Основания задержания подозреваемого

Задержание подозреваемого — это неотложная мера уголовно-процессуального принуждения, представляющая собой краткосрочное заключение под стражу лица с целью установить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Задержание создает необходимые условия для собирания уголовно-процессуальных доказательств.

Цели задержания: пресечь возможность для подозреваемого продолжить совершение преступлений, а также воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу (уклониться от дознания и суда, скрыться, сокрыть орудия преступления и иные вещественные доказательства, принудить свидетелей и потерпевших к отказу от дачи показаний и к даче заведомо ложных показаний, иными незаконными средствами затруднить исследование обстоятельств уголовного дела) 1 Башкатов Л.Н., Ветрова Г.Н., Доценко А.Д. и др. Уголовный процесс / Под ред.

А.Н. Долговой. М.: Норма, 2002.

С. 155. Таким образом, задержание способствует выяснению причастности задержанного к совершенному преступлению, а также решению вопроса о применении к нему меры пресечения.

Основания задержания. Задержание применяется при наличии сведений о фактах, позволяющих заподозрить лицо в совершении преступления и задержать его. В ч.

1 ст. 91 УПК перечислены ситуации, которые по закону считаются достаточными для возникновения подозрения в отношении конкретного лица и его задержания. Это: 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Часть 2 ст. 91 УПК позволяет задержать подозреваемого также при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Задержание допускается лишь при подозрении лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В связи с этим законность задержания подозреваемого зависит от правильной квалификации преступления.

Процессуальный порядок задержания подозреваемого. Лицо, заподозренное в совершении преступления, доставляется в орган дознания, к дознавателю, после чего в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. В этом процессуальном акте указываются звание и фамилия дознавателя, который произвел задержание; фамилия, имя, отчество, год и место рождения, другие данные о личности задержанного; обстоятельства и мотивы задержания; день и час, год и месяц, место задержания; объяснения задержанного (по возможности дословно); время составления протокола; а также называются лица, присутствующие при задержании.

Кроме этого, в протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

Основания задержания необходимо излагать с указанием источников, из которых о них стало известно дознавателю (например, личное обнаружение, сообщения должностных лиц и т.п.).

В том случае, когда источником осведомленности служат материалы оперативно-розыскной деятельности, допустимо ссылаться на сообщение соответствующего оперативного подразделения о наличии обстоятельств, послуживших основанием для задержания. О произведенном задержании дознаватель обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. В тот же срок уведомляется кто-либо из близких родственников.

При необходимости сохранения, в интересах предварительного расследования, в тайне факта задержания уведомление по постановлению дознавателя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Если у задержанного остались без присмотра и помощи иждивенцы, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель обязан принять меры по их передаче на попечение близких родственников или в социальные учреждения.

Срок задержания не может превышать 48 часов с момента фактического задержания. В соответствии с п. 15 ст.

5 УПК момент фактического задержания — это момент производимого в порядке, установленном УПК РФ. фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Судья районного суда может продлить срок задержания на срок до 72 часов.

Право на такое продление предусмотрено п. 3 ч. 6 ст.

108 УПК для предоставления стороной обвинения дополнительных доказательств обоснованности задержания. В таком случае общий максимальный срок задержания может составить 120 часов.

Задержанный должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК.

Согласно ч. 4 ст. 46 УПК подозреваемый вправе:

  1. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения, либо копию уведомления о подозрении в совершении преступления;
  2. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК;
  3. пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п. 2 и 3 ч. 3 ст. 49 УПК, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  4. представлять доказательства;
  5. заявлять ходатайства и отводы;
  6. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  7. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  8. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  9. участвовать с разрешения дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  10. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора и дознавателя;
  11. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

Согласно ст. 94 УПК подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу: 3) задержание было произведено с нарушениями требований УПК РФ; 4) по истечении 48 часов в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу; 5) если судья не продлил срок задержания (ч. 2 ст.

94 УПК).

Освобождение подозреваемого не является реабилитацией подозреваемого, поскольку расследование уголовного дела еще не завершено.

57. Вопрос. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения (избрания, изменения и отмены).

Меры пресечения – предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уг. делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

подписка о невыезде (не применяется к несовершеннолетним и на судне, напр., к стюардессе, подводнику, шоферу-дальнобойщику, проводнику дальнего следования);

личное поручительство; — требуется согласие обвиняемого

наблюдение командования воинской части; — требуется согласие обвиняемого

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

домашний арест; — только по суд. решению

заключение под стражу. – только по суд. решению

Основания (если дознаватель, следователь, прокурор, суд при наличии достаточных оснований полагают, что обвиняемый, подозреваемый):

скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

может угрожать свидетелю, иным участникам уг. судопр-ва, уничтожить док-ва либо иным путем воспрепятствовать пр-ву по делу;

— Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Порядок:

Досудебное пр-во. При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные (а не интуиция след-ля и т.д.) для предположения, что обвиняемый предпримет противоправные действия, чтобы воспрепятствовать пр-ву по уг. делу, продолжить преступную деятельность и уклониться от исполнения приговора.

