223 федеральный закон кратко

Содержание
  1. В чем преимущества таких закупок для поставщиков?
  2. Где искать закупки по 223-ФЗ?
  3. Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?
  4. Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?
  5. На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?
  6. Есть ли подводные камни или какие-то риски?
  7. Кого обязали закупать по 223-ФЗ
  8. Кто является заказчиком по 223-ФЗ
  9. Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ
  10. Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ
  11. Можно ли пожаловаться в ФАС
  12. Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года
  13. Планы закупок отдельных заказчиков стали проверять по-новому
  14. Что рекомендовали
  15. Что вступит в силу с 1 июля 2022
  16. Добавили новое основание для включения в РНП
  17. Разрешили включать страну происхождения товара в описание предмета закупки
  18. Скорректировали состав извещения и документации о конкурентной закупке
  19. Определили требования к независимой гарантии в закупках у МСП
  20. Установили особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства
  21. Расширили перечень закупок, особенности которых может определять Правительство
  22. Закрепили право властей устанавливать порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия
  23. Что регулирует 223-ФЗ
  24. Какие задачи решает 223-ФЗ
  25. Какие торги проходят по 223-ФЗ
  26. Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ
  27. Участник может пожаловаться в ФАС на основании:
  28. Документы по 223 ФЗ
  29. Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?
  30. Что нужно запомнить
  31. Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ
  32. Основные принципы закупок по 223-ФЗ
  33. Требования к участникам закупок

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”.

В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение. Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее. Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.

В чем преимущества таких закупок для поставщиков?

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

Где искать закупки по 223-ФЗ?

Проще всего искать закупки в Единой информационной системе или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.

Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок.

Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент». Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

  • Аукцион.
  • Конкурс.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.

В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.

Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение. Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан. Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе.

Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.

На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Заказчики заранее публикуют перечень товаров, работ и услуг, который закупается только у малого и среднего бизнеса. И когда проводится закупка такой продукции, то круг ее участников ограничен данными субъектами. Такие закупки часто называются преференционными.

Именно они могут проводиться только на госплощадках, в то время как для остальных процедур по 223-ФЗ таких ограничений нет. Поэтому малые и средние предприятия, желающие поучаствовать, предварительно должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в государственный реестр участников закупок и аккредитоваться на нужных ЭТП.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей.

Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.

Кого обязали закупать по 223-ФЗ

Со 2 января 2021 года заработал Федеральный закон №443 от 22.12.2020, который поправил статьи 1 и 8 Федерального закона №223 и распространил его действие на тендеры региональных операторов по обращению с ТКО.

Напомним, что до изменений по этому закону проводили торги только заказчики из сферы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Это определение уже, чем сейчас, следовательно, ряду новых заказчиков придется начать соблюдать требования закона о закупках для отдельных юрлиц.

Федеральный закон №443 от 22.12.2020 содержит несколько переходных правил:

  • положения о закупках приводятся в соответствие с новыми нормами, утверждают их и публикуют в ЕИС до 02.04.2021;
  • положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 02.04.2021 относят к категории не размещенных в ЕИС;
  • тендеры, извещения о проведении которых появились в ЕИС до дня публикации обновленного положения (но не позднее 02.04.2021), завершат по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы актуализировать положения без ошибок.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т.д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50% капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50% капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно.

Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением, поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам №223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона №44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Нарушены сроки публикации изменений

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

Планы закупок отдельных заказчиков стали проверять по-новому

Для заказчиков, определенных Правительством (распоряжение № 717-р от 19 апреля 2016), минимальный порог общей стоимости договоров, которые они должны заключать в календарном году, увеличили с 50 до 250 млн рублей. Превышение этого порога — основание для проверки их закупочных планов.

Сюда входят и проекты планов закупок, и проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Заказчиков проверят, если общая стоимость договоров за предшествующий календарный год превышает 250 млн рублей и годовая выручка компании превышает 500 млн рублей. Планы автономных учреждений субъектов РФ проверят, если общая стоимость договоров учреждения за предшествующий календарный год не превышает 250 млн рублей (ПП РФ № 716 от 21 апреля 2022).

Что рекомендовали

Минфин России в договорах, которые должны быть исполнены в 2022, советует устанавливать аванс не менее 50% от НМЦД, если будет обеспечен должный контроль над тратой этих средств (Информационное письмо Минфина РФ №28-05-07/34796 от 19 апреля 2022).

В 223-ФЗ нет норм, регулирующих авансирование, поэтому при заключении договоров применяются общие положения гражданского и бюджетного законодательства. Заказчики сами устанавливают размер аванса и порядок его выплаты в документации о закупке и проекте договора.

Что вступит в силу с 1 июля 2022

Добавили новое основание для включения в РНП

Если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгает договор с поставщиком, который существенно нарушает условия договора, такого участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (скорректировали ч. 2 ст. 5 223-ФЗ).

Разрешили включать страну происхождения товара в описание предмета закупки

Теперь будет можно указывать страну происхождения товара в описании предмета закупки. Соответствующую поправку внесли п. 2 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ (пп. «б» п. 1 ст. 1 104-ФЗ).

Скорректировали состав извещения и документации о конкурентной закупке

В извещении и документации о конкурентной закупке заказчики должны будут указывать в том числе и сведения об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта. Части 9 и 10 статьи 4 223-ФЗ дополнили соответствующими положениями (п. 3 ст. 1 109-ФЗ).

Определили требования к независимой гарантии в закупках у МСП

Независимую гарантию (НГ), которую предоставляют участники для обеспечения заявки в закупках у МСП, могут выдавать банки из перечня Минфина, госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ). Кредитная организация, выдавшая гарантию, не может ее отозвать.

Независимая гарантия должна содержать:

  • условие, по которому гарант обязан выплатить заказчику сумму по НГ не позднее 10 рабочих дней, если нет оснований для отказа по ГК РФ. Срок отсчитывают со дня, следующего за днем, когда гарант получил от заказчика требование о выплате.
  • список документов, которые заказчик должен направить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство установило такой перечень;
  • указание на срок действия НГ. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания приема заявок.

Если поставщик предоставил НГ, которая не соответствует этим требованиям, заказчик может ее не принять.

Если участник уклоняется от заключения договора, не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями, то заказчик получает деньги по НГ за обеспечение заявки. Условие предоставить обеспечение до подписания договора при этом должно быть в извещении (ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ).

Независимая гарантия, которую участники закупок для МСП предоставляют как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока ее действия. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, который указан в извещении и документации о закупке.

Независимая гарантия не должна содержать условие, по которому заказчик представляет гаранту судебные акты, подтверждающие, что поставщик не исполнил свои обязательства по договору.

Правительство РФ вправе установить:

  • типовую форму независимой гарантии;
  • форму требования об оплате по ней;
  • доптребования к НГ;
  • перечень документов, которые заказчик предоставляет гаранту одновременно с требованием об уплате;
  • особенности ведения реестра независимых гарантий (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ.

Установили особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства

Статью 3.1-3 223-ФЗ дополнили новыми частями (чч. 3–5).

Результатом выполненной работы по договору строительства или реконструкции объекта капстроительства считается построенное или реконструированное сооружение, по которому получены:

  • заключение уполномоченных органов строительного надзора о соответствии объекта требованиям проектной документации;
  • заключение федерального органа экологического надзора, если сооружение относится к объектам I категории по закону об охране окружающей среды, а также, например, если объект находится во внутренних морских водах, особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе РФ. Все случаи перечислены в ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства. Если проектная документация предполагает оборудование, необходимое для эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с перечисленными работами может быть и поставка данного оборудования.

Расширили перечень закупок, особенности которых может определять Правительство

До 30 июня 2022 Правительство может устанавливать особенности закупок товаров, работ и услуг из перечня ТРУ, сведения о которых не составляют гостайну, но не размещаются в ЕИС (п. 2. ч. 16 ст. 4 223-ФЗ). С 1 июля 2022 власти смогут определять особенности закупок с учетом всех пунктов части 16 статьи 4. Помимо описанного выше случая, это:

  • конкурентные закупки без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС;
  • закупки, где в ЕИС не размещают сведения о поставщике, с которым заключен договор;
  • тендеры конкретных заказчиков, закупающих определенные ТРУ. Информация о таких закупках не составляет гостайны, но не размещается в ЕИС.

Запретили заказчикам размещать на их сайтах сведения о закупках, которые нельзя публиковать в ЕИС

Уточнения сделаны в частях 6, 7, 11 и 12 статьи 4 223-ФЗ. Сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС, перечислены в ч. 15 ст. 4 223-ФЗ. Это:

  • закупки с гостайной,
  • тендеры гособоронзаказа,
  • отдельные группы закупок, которые определяет Правительство по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, мы описали их выше.

Информация о закупках, которую заказчики размещают на своих сайтах, должна быть общедоступной и бесплатной (уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ).

Закрепили право властей устанавливать порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия

Правила, по которым результаты оценки и мониторинга соответствия будут размещаться в ЕИС, устанавливает Правительство (скорректировали пп «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и ч. 16 ст. 5.1 223-ФЗ). При этом, если выдано отрицательное заключение, информацию в ЕИС не разместят (ч. 16. ст. 5.1. 223-ФЗ).

Большая часть изменений скоро вступит в силу. Будьте внимательны при планировании будущих закупок и внимательно изучайте требования, которые устанавливает заказчик.

Что регулирует 223-ФЗ

Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.

223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.

Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.

Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку

Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.

Какие задачи решает 223-ФЗ

  • способствует эффективному расходованию бюджетных денег;
  • делает закупки более конкурентными и прозрачными;
  • предотвращает коррупцию, сговор и прочие злоупотребления;
  • обеспечивает единое экономическое пространство для закупок, что расширяет круг возможных участников;
  • позволяет большему количеству компаний получить выгодный государственный заказ.

Какие торги проходят по 223-ФЗ

Закупки проходят в форме конкурса, аукциона, запросов предложений и котировок, преимущественно электронно (если не сказано в документации иное). Согласно ч.4 ст.3 Правительство РФ устанавливает перечень товаров, услуг и работ, которые приобретаются на условиях этого закона.

Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ

223-ФЗ дает лишь основное направление и общие постулаты, на которых строится закупочная деятельность. Но главным документом, который определяет структуру сделки является Положение о закупке.

Его содержание отличается от тендера к тендеру, поэтому его не окидывают беглым взглядом, а внимательно изучают. Закон также накладывает на заказчика обязательства.

По 223-ФЗ заказчик должен:

  • по п.2 ч.8. ст.3 покупать товары и потреблять услуги у малых и средних предпринимателей и организаций. Государство устанавливает способ расчета доли таких закупок;
  • отдавать приоритет товарам российского производства, а также услугам и работам соответствующего происхождения.
  • не сотрудничать с организациями из реестра недобросовестных поставщиков;
  • размещать тендерную информацию на своем сайте, если она не содержит гостайны;
  • не публиковать информацию о заказе по п.1-3 ч.15 ст.4. Среди них — купля-продажа и аренда госимущества, покупки на сумму менее 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей).

Участник может пожаловаться в ФАС на основании:

  • размещенной заказчиком недостоверной информации — об объемах закупок у малого и среднего бизнеса;
  • нарушения федерального закона или положения;
  • неправомерного требования дополнительных документов заказчиком;
  • несоблюдения порядка размещения Положения о закупке в ЕИС.

Документы по 223 ФЗ

Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона

В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:

  • формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
  • требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
  • наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
  • порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
  • порядок работы комиссии тендера;
  • требования к описанию объекта — товара, услуги, работы;
  • способы закупки.

Также могут быть установлены:

  • другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
  • обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.

31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС.

Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01.

2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков

Что нужно сделать:

  • создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
  • указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
  • дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.

Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?

Участник выбирает сам форму обеспечения, заказчик лишь указывает в документации необходимый размер. К примеру, по ч. 12 ст. 3.4 субъект малого или среднего бизнеса вправе выбирать между денежным взносом и банковской гарантией.

В остальных случаях по ч.25 ст. 3.2 участник выбирает форму обеспечения из тех, что предусмотрел организатор закупки в Положении. Это может быть и гарантия, и деньги, и любой другой способ, предусмотренный ГК РФ.

Обеспечивать заявку не обязательно по 223-ФЗ. Такое решение — выбор заказчика, но не всегда. По п.27 ст. 3.2 при сумме сделки до 5 млн. рублей обеспечение заявки не устанавливается. В 44-ФЗ заказчик обязан установить такое требование при сумме свыше 50 млн. рублей.

Более подробно про обеспечение заявки в законе №223 можно почитать здесь.

В ПЗ заказчик предусматривает все возможные аспекты грядущей закупки. Там есть и про обеспечение исполнения контракта. Размер, форма и условия предоставления — на его усмотрение.

Более подробно про обеспечение исполнения контракта в законе №223 можно почитать здесь.

Что нужно запомнить

  1. 223-ФЗ гораздо более лояльный, чем 44-ФЗ. Многое решает сам заказчик и указывает это в ПЗ.
  2. ПЗ нужно читать с особым вниманием. Это основной документ, где есть все условия и требования.
  3. Банковская гарантия — наиболее удобный способ обеспечения контракта и заявки.
  4. Получить БГ просто. Важно лишь найти кредитную организацию, которая устраивает заказчика и не вызывает нареканий у Центробанка.

Получите консультацию эксперта в области банковских продуктов. Это абсолютно бесплатно

Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках. Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках.

Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Adblock
detector