Уголовно-процессуального кодекса

1. Заявление о преступлении — один из наиболее распространенных поводов для возбуждения уголовного дела. Заявление — устное или письменное сообщение определенного субъекта (физического лица, должностного лица, организации) о факте совершения преступления.

2. Форма и содержание заявления о преступлении произвольны. Законом установлены минимальные требования, которым должно отвечать заявление о преступлении.

Они направлены на определение надлежащего источника сведений о преступлении, на создание условий для его проверки, а также на получение объективных сведений о преступлении уже на самом начальном этапе досудебного производства.

3. Заявление может последовать как от потерпевшего, так и от любого другого лица (за исключением дел частного и частно-публичного обвинения).

4. Заявление может быть сделано как в устной, так и в письменной форме; оно должно исходить от известного (установленного) субъекта и исключать анонимность; письменное заявление должно быть подписано заявителем; заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о преступлении. Сообщение принимается правоохранительным органом независимо от полноты сообщаемых в нем сведений о преступлении, независимо от места, времени совершения преступления и подследственности преступления (см., например, п.

5 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

5. Заявление по содержанию должно содержать утверждение о совершенном преступлении, а не быть предположением о нем. Следовательно, в заявлении должны быть изложены факты, указывающие на событие и обстоятельства совершенного, совершаемого или подготавливаемого преступления, а также, по возможности, на виновных лиц, на фактические данные, подтверждающие приведенные факты, и источники их получения заявителем.

Отмеченные обстоятельства должны быть выяснены у заявителя путем получения объяснения и путем проведения иных допустимых проверочных действий. Отсутствие некоторых из указанных сведений не влечет незаконность заявления.

6. Не рассматривается как повод для возбуждения уголовного дела заявление об оспаривании акта законодательной власти. 22 марта 2006 г.

М. обратилась в прокуратуру Нанайского района Хабаровского края с заявлением, в котором содержалась просьба возбудить уголовное дело по ст. 286 УК РФ по факту нарушения Законодательной Думой Хабаровского края ст.

55 Конституции РФ, поскольку данным органом власти были отменены ранее предоставленные права на пособие по нуждаемости, что нарушает ее права, предусмотренные законами Хабаровского края. Прокуратура Нанайского района 5 апреля 2006 г. в удовлетворении заявленных требований М.

отказала. Полагая данный отказ необоснованным и незаконным, М. обратилась с жалобой в суд с просьбой обязать прокуратуру Нанайского района Хабаровского края провести проверку по ее заявлению от 22 марта 2006 г.

с вынесением процессуального документа по ее результатам. Судья Нанайского районного суда Хабаровского края 13 апреля 2006 г. жалобу М.

удовлетворил, постановил обязать прокуратуру Нанайского района направить заявление М. по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ для разрешения по существу.

В кассационном порядке постановление судьи не обжаловалось. Президиум Хабаровского краевого суда 23 октября 2006 г. Постановление судьи от 13 апреля 2006 г.

изменил: его резолютивную часть изложил в следующей редакции: «Жалобу М. удовлетворить. Обязать прокурора Нанайского района Хабаровского края устранить нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы М.» В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ просил отменить состоявшиеся по делу судебные решения и прекратить производство по жалобе М., считая, что заявление М.

от 22 марта 2006 г., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поэтому оснований для проверки его в порядке ст. 144 УПК РФ не имелось. В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что, получив заявление М., прокурор должен был в соответствии со ст.

144 УПК РФ принять и проверить заявление о преступлении и вынести процессуальное решение согласно требованиям ст. 145 УПК РФ, противоречат закону. Кроме того, в представлении указано, что коллективный орган — Законодательная Дума Хабаровского края — в соответствии с положениями ст.

ст. 19, 21 УК РФ не может являться субъектом преступления; не все жалобы должны рассматриваться судом в порядке ст. 125 УПК РФ, поскольку согласно требованиям данной статьи в судебном порядке рассматриваются только жалобы на постановления и иные решения дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Данная жалоба должна быть рассмотрена в порядке ст. ст. 245, 254 ГПК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 июня 2007 г. надзорное представление удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ст.

19 УК РФ российское уголовное законодательство признает в качестве субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ законодательный орган власти является юридическим лицом, которое от своего имени может быть истцом и ответчиком в суде.

По уголовному законодательству России к уголовной ответственности привлекается только физическое лицо, в том числе и в случаях, когда оно действует (бездействует) в интересах юридического лица, выполняя решения органов управления данной организации. В этом проявляется принцип личной и виновной ответственности. Помимо этого, заявление М., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поскольку не содержит сведений, указывающих на какое-либо виновно совершенное или готовящееся общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, поэтому оснований для проверки его в порядке ст.

144 УПК РФ не имелось. Как усматривается из материалов, жалоба М. — заявление об оспаривании решений и действий органов государственной власти.

Дела, возникшие из правоотношений по таким заявлениям, должны быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства согласно требованиям ст. ст. 245, 254 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах доводы надзорного представления обоснованны. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ состоявшиеся по делу судебные решения по жалобе М. отменила, производство по данной жалобе прекратила.

