- Как налоговая направляет требования
- Способы отправки
- Форма и формат требования
- Когда и что налоговая может запрашивать
- При камеральной налоговой проверке (КНП)
- При выездной налоговой проверке (ВНП)
- Вне рамок проверок
- Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
- Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
- Ситуация.
- Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Как налоговая направляет требования
Способы отправки
Прислать требование налоговая может несколькими способами:
- В электронном виде по ТКС. Пользователи сервисов электронной отчетности, как правило, получают требования именно так.
- В электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС. На практике налоговая редко отправляет требования через ЛК, но такое право у нее есть. Поэтому, если вы подключили ЛК налогоплательщика юрлица или ИП, то не забывайте заходить и проверять входящие документы.
- В бумажном виде Почтой России заказным письмом на юридический адрес компании или по прописке ИП.
- В бумажном виде лично представителю организации или ИП под расписку. Так вручают требования при выездной проверке, когда инспектор находится в том же помещении.
Если вы обязаны сдавать отчетность в электронном виде (платите НДС или у вас более 10 сотрудников), то налоговая должна присылать требования только электронно: по ТКС или через ЛК. Если не обязаны — налоговая может прислать требование любым способом. Например, отправить почтой, не дублируя по ТКС.
Пропустите или проигнорируете бумажное требование — будет штраф.
Запрашивать документы простым письмом или по телефону налоговая не имеет права. Если получили такие требования, можете смело игнорировать.
Форма и формат требования
Требование налоговой считается законным:
Если составлено по утвержденной форме и содержит необходимые сведения:
- Статью НК РФ, на основании которой составлено требование;
- Срок, в который вы должны исполнить требование;
- Сведения о запрашиваемых документах (сделках) или указание на конкретные ошибки и противоречия в отчетности;
- Реквизиты организации (ИП), по которой запрашивают документы;
- Мероприятие налогового контроля, по которому запрашивают документы. Например: «Камеральная проверка по НДС за I квартал 2022 года».
Когда и что налоговая может запрашивать
При камеральной налоговой проверке (КНП)
Что могут запросить: документы, пояснения или внесение исправлений в отчет (уточненку). Основания для требований при КНП четко прописаны в НК РФ, и по каждому основанию налоговая вправе запросить свой перечень документов.
Какие документы (пояснения) и в каких случаях налоговая вправе запрашивать при КНП
Ситуация | Что может запросить ИФНС | Пункт ст. 88 НК РФ |
---|---|---|
Сдали уточненку, в которой уменьшен налог к уплате | Пояснения | 3 |
Сдали «убыточную» декларацию | Пояснения | 3 |
В РСВ указали необлагаемые суммы или платите взносы по пониженным тарифам | Документы, подтверждающие право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы | 8.6 |
Налоговая выявила ошибки, противоречия, несоответствия в декларации | Пояснения или внесение исправлений в отчет | 3 |
Налоговая выявила в декларации по НДС противоречия, несоответствия с контрагентами | Документы по сомнительным операциям (счета-фактуры, первичные документы и др.) | 8.1 |
Заявили налог к возмещению в декларации по НДС | Документы, подтверждающие налоговые вычеты (например, входящие счета-фактуры) | 8 |
Применяете льготы по налогам | Документы, подтверждающие право на льготы | 6 |
Сдали декларацию без обязательных сопроводительных документов | Недостающие сопроводительные документы (например, подтверждающие нулевую ставку НДС) | 7 |
Сдали уточненную декларацию спустя 2 года с уменьшением налога к уплате или увеличением суммы убытка | Документы, подтверждающие убыток (первичные и другие документы, аналитические регистры налогового учета) | 8.3 |
Сдали декларацию по НДПИ, водному, земельному налогу | Документы — основания для расчета налога | 9 |
Все возможные основания для требований при КНП прописаны в ст. 88 НК РФ, выходить за рамки налоговая не вправе.
Например, по первичной «убыточной» декларации запросить могут только пояснения, но не документы, подтверждающие убыток. Так же в случае расхождений между сведениями в декларации по УСН и в выписке по расчетному счету: налоговая вправе требовать пояснения, но не документы (например, КУДиР не могут запросить в рамках пояснений).
За какой период могут запросить документы: за который составлен отчет. Исключение — при переносе вычета по НДС с прошлых периодов могут запросить подтверждающие документы, даже если они выходят за период проверки.
Срок для выставления требования: в пределах трех месяцев со сдачи декларации (стандартный срок проведения КНП). Если было решение налоговой о продлении проверки или о назначении дополнительных мероприятий контроля, срок для выставления требования также продлевается.
При выездной налоговой проверке (ВНП)
Что могут запросить: любые документы, прямо или косвенно связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов и взносов, в том числе бухгалтерские регистры, кадровые документы.
За какой период могут запросить документы: за проверяемый период, указанный в решении о проведении ВНП. Максимум — 3 календарных года, предшествующих году принятия решения. Если решение принято в 2022 году, документы могут запросить за 2019–2021.
Срок для выставления требования: в пределах срока проведения ВНП. Максимум 6 месяцев с даты принятия решения о назначении проверки. Если проверка продлевается, срок для выставления требования также продлевается. В периоды, когда ВНП приостановлена, налоговая не имеет права запрашивать документы.
Вне рамок проверок
Что могут запросить:
Документы в рамках встречной проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Могут потребовать любые документы, касающиеся вашего прямого контрагента или контрагента из «цепочки» по НДС, по которому проводится проверка.
Требование о представлении документов в рамках встречной проверки должна прислать ваша налоговая. К этому требованию должно быть приложено поручение об истребовании документов из той инспекции, где числится проверяемый контрагент. Если требование пришло напрямую из чужой инспекции, оно незаконно и вы не обязаны его исполнять.
За какой период могут запросить документы: за любой период.
Срок выставления требования: при встречке — в пределах сроков КНП или ВНП контрагента, в остальных случаях — не ограничен.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме.
Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к.
бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).
Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.
Ситуация.
Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:
1) пояснительную записку о причинах образования убытка;
2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;
3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;
4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;
5) копия учетной политики организации.
В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению.
До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г.
№ АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.
Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки.
Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.