Особого внимания требует решение об избрании мер пресечения к несовершеннолетнему обвиняемому (ст. 423). Необходимо точно установить число, месяц, год его рождения, уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного, наркотиков, его отношение к учебе, соответствует ли возрасту его интеллект, как относятся к его воспитанию родители; осознавал ли он фактический характер и общественную опасность своих действий/бездействий — для этого назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Из гуманных целей каждый раз должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр (ст. 105 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым).

При избрании меры пресечения дознаватель/../.. выносят постановление,

вводная часть к-го содержит указания на дату, место составления, фамилию должностного лица, номер уг. дела, ФИО обвиняемого/подозреваемого, квалификацию прест-ия.

Мотивировочная часть – данные, обосновывающие избрание меры пресечения со ссылкой на статью УК + основания для избрания меры пресечения (ст. 97 УПК).

Резолютивная часть – мера пресечения, анкетные данные обвиняемого.

Если постановление вынесено дознавателем, то в нем должно быть отражено согласие начальника органа дознания.

В судебном пр-ве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями (гл. 5 УПК).

Особенности применения мер пресечения к подозреваемому (ст. 100):

В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением след.

случаев:

Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 209… УК, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении к-го избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Основания задержания:

Лицо может быть за­держано только по подозрению в совершении такого преступ­ления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

    1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо

      • пыталось скрыться, либо
      • не имеет постоянного места жительства, либо
      • не установлена его личность, либо
      • если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

      «Иные данные» — фактические дан­ные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению . К ним могут относиться:

        1. показания сви­детелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступле­ния, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
        2. показания обвиняемых, подозре­ваемых о соучастниках;
        3. результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
        4. материалы ревизий, инвентаризаций;
        5. сходст­во по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.

        Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основа­ния для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыть­ся, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутст­вием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.

        Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из ус­ловий (например, лицо не имеет постоянного места жительст­ва), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подоз­ревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процес­суальное задержание недопустимо.

        Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

        Фактическое задержание означает захват лица и принудитель­ное доставление его в органы дознания или к следователю.

        Право уголовно-процессуального задержания в порядке, уста­новленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.

        Если лицо было задержано непосредственно при соверше­нии преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после до­ставления такого подозреваемого в орган дознания или к сле­дователю должны быть вынесены постановление о возбужде­нии уголовного дела (при наличии соответствующих основа­ний) и составлен протокол задержания.

        С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уго­ловно-процессуальному задержанию.

        Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроиз­водство . Закон устанавливает, что соответствующее должност­ное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, ко­гда появляются мотивы, обусловливающие необходимость за­держания в данном конкретном случае.

        Мотивами задержания могут быть:

          1. пресечение преступно­го деяния;
          2. предотвращение совершения новых преступле­ний;
          3. лишение возможности скрыться, уничтожить доказа­тельства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
          4. установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
          5. своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

          Не допускается использование задержания как средства по­лучения от подозреваемого признания вины в совершении пре­ступления.

          Срок задержания

          Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не мо­жет превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

          В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступле­ния (п. 15 ст. 5 УПК).

          Важность четкого определения момента фактического задер­жания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ консти­туционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализа­цию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступ­ления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п.

          3 ч. 4 ст. 46 УПК).

          Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исклю­чением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисле­ния сроков требуется учитывать день, час и минуту фактиче­ского задержания.

          УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обосно­ванности задержания и обеспечения прав задержанного.

          Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержа­ния.

          Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо долж­но быть доставлено в орган дознания или к следователю. Пред­ставляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления дол­жен быть доставлен в орган дознания или к следователю в тече­ние разумного срока, но не более 48 часов.

          Истечение 48-часо­вого срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

          После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).

          В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, на­пример, в случае задержания лица при совершении преступле­ния).

          В протоколе задержания указывается как дата и время со­ставления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие об­стоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).

          По смыслу этой уголовно-про­цессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о при­менении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе за­держания должны быть указаны все имевшие место такие об­стоятельства . В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав.

          Протокол подписывается подозревае­мым и лицом, его составившим.

          В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК).

          В отличие от установленной для производ­ства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.

          29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления , но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.

          184 УПК).

          В течение 12 часов с момента фактического задержания до­знаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):

          • прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
          • кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
          • командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
          • секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
          • посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.

          При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться , за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

          Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений».

Adblock
detector