Ответственность сторон по 44 фз в контракте 2025 для смп

До 31.12.2023 утвердили продление обеспечения контракта по ставке 0. Это значит, что пролонгировали право заказчиков не требовать обеспечение исполнения госконтракта и гарантийных обязательств в рамках ч. 64.1 ст. 112 44-ФЗ.

Но оно по-прежнему не работает, если в госконтракте есть аванс, и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.

  • как внести обеспечение исполнения госконтракта по 44-ФЗ;
  • как прописать и обеспечить гарантийные обязательства в госконтракте;
  • новые правила авансирования госконтрактов в 2025 году;
  • новые правила по авансу;
  • 10 разъяснений Минфина об авансах в бюджетных учреждениях;
  • новые правила авансирования по Постановлению 505 от 29.03.2022;
  • казначейское сопровождение госконтрактов.

Есть внутренние правила у заказчиков, по которым финансовые обязательства заказчика по контракту ограничиваются 15.12.2023, в таком случае необязательно, что эти меры будут действовать до 31.12.2023.

Антикризисные меры для госконтрактов, которые не исполнить из-за непредвиденных обстоятельств

В рамках ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ стороны вправе изменять существенные условия госконтракта, который заключен до 01.01.2024, если из-за непредвиденных обстоятельств его не исполнить.

Раньше разрешали корректировать госконтракты, которые подписали до 01.01.2023. Напомним, недавно по этому основанию разрешили изменять контракты для федеральных нужд, которые нельзя исполнить из-за мобилизации. Это значит, что по этой норме по необходимости контракты в 2022 и 2025 году продлеваются по указу президента о мобилизации

  • как проводить госзакупки в условиях мобилизации;
  • Минфин разъяснил нюансы изменения госконтрактов, заключения сделок с едпоставщиком и авансирования в условиях санкций.

Эксперты КонсультантПлюс cобрали в один материал все антикризисные меры в 2022-2023 годах. Используйте эти инструкции бесплатно.

Памятка КонсультантПлюс: антикризисные меры в 2022-2023 годах

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Антикризисные меры для медицинских контрактов

Вот что изменилось в законе 44-ФЗ о продлении на 23 год поставок государственным медицинским компаниям лекарств — весь следующий год стороны продолжат менять количество лекарств, медизделий, расходных материалов по контракту в пределах 30% в рамках ч. 65.2 ст. 112 44-ФЗ.

  • особенности закупок медоборудования, медизделий и расходных материалов;
  • пошаговая инструкция по закупке лекарств.

Что еще нового

Скорректировали и неопределенность в закупках в 2025 году в части сроков действия норм о праве госзаказчика делать проект контракта без ЕИС. Этим правом будут пользоваться те, кто опубликует извещение в ЕИС с 01.10.2023 до 01.04.2024.

До 01.10.2023 продлили положение о включении отдельных сведений в проект госконтракта без ЕИС. Речь идет, например, о наименовании страны происхождения товара.

Еще до 31.12.2023 правительство имеет полномочия установить дополнительные случаи, при которых контрактные условия сотрудничества на 2025 год не размещают на официальном сайте ЕИС по п. 2 ч. 7 ст. 15 46-ФЗ.

  • памятка поставщикам по участию в госзакупках в условиях кризиса;
  • какие предусмотрены меры поддержки для бизнеса;
  • памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2022 и 2025 годах;
  • глобальная реформа 223-ФЗ.

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

2. Государственный контракт ответственность сторон

Вся ответственность по поставке продукции для обеспечения госнужд согласно с общими требованиями об ответственности по контракту. Вместе с взысканием убытков происходит отметка взыскания неустойки. Значимость поставки товаров для обеспечения госнужд обуславливает использование ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств сторон контракта или за неисполнение обязанностей.

Так, если за подрядчиком замечается неаргументированный отказ в заключении госконтракта на поставку продукции для удовлетворения госнужд:

Тогда поставщик обязан будет оплатить штраф в размере цены товаров, которая обычно прописывается в самом проекте контракта.

Если произошло нарушение обязательств по контракту на поставщика накладывается ответственность и он может лишиться льгот, которые предусматриваются гос контрактом согласно со ст 9 44 ФЗ;

Если в качестве поставщиков выступают монополисты по производству особых видов продукции или по их продаже, то он не имеет возможности отказаться от заключения гос контрактов на оказание поставки продукции для гос нужд.

