Штраф за проживание без регистрации

Решение квалификационной коллегии основано на статьях 3, 12.1, 20.2 Закона о статусе судей, статьях 4, 6, 11, 12 Кодекса судейской этики, статьях 197, 199, 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), статьях 12.2 и 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также на Законе Российской Федерации от 25 июля 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 19-П, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г.

N 13 «О судебной практике применения судами законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей».

Постановлением должностного лица органа внутренних дел производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15.1 КоАП Российской Федерации, в отношении В.И. Сергиенко было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 16 апреля 2018 года данное постановление было отменено, а производство по делу об указанном административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).

Полагая, что такое решение свидетельствует о незаконности ранее обжалованных действий сотрудников полиции, В.И. Сергиенко обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Октябрьского районного суда города Белгорода от 30 апреля 2014 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, с 21 февраля 2017 года (приказ о трудоустройстве Терентьева Н.Н.) до 18 сентября 2018 года (обращение в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края и постановка на воинский учет) административный истец, эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее не явился, проживал в городе Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания (частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации).

Комментарии к ст. 19.15 КОАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм.

и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм.

и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ.

2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст.

3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье.

Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм.

и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч.

2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

В чем разница между пропиской и регистрацией

Многие путают эти два понятия, потому разберемся в чем же разница между ними. Итак, прописка – это подтверждение, что гражданин может проживать на территории РФ. Что касается понятия регистрация – это информация о том, где именно проживает человек. В частности, в каком городе и в какой квартире.

Прописка может быть даже у человека, у которого нет права собственности. Например, ребенка прописывают по месту регистрации одного из его родителей. Более того, в этом случае даже согласия владельцев недвижимости не требуется.

Но у ребенка все равно не будет права собственности на недвижимость. Это необходимо, чтобы в дальнейшем не возникало необоснованных имущественных споров. Особенно в случае временной регистрации.

Также существует понятие прописки без права проживания. Человек прописан в квартире, но не живет в ней. Для этого составляется специальный договор, где нужно подробно обсудить все особенности дальнейшего сотрудничества.

Точнее, на что прописанный человек имеет право, а на что, нет. Имея на руках такой договор, владелец недвижимости страхует себя от различных неприятностей, в частности от имущественных споров, если такие возникнут.

Какие документы нужны, чтобы прописаться

Когда человек занимается вопросом, в первую очередь его интересует, какие документы нужны для прописки. Список бумаг, что могут в этом деле понадобиться не такой уж большой:

  1. Документ, который подтверждает личность человека. Чаще всего это паспорт. Но если лицо не достигло 14 лет, может использоваться свидетельство о рождении, так как паспорта у ребенка пока нет. В любом случае документ не должен быть просроченным. Также важно убедиться, что на нем нет повреждений и вся информация указана правильно. К тому же документ должен быть подлинным. Учтите, что паспорт на некоторое время нужно будет отдать, чтобы в нем поставили все необходимые отметки.
  2. Заявление. Чтобы его написать, можно использовать бланк стандартного формата. Его выдаст работник, которому это заявление нужно отдать. В зависимости от того где планирует прописываться человек, может быть использован только один бланк, который заполняют, как владелец квартиры, так и человек который в ней прописывается. Но есть случаи, когда этим лицам выдают отдельные документы.
  3. Документ, который подтверждает, что гражданин имеет право на жилье. Зависимо от обстоятельств таким документом может стать договор найма, а если квартира находится в собственности, то специальное свидетельство.
  4. Если человек выписался из квартиры в которой жил раньше до того как получить новую прописку, ему нужно включить в общий список бумаг лист убытия. Но сегодня это не является необходимостью, поскольку в момент прописки по новому адресу, предыдущая автоматически аннулируется.

Собрать эти бумаги спокойно можно за один день.

Бумаги, чтобы прописаться по месту проживания

Постоянная прописка в собственном доме одно дело, но прописать могут и по месту пребывания. То есть, человек не обязательно должен быть владельцем недвижимости или проживать здесь постоянно. В таком случае это может быть временная мера. Чтобы прописаться по месту пребывания, нужно:

  • паспорт;
  • выписаться из домой книжки, и принести выписку;
  • получить согласие от заинтересованных лиц (владельцы недвижимости должны присутствовать в момент, когда другого человека вписывают в их квартиру);
  • заявление, написанное владельцем или арендатором недвижимости (пишется в присутствии работника паспортного стола).

Если человек, в квартире которого прописывается ещё кто-то, не может присутствовать в ходе процедуры, он должен составить доверенность на другого человека. Но этот документ должен быть составлен правильно и нотариально заверен.

Учтите, что паспорт возвращают не сразу. Если он будет нужен для других целей, можно получить специальный документ, который его временно заменяет. Кроме того, в некоторых случаях сотрудники паспортного стола могут потребовать дополнительно принести военный билет, но в России это очень редкая и не обязательная практика.

Какой отрезок времени можно не иметь прописку

Люди, которые выписались из одного дома, но пока не имеют места, где смогут получить новую, интересуются, сколько можно жить без прописки. Все зависит от обстоятельств:

До 90 дней Если речь о человеке, который временно живет в чужом населенном пункте. Как только этот срок истекает, он должен обратиться в УФМС, чтобы стать на учет. 8 дней нужно, чтобы сотрудники УФМС временно прописали обратившегося по новому адресу.
До 3-х месяцев Когда пройдет три месяца после получения временной прописки нужно обратиться за получением постоянной регистрации.

Человека зарегистрируют по новому адресу, не снимая при этом с постоянного места жительства.

7 дней Если у человека нет постоянно места нахождения (он его меняет), закон предусматривает именно такой срок, чтобы получить прописку. Но отсчет начинается не после того как человек выселился с предыдущей квартиры, а с момента когда вселился в новую жилплощадь.

Это те периоды, по окончанию которых соответствующий штамп должен быть у вас в паспорте.

В каких случаях отсутствие прописки не обязательно

Даже если не успели согласно срокам поставить штамп о новой регистрации, есть ситуации, когда наказание не последует. Такими исключительными ситуациями выступают:

  • Если незарегистрированный человек живет в жилье своего близкого родственника. Близкими считаются дети/родители, супруги, внуки/дедушки и бабушки. Но при условии, что этот самый родственник проживает с ним.
  • Если человек зарегистрирован в этом же городе, но временно проживает по адресу отличимому от его официальной прописки.
  • Если гражданин имеет регистрацию в области, но живет в городе или в пределах субъекта федерации. Например, если у вас есть жилье в московской области, вам можно временно проживать в Москве, не регистрируясь при этом.
  • Если имеется другая уважительная причина, почему сроки регистрации были нарушены. В частности, если просрочка была вызвана срочной командировкой или человек попал в больницу и попросту не смог вовремя обратиться в соответствующие органы за оформлением документации.

Во всех остальных случаях, следует поспешить, чтобы вовремя оформить документы и не опасаться, что вас могут оштрафовать.

Какие штрафы нужно заплатить, если у вас нет прописки

Штраф за отсутствие прописки – это довольно эффективная мера, заставляющая лиц, которые пока её не имеют, поспешить. Это административное наказание оказалось довольно эффективным, особенно в случаях, когда задержка произошла из-за забывчивости или халатности человека. Другое дело, если причина в том, что владельцы недвижимости не дают разрешения на прописку.

Их опасения понятны, но если боитесь последствий, не стоит пускать в свою квартиру людей, которых не прописываете. В таком случае штрафные санкции угрожают не только лицу без прописки, но и человеку, который не позволяет получить этот штамп.

Штрафные санкции могут быть разными. Среди тех, что встречаются особенно часто, выделяют следующие:

  • От 2000 до 3000 рублей. Платят люди, которые не получили временную или постоянную прописку по адресу, где они сейчас проживают. Касается всех регионов помимо столицы и Питера.
  • От 3000 до 5000 рублей. Такой штраф предусмотрен гражданам без прописки, которые живут в Москве или Санкт-Петербурге.
  • От 3000 до 5000 руб. Столько будут платить люди, которые позволили посторонним лицам жить в своей недвижимости без прописки в ней. Исключая близких родственников. Если речь о Питере или Москве, сумма вырастает, и нарушители будут платить от 5 до 7 тыс. рублей.
  • 50 тыс. – 757 тыс. рублей. При условии, что недвижимость, где проживают рез регистрации, принадлежит юридическому лицу. Если недвижимость расположена в городе федерального уровня, минимальный штраф будет составлять от 250 тыс. рублей.
  • От 2000 до 3000 руб. Платят люди, которые оформить прописку, но при этом нарушили сроки. Если для просрочки нет уважительной причины, нарушение будет считаться свершенным, а значит, придется заплатить штраф. Причем на размер штрафной санкции никак не измениться от того, как давно прошли все сроки. Вы можете стать на учет на следующий же день после того, как закончилось отведенное время или через несколько лет, но все равно заплатите.

Поймать на нарушении может участковый, который отвечает за район. При обходе он проверяет регистрацию жильцов, и обнаруживает нарушителей. Дальше следует составление протокола, и незаконного жильца просят заняться оформление прописки.

Через несколько дней (обычно неделю, чтобы гражданин успел оформить документ) участковый возвращается, чтобы проверить, выполнили ли его рекомендации. Если сдвигов нет, составляется протокол на штраф, но уже в двойном размере всех вышеперечисленных средств. Так что, получив первое предупреждение, лучше сразу начать действовать.

Правовое регулирование

Обязанность регистрироваться по месту проживания определяется на основании Постановления Правительства №713. Раздел II определяет обязанность зарегистрироваться по месту своего пребывания и порядок, в котором эта процедура происходит (речь идёт о временной регистрации), а раздел III посвящается регистрации по месту жительства.

Ответственность за нарушение данного требования установлена в статье 19.15.1 КоАП РФ. Статья 19.15 определяет ответственность за проживание без документа, идентифицирующего личность. Нарушение правил, установленных законодателем наказывается на основании статья 19.15.2.

Можно ли проживать в квартире без регистрации

С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.

Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:

  • если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
  • срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
  • регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
  • при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
  • при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).

Фактически, закон позволяет проживание в квартире без изменения места регистрации или постановки на учёт по месту пребывания в срок, не больше 90 дней. Если планируется более длительное пребывание, то регистрация обязательна.

Санкция за отсутствие регистрации

При определении наказания нужно определить, какой штраф за проживание без регистрации гражданину РФ и какой штраф за проживание без регистрации иностранных граждан. Ответственность каждой категории лиц носит может отличаться.

Ответственность также будет отличаться в зависимости от ситуации:

  1. Проживание на территории жилого помещения без соответствующего права влечёт наложение штрафа в сумме от 2 до 3 тысяч рублей для проживающего, от 2 до 5 для собственника, который является физическим лицом и от 250 до 750 тысяч рублей для организации.
  2. Такое же нарушение, совершённое в Москве и Санкт-Петербурге, наказывается несколько строже. Так, наниматели наказываются штрафом в сумме от 3 до 5 тысяч, собственники — от 5 до 7, а собственники-организации штрафуются на сумму от 300 до 800 тысяч рублей.
  3. Нарушение правил для граждан РФ, забывших о необходимости регистрации, наказывается штрафом от 2 до 3 тысяч для арендаторов, от 2 до 5 тысяч — для собственников, от 25 до 50 тысяч — для должностных лиц и от 250 до 750 тысяч — для собственников-организаций. Такое же нарушение, совершённое на территории Москвы или Санкт-Петербурга, наказывается строже, по аналогии с предыдущим нарушением.

Данная ответственность устанавливается на основании статей 19.15.1 и 19.15.2 и распространяется только на граждан России. Ответственность иностранцев определяется на основании статьи 18.8 КоАП РФ.

Так, ответственность таких лиц за нарушение правил пребывание на территории России, что подразумевает и отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, выражается в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей. Дополнительно применяется такая мера, как выдворение за пределы России.

Важно! Выдворение может не применяться, всё зависит от обстоятельств и тяжести нарушения. При первичном нарушении, если нахождение на территории России имеет законный характер, виновный может отделаться только штрафом.

Основания для освобождения от ответственности

В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:

  • если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
  • если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
  • если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.

Данные основания позволят освободить лицо от ответственности, при условии предоставления документов, подтверждающих родство или факт регистрации по определённому адресу.

Adblock
detector