Нумерация поездов в России была сформирована к 2004 г. А в ноябре 2013, в соответствии с пунктом 2 Протокола пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества был утвержден «Порядок присвоения номеров поездам».
Вместе с поправками в распоряжении от 5 апреля 2014г., закон вступил в силу 1 июня 2014г. Действует он и на сегодняшний день.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации предусматривают единую нумерацию железнодорожного транспорта на территории СНГ. Это связано с обеспечением безопасности проезда жд транспорта, и во избежание путаницы в системе обслуживания и для понимания пассажирам, приобретающим билет.
Нумерация вагонов после 2014 года
В 2018 г. актуальна нумерация поездов, утвержденная в 2014 г., которая существовала и в 2015, 2016 и 2017 гг.
Обратите внимание! Пассажирские составы по видам сообщения делятся на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные — до 700 км и пригородные — до 150 км.
Нумерация пассажирских поездов, в зависимости от их предназначения делится на скорые, высокоскоростные и пассажирские. Нумерация скорых поездов открывает список:
- 1-150 — Скорые круглогодичные (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 151-298 — Скорые сезонного и разового обращения (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 301-450 — Пассажирские круглогодичные (скорость маршевая до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 451-598 — Пассажирские сезонные, разового назначения и детские ( как исключение, скорость маршевая до 50 км/час. Для этой категории предусмотрен маршрут следования состава более 150 км);
- 701-750 — Скоростные (скорость маршевая 91 км/час и более);
- 751-788 — Высокоскоростные (скорость маршевая 161 км/час и более);
- 790-799 — поезда системы «Экспресс 3». Данная нумерация поездов обязательна для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования;
- 801-898 — поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных поездов);
- 901-920 — поезда служебного (специального) назначения;
- 921-940 — поезда номерные туристические или коммерческие;
- 941-960 — людские;
- 961-970 — грузопассажирские составы;
- 971-998 — почтово-багажные составы.
Нумерация пригородных поездов
Все пассажирские поезда, кроме электричек и пригородных поездов, имеют трехзначное число в номере. А составы местного назначения — четырехзначное значение:
- 6001-6099 — электропоезда, приграничные пригородные, пригородные (маршевая скорость 91 км/час и более);
- 7001-7198 — скоростные пригородные;
- 7201-7598 — скорые пригородные и городские;
- 7601-7628 — поезда служебного (специального) назначения.
Нумерация локомотивов
Толкачи-резервные, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов имеют следующую нумерацию:
- 4001-4148 — грузовые толкачи;
- 4151-4188 — пассажирских локомотивов;
- 4191-4198 — хозяйственных локомотивов.
Резервные локомотивы, следующие без вагонов:
- 4201-4228 — для подталкивания грузовых поездов;
- 4231-4258 — для подталкивания вывозных и передаточных поездов;
- 4261-4298 — для подталкивания хозяйственных поездов;
- 4401-4698 — нумерация зависит от категории поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных или сборно-участковых;
- 4701-4778 — тягачи для хозяйственных работ;
- 4779-4798 — рельсосмазыватели;
- 4801-4898 — от (к) вывозных, маневровых и передаточных поездов.
Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации:
- 4901-4960 — грузовых составов;
- 4961-4990 — обозначение пассажирских составов;
- 4991-4998 — хозяйственных составов.
Буква в номере поезда РЖД
Буквы, идущие после номера обычно присваивают изходя из дороги отправления
- А — Октябрьская (реально код О, но в номерации поездов используется А)
- Б — Белорусская
- В — Юго-Восточная
- Г — Горьковская
- Д — Донецкая
- Е — Свердловская
- Ж — Приволжская
- И — Восточно-Сибирская
- Й — Куйбышевская
- К — Юго-Западная
- Л — Львовская
- М — Московская
- Н — Западно-Сибирская
- О — Южная (реально код Ю, но в номерации поездов используется О)
- П — Приднепровская
- Р — Латвия
- С — Северо-Кавказская
- Ц — Казахстан
- У — Южно-Уральская
- Ч — Забайкальская
- Ш — Одесская
- Ы — Красноярская
- Ь — Молдавская
- Э — Дальневосточная
- Я — Северная
Буквы в номерах поездов Укразализныцей — железных дорог Украины
- Д — Донецкая
- К — Юго-Западная
- Л — Львовская
- О — Южная
- П — Приднепровская
- Ш — Одесская
Отзывы
в системе «Экспресс-3» для каждого поезда назначаются еще и литеры, обозначаемые четвертым символом после номера. Рассмотрим два поезда — №002А Москва-Санкт-Петербург, №002М Москва-Владивосток и №002Й Москва-Казань. Буквы «А», «М» и «Й» означают филиал Федеральной пассажирской компании, которая сформировала поезд.
Иногда «родных» букв может не хватать и тогда для конкретизации поезда железнодорожники могут использовать и «чужие» литеры. Стоит отметить, что точного соответствия всех литер поездов буквам, закрепленным за железными дорогами нет. Исключение в данном случае имеют лишь поезда, следующие с Украины: при выборе буквы для поезда украинского формирования, обязательно ставится одна из «украинских» букв «К», «Д», «Л», «О», «Ш», «П».
Для поездов, следующих на Украину ставится любая другая буква.
я всегда считала что буква соответствует коду дороги приписки или дороги отправления поезда. В общем ваш ответ я искала в нете. Благодарю .
Считаю, да даже логически, его более правильным
еще можно добавить, что все четные ездят с запада на восток, нечетные — наоборот. в Белоруссии так, по крайней мере.
пример: Гомель-Брест — 603, Брест-Гомель — 604.
бытие определяет сознание
Поезд 111/112 Новосибирск-Адлер сейчас ходит под номером 139/140.
Чтобы не быть голословным привожу выписку из другого сайта где автор хоть как то владеет информацией
Обычно стараются присваивать буквы, соответствующие коду дороги приписки или дороги отправления поезда, например:
111/112 Новосибирск-Адлер, поезд формирования Западно-Сибирской дороги, код дороги Н
Если четность прямого и обратного поездов совпадает, тогда стараются присваивать буквы дорог отправления:
083В Лиски-Москва (дорога отправления — Юго-Восточная, код В)
083М Москва-Лиски (дорога-отправления — Московская, код М)
Такой приём облегчает запоминание, например для кассиров.
Примеры кодов дорог:
А — Октябрьская (реально код О, но в номерации поездов используется А)
О — Южная (реально код Ю, но в номерации поездов используется О)
Евтаназий :
Классификация поездов по номерам
- 001–150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и фирменные поезда)
- 151–298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
- 301–450 — пассажирские круглогодичные поезда
- 451–598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
- 701–750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
- 751–788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, «Сапсан», «Аллегро», «Невский экспресс»)
Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали здесь.
- Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
- Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.
Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001–7628) и специальные поезда:
- 901–920 — служебные поезда
- 921–940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
- 941–960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
- 961–970 — грузопассажирские поезда
- 971–998 — почтово-багажные поезда.
Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.
Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.
Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.