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:

  • Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
  • Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
  • Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.

Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.

В соответствии с нормами закона организатор торгов может прибегнуть к таким мерам правовой защиты:

  • административным – сюда относится внесение продавца в РНП, отказ от работы по договору;
  • материальным, а именно: наложению штрафов и взысканию понесенных расходов.

Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса. Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
  3. Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
  4. Пропуск установленного для оплаты времени.

Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.

Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п.

4 ст. 34 закона о госзакупках.

Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.

Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей.

Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:

  • закон о госзакупках;
  • Постановление Правительства № 1042;
  • Административный кодекс;
  • ГК РФ.

14.08.2019 г. в силу вступило ПП РФ № 1011 от 02.08.2019 г., которое корректирует положения Постановления № 1042. Теперь действуют новые правила начисления штрафов за неисполнение условий по контракту по 44-ФЗ:

1. Согласно новому документу при расчете штрафов, как и пени, не учитываются требования ПП РФ № 1042. Актуальный порядок введен п. 13 и до этого не использовался.

2. Законодатели переписали п. 4 постановления, зафиксировав общий размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, организованной исключительно для СМП, СОНКО. Штрафы равны 1 % от цены контракта либо отдельного этапа и находятся в пределах 1 000–5 000 рублей.

3. Усложнились правила начисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене во время торгов за право заключения. При сумме соглашения ниже НМЦК штраф рассчитывается на основе размера НМЦК и составляет от этой суммы:

  • 10 %, когда контракт заключен не более чем на 3 миллиона рублей;
  • 5 % при цене в рамках 3–50 миллионов рублей;
  • 1 %, если сумма 50–100 миллионов рублей

Если сумма договора выше НМЦК, штраф зависит от цены контракта и составляет от этих средств:

  • 10 %, если соглашение заключено менее чем на 3 миллиона рублей;
  • 5 %, если цена 3–50 миллионов рублей;
  • 1 % , при сумме 50–100 миллионов рублей.

В первом случае размер штрафа зависит от НМЦК, а во втором – в основу ложится цена контракта.

4. Ранее общая сумма неустойки не могла быть более цены контракта. Внесение поправок привело к тому, что в данную сумму не включаются пени. Общая сумма начисленных штрафов по 44-ФЗ за неисполнение условий по контракту для любой из сторон не должна превышать цену договора.

Изменения практически не затронули принцип расчета пени при несоблюдении поставщиком сроков выполнения обязательств. Присутствовавший в ПП № 1042 соответствующий пункт утратил свою силу. Само Постановление также сменило название на «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, новое ПП РФ № 1042 не затрагивает правила начисления пени, фиксируя только порядок установки штрафов.

При расчете количества пени рекомендуется опираться на ч. 5 и 7 ст. 34 закона 44-ФЗ.

Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ

Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ

В сфере закупок существует два варианта неустойки. Сразу оговоримся: поскольку они кардинально отличаются друг от друга, замена одной формы другой считается недопустимой:

  1. Пени начисляются за нарушение сроков, выделенных на выполнение условий договора, к примеру, если заказчик должен получить продукцию сегодня, а в действительности ее поставляют через месяц.
  2. Штрафы устанавливаются за некачественное исполнение, неисполнение обязательств по контракту, но не распространяются на ситуации с нарушением сроков. Так, именно штраф начисляется, если привезены продукты испорченные либо не соответствующие заявленным в соглашении.

Штрафы и пени должны быть прописаны в контракте и проекте данного документа. Обычно заказчики стараются себя обезопасить, поэтому указывают все возможные виды неустойки. Это связано с тем, что во время подготовки проекта не всегда известна сумма контракта, а, напомним, именно исходя из нее и рассчитывается неустойка.

По этой причине поставщику рекомендуется внимательно изучать закупочную документацию – только тогда он поймет, какие последствия его ждут при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ и нарушении сроков.

В проекте договора прописывают:

  • фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение покупателем обязательств, исключая срыв сроков;
  • фиксированный размер штрафа, начисляемого за неисполнение/ненадлежащее выполнение поставщиком работ по договору (не включая ситуации просрочки), в том числе гарантийное обязательство;
  • пени за каждый день просрочки исполнения обязательства одной из сторон договора – отсчет начинается со дня завершения запланированного срока.
Adblock
detector