Принятие указанного решения не препятствует М. обжаловать решения и действия органов государственной власти в случае несогласия с таковыми, с соблюдением установленного законом порядка .
———————————
БВС РФ.

2008. N 4. С.

29.

7. Заявление о преступлении может исходить от различных субъектов, круг которых законодателем не определен. Ими могут выступать физические и юридические лица (от их имени заявление подает руководитель юридического лица или его учредитель), должностные лица, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения.

То, что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты, свидетельствует хотя бы тот факт, что юридическое лицо может признаваться потерпевшим по уголовному делу.

8. Закон допускает как устные заявления, так и письменные. Как правило, устные заявления исходят от граждан.

Если заявление исходит не от физического лица, оно в большинстве своем имеет письменную форму. При этом подписывать такое заявление должны полномочные на то лица организации, учреждения, предприятия, т.е. руководители.

Законом предусмотрен случай, когда возбуждение уголовного дела возможно только при наличии заявления руководителя организации о преступлении (см. ст. 23 УПК — особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл.

23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»). Однако не исключается и устное заявление о преступлении должностного лица, руководителя организации, учреждения. В то же время сотрудники организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявление о преступлении, так как их невозможно в такой ситуации предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, поскольку они передают информацию от первоисточника.

Подобного рода заявления следует расценивать как сообщение частного лица.

9. Сообщение о преступлении, сделанное в устной форме, обязательно заносится в составляемый по этому поводу протокол принятия устного заявления о преступлении. В протоколе указываются: место его составления (имеется в виду населенный пункт, где было принято заявление); дата составления; должность, классный чин или звание, фамилия, инициалы лица, принявшего заявление; в каком помещении принято заявление; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, а также кем, когда документ был выдан, его номер и серия; факт предупреждения заявителя об уголовной ответственности по ст.

306 УК РФ за заведомо ложный донос о преступлении с подтверждением данного действия подписью заявителя; содержание заявления о преступлении, записанное от первого лица; отметка о способе ознакомления заявителя с протоколом — протокол может быть прочитан заявителем лично или прочитан вслух лицом, принявшим заявление; отметка о правильности записи в протоколе со слов заявителя сделанного им заявления о преступлении; возможные замечания к протоколу со стороны заявителя или их отсутствие; подпись заявителя и лица, принявшего заявление. При отсутствии у заявителя документа, удостоверяющего личность, в протоколе необходимо указать на то, каким образом установлена личность заявителя. Если заявитель не владеет языком судопроизводства, в принятии заявления о преступлении должен участвовать переводчик, о чем производятся соответствующие записи в протоколе заявления о преступлении.

При невозможности по причинам состояния здоровья или ввиду физических недостатков подписать протокол заявления лицу, принимающему заявление, следует обратиться к помощи законного представителя, представителя, которые удостоверят содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем лично. Для указанных целей при составлении протокола принятия заявления о преступлении в ситуации, когда уголовное дело не возбуждено, могут быть приглашены посторонние незаинтересованные лица.

10. Устное заявление о преступлении, сделанное в ходе следственного действия или судебного разбирательства, заносится в протокол соответственно следственного действия или судебного заседания с соблюдением общих требований о принятии заявления о преступлении. Данное заявление должно быть подписано заявителем с предупреждением его об уголовной ответственности по ст.

306 УК РФ. Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении (см. п.

12 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации ). Если заявление поступило по почте, заявителя необходимо предупреждать об уголовной ответственности в ходе проверки сделанного заявления.
———————————
См.: https://www.sledcom.ru (дата обращения: 09.06.2015).

11. Принятие устного заявления о преступлении предполагает личное участие в этом заявителя. Если такое участие в силу сложившейся ситуации (отправлен пострадавший в больницу; его психологическое или психическое состояние не позволяет выполнить все требования закона о порядке принятия заявления) невозможно, сделанное заявление о преступлении оформляется по правилам получения сообщения о преступлении из других источников, т.е.

посредством рапорта должностного лица правоохранительного органа (см. п. 11 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

12. Статьей 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются вопросы, связанные с поступлением в государственные органы и органы местного самоуправления анонимных сообщений. Так, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение; его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

13. Поступившие в правоохранительные органы заявления, относящиеся к числу анонимных, согласно признакам, отмеченным выше, не рассматриваются как повод для возбуждения уголовного дела. В таком случае информация направляется в правоохранительный орган, полномочный вести оперативно-разыскную деятельность, для учета в своей деятельности и проверки информации.

14. В соответствии с Приказом Генерального прокурора поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или о приготовлении к совершению преступления, подлежат направлению в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-разыскной деятельности .
———————————
Приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г.

N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // https://genproc.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

15. Нормами п. 28 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации предписано, что анонимные сообщения поводом для возбуждения уголовного дела не являются.

Решением руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя они направляются в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в целях проверки и оперативного использования. Если содержащаяся в анонимных сообщениях информация требует незамедлительной проверки, она передается органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, по телефону, факсимильной и посредством иных средств связи. В ведомственных нормативных актах других правоохранительных органов также содержится указание на то, что анонимные сообщения о преступлении передаются по принадлежности в соответствующие структурные подразделения для проверки и учета в оперативной деятельности.

Adblock
detector