Заявление в управляющую компанию о предоставлении информации

Обязанность предоставлять сведения собственниками регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г N 195-ФЗ.
  • «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 N 188-ФЗ. (далее – «Стандарт раскрытия»). .

Перечисленные законодательные акты содержат не только обязанность раскрытия информации управляющей организацией, но и перечисление видов сведений, которые УК должна предоставлять собственникам, а также формы, состав, сроки и периодичность предоставления информации.

Какие сведения об управляющей организации можно получить?

Что понимается под раскрытием информации управляющей организацией? УК обязана предоставлять доступ к данным об основных показателях ее деятельности, доступных услугах, планируемых или выполненных работах согласно п.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ.

Отсутствие информации, неполная (неверная) информация в ГИС ЖКХ – системе информирования в сфере ЖКХ, в которой должны размещаться все обязательные к раскрытию данные, ведет штрафным санкциям ст. 13.19.2 КоАП РФ.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение УК своих обязанностей, предписанных в ЖК РФ и других регулирующих деятельность в сфере управления ЖКХ правовых документах, влечет за собой административное взыскание п.1. ст.7.23.3 КоАП РФ в виде штрафа.

Требования к содержанию, способам и срокам обеспечения доступа к информации описаны в Стандарте раскрытия. В пунктах 3, 8-14 Стандарта раскрытия приводится список информации, которая должна быть доступна собственникам жилья.

    Сведения об управляющей организации:

  • официальное название юр.лица;
  • информация о государственной регистрации ЮЛ;
  • адрес, контакты, сайт УК, электронная почта;
  • график работы.
  • бухгалтерский баланс, отчетность;
  • отчет о доходах и расходах организации, имеющих отношение к управляющей деятельности.
    • услуги по содержанию общего имущества собственников дома прописанных в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491);
    • услуги, связанные с обеспечением поставки в дом коммунальных услуг (охрана, учет собственников и другие услуги).
    • проект договора управления;
    • отчетность по выполнению условий договора управления;
    • содержание выполненной работы или предоставляемой услуги, гарантии качества работ ( в случае, если это предусмотрено законодательством);
    • цена предоставления услуг (на кв.метр).
    • перечень компаний, поставляющих услуги, объемы и расценки закупок;
    • тарифы для потребителей ( с указанием правовых документов, в которых зафиксированы цены).

    Лучше понять работу управляющих компаний и принцип их взаимодействия с собственниками МКД помогут такие статьи наших экспертов:

    • Как оформляется договор между УК и собственниками?
    • Может ли УК подать в суд на владельца жилья? ?
    • Как сменить старую УК на новую?

    Сроки и способы ответа

    Пункт 5 Стандарта раскрытия устанавливает способы, посредством которых УК должна предоставлять информацию собственникам:

    • публикация на официальном сайте УК, либо на сайте органа самоуправления;
    • публикации в печати, СМИ (указывается, что СМИ должны быть официальными);
    • использование информационных стендов непосредственно в УК;
    • в ответах на запросы от собственников.

    Пункт 6 Стандарта раскрытия определяет срок хранения информации на сайтах, используемых УК для публикации, в 5 лет, а также необходимость оповещения жильцов об адресе официального сайта, на котором информация размещена.

    Ответ в электронном виде

    Срок ответа на запрос, поступивший в электронном виде, ограничивается 2 днями со дня поступления (п.18 Стандарта). Ответ на запрос в электронном виде должен содержать данные работника УК, который формировал ответ потребителю (п.19 Стандарта).

    СПРАВКА! Копии ответов, а также сами электронные запросы хранятся УК в течение 5 лет (п. 20 Стандарта).

    В письменном виде

    Срок ответа по письменному запросу составляет 20 дней со дня его поступления. Ответ должен быть направлен в письменной форме по почте, либо передан лично потребителю в УК (п.21 Стандарта).

    Письменный запрос о предоставлении информации собственникам жилья в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в управляющей компании с проставлением штампа (п.22 Стандарта).

    Таким образом, любой потребитель имеет право запросить исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, если он включен в список Стандарта раскрытия, а управляющая компания обязана на этот запрос ответить по всем правилам установленным законодательством, а также сделать это в установленные сроки.

    Заявление в управляющую компанию о предоставлении информации

    Письменный или электронный запрос не имеет официально установленного бланка, но соблюсти при заполнении некоторые правила ведения деловой документации придется. В качестве образца письма в управляющую компанию о предоставлении информации чаще всего используют форму заявления.

    1. Необходимо указать фамилию и инициалы руководителя управляющей организации, название УК и адрес в правом верхнем углу заявления.
    2. Указать ФИО заявителя, адрес, номер телефона.
    3. В центре документа прописать заголовок «Заявление на предоставление информации».
    4. Указать адрес жилого помещения, собственником которого вы являетесь, в том числе и реквизиты о праве собственности.
    5. Изложить суть своего запроса (о правильном составлении запроса речь пойдет дальше).
    6. Перечислить приложения к заявлению, если таковые имеются.
    7. Поставить дату и личную подпись.

    При составлении заявления стоит учесть, что грамотно составленный запрос поможет в случае, если управляющая компания проигнорирует его, и придется обращаться в надзорные инстанции. Ваше грамотное заявление будет опорой для претензий и жалоб на УК.

      Ссылки на законодательство, которое утверждает право собственника на получение информации:

    • п.10 ст 161 ЖК РФ;
    • п.7.ч.1 ст.193 ЖК РФ.
      ;
    • ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

    ВАЖНО! При отправке письма в управляющую компанию о предоставлении информации почтой, обязательно направить его заказным письмом с уведомлением о получении. При передаче непосредственно в УК иметь при себе копию заявления, попросить поставить в копии и оригинале роспись сотрудника, принявшего его, штамп организации и дату передачи.

    Отказ в раскрытии сведений

    Если запрос в управляющую компанию о предоставлении информации остается без ответа или вам просто отказали в выдаче нужных сведений, необходимо действовать решительно.

    Досудебное разрешение спора

    Ст. 131 ГК РФ предписывает процедуру досудебного разрешения спора, если это указано в договоре между сторонами (здесь – в договоре управления).

    Досудебное разрешение спорной ситуации заключается в направлении претензии в УК, в которой указывается причина обращения, а также факт отсутствия ответа в установленный законодательством РФ срок. Саму претензию также рекомендуется отправить заказным письмом с уведомлением (о правилах составления претензий в УК при различных нарушениях мы более подробно рассказываем тут).

    Судебное урегулирование

    Если ответа на претензию в установленный срок не последовало либо в ответе на претензию УК уклонилась от удовлетворения запроса, за потребителем закрепляется право обращения в суд по месту нахождения УК.

    Исковое заявление оформляется согласно ст.131 ГК РФ и включает в себя:

    1. Наименование судебного органа, в который подается заявление.
    2. Данные истца (потребителя в данном случае): ФИО, адрес.
    3. Данные ответчика (УК): название, адрес.

    Суть искового заявления:

    • факт нарушения прав истца;
    • события в ходе которых права истца были нарушены;
    • доказательства нарушения прав (прилагаются заявление в УК, уведомление о получении заказного письма с запросом, либо заверенная копия в случае передачи запроса лично в УК).

    Если УК не желает сотрудничать

    УК в случае нежелания предоставить какую-либо информацию может указывать в качестве причин отказа:

    • Отсутствие в договоре управления сроков рассмотрения заявлений. Несмотря на то, что сроки рассмотрения заявлений не предусмотрены в договоре управления, тем не менее они четко указаны в Стандарте раскрытия, который является федеральным законодательным актом, регулирующим обмен информацией между собственником и УК, таким образом, договор управления не может противоречить его нормам.
    • Отсутствие регулирования отношений между собственником и УК. В «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» и в Постановлении правительства РФ от 06.02.2006 N 75.

    СПРАВКА! Ст. 7 ЖК РФ предусматривает подобную ситуацию и вводит в жилищные отношения понятие «аналогии закона». Это означает, что в случае, если отношения не урегулированы законодательно, то следует применять законы, которые регулируют похожие отношения.

    Таким образом, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме по аналогии регулируют не только связь Собственник-ТСЖ, но и связь Собственник-УК, так как УК выполняет все те же функции, что и ТСЖ (подробно ознакомиться с функциями управляющих компаний можете в специальной статье).

    Постоянно меняющееся законодательство в сфере ЖКХ вводит путаницу во взаимоотношения между собственниками жилых помещений и управляющими организациями, что позволяет УК уклоняться от требований к прозрачности их деятельности. В такой ситуации потребитель должен знать свои права и стремиться к их соблюдению, в частности, добиваться исполнения обязанности управляющей компании предоставлять информацию собственникам, в том числе и в судебном порядке.

    Цели предоставления информации

    Жилищный кодекс обязывает управляющие организации публиковать сведения о своей деятельности и финансовых показателях на сайте городского жилищного комитета, а также предоставлять такие сведения по запросу собственников помещений (п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

    Целями запроса сведений о деятельности УК могут являться:

    • выявление ошибок в платежных квитанциях;
    • обеспечение контроля за использованием средств по назначению;
    • обеспечение эффективности расходов;
    • выявление случаев нарушения жилищного законодательства.

    Сведения о финансово-хозяйственной деятельности УК включают объем собранных средств с жильцов, объем фактически предоставленных услуг и правила расчета оплаты по тарифной сетке, утвержденной в регионе.

    Собственники помещений, сомневающиеся в корректности выставленных счетов на оплату коммунальных услуг, могут запросить соответствующие сведения в УК и рассчитать необходимую к оплате сумму самостоятельно, после чего потребовать от бухгалтерии УК перерасчета. Расчет суммы оплаты производится по Правилам, утвержденным Постановлением № 354.

    Также путем оценки финансовых показателей можно выявить случаи растрат, например, в виде заключения руководством УК заведомо невыгодных контрактов с подрядчиками с целью получения незаконной прибыли. Для оценки вероятности подобных манипуляций полученные от УК сведения обычно направляются на анализ финансовым специалистам или в жилищную инспекцию.

    Законодательное регулирование и ответственность

    Предоставление жильцам сведений о деятельности УК регулируется следующими нормативными документами:

      ;
    • Приказом Минстроя № 882;
    • Жилищным кодексом.

    В п. 3 Постановления № 731 приведен список информации, подлежащей раскрытию, в п. 5 указаны способы распространения сведений, а п. 9 регламентирует максимальный срок раскрытия сведений по запросу жильцов – 30 дней.

    Раскрытию подлежат следующие сведения:

    • перечень и характеристика недвижимости, находящейся в ведении УК;
    • объем средств, полученных от жильцов;
    • объем доходов от использования общедомового имущества;
    • объем субсидий из бюджета;
    • сведения о заключенных контрактах с поставщиками ресурсов и подрядчиками по обслуживанию дома;
    • объем коммунальных услуг, оказанных собственникам помещений;
    • сведения о проведенных собственниками общих собраниях и принятых решениях;
    • о планируемых отключениях поставок услуг ЖКХ;
    • размер прибыли УК.

    Типовая форма предоставления информации о деятельности и показателях УК приведена в Приказе № 882.

    За отказ предоставить жильцам необходимые сведения руководство УК может быть привлечено к ответственности согласно ст. 5.39 КоАП, предполагающей наложение штрафа на должностных лиц компании в размере 5000-10000 рублей.

    Непредоставление сведений по запросу жильцов может грозить проведением инспекции деятельности УК на предмет соответствия жилищному законодательству, а при подозрениях в растрате средств инициируется прокурорская проверка деятельности руководства и бухгалтерии, на время которой деятельность организации приостанавливается и назначается временный управляющий.

    При неразмещении сведений о планируемых отключениях услуг или иной важной для жильцов информации на официальном сайте УК или в системе ГИС ЖКХ руководителю может быть назначен штраф в 5000-10000 рублей при первом нарушении, при повторном неразмещении сведений в интернете размер штрафа может быть увеличен до 20000 рублей (ст. 13.19.2 КоАП).

    Порядок подачи запроса

    Запрос на получение нужных сведений подается жильцом дома в письменном виде руководству УК или в электронном варианте через сайт компании.

    В тексте запроса должна быть предоставлена следующая информация:

    • наименование, юридический адрес и реквизиты УК;
    • ФИО руководителя;
    • ФИО и адрес заявителя;
    • основания для проживания заявителя по указанному адресу;
    • перечень необходимых сведений.

    В качестве основания для проживания нужно указать реквизиты справки из ЕГРН или номер муниципального ордера. Также важно ссылаться на нормативы жилищного кодекса (ст. 161 и 165 ЖК), обязывающие руководство УК предоставлять сведения о своей работе.

    Сведения о финансовых и других показателях деятельности управляющих организаций может помочь выявить финансовые нарушения и ошибки, снизив таким образом сумму платежей по квитанциям. При отказе сотрудников УК предоставить нужные данные необходимо направлять жалобу в жилищную инспекцию.

    Сведения, предусмотренные договором управления

    • информацию о перечне, объёме, качестве и периодичности оказанных работ и услуг;
    • копии документов, связанных с выполнением обязательств.

    Сроки, в которые управляющая организация должна предоставить собственнику информацию, указываются в договоре управления при его заключении. Как правило, такой срок составляет от трёх до пяти рабочих дней, но по согласованию между сторонами может быть уменьшен.

    За 15 дней до окончания срока действия договора управления собственники могут ознакомиться с письменным отчётом по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В нём должна быть вся информация о выполненных управляющей организацией работах и оказанных услугах.

    Информация, предусмотренная Стандартом раскрытия

    • общую информацию и сведения об основных показаниях финансово-хозяйственной деятельности;
    • перечень МКД в управлении управляющей организации с указанием адреса и основания управления;
    • общие характеристики многоквартирных домов в управлении;
    • информацию о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества;
    • информацию об оказываемых коммунальных услугах;
    • сведения о капитальном ремонте в случае, если у управляющей организации открыт специальный счёт;
    • информацию о проведённых ОСС;
    • отчёт о выполнении договора управления за предыдущий год;
    • информацию о случаях привлечения управляющей организации или её должностных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
    • сведения о тарифах.

    Согласно п. 5 ПП РФ от 23.09.2010 № 731, управляющие организации раскрывают информацию о своей деятельности на официальном сайте, определённом уполномоченным органом исполнительной власти. До 1 января 2018 года таким сайтом был портал Реформа ЖКХ. Теперь управляющие организации раскрывают информацию в ГИС ЖКХ.

    1. Сайт управляющей организации.
    2. Сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
    3. Сайт органа местного самоуправления, на территории которого УО осуществляет свою деятельность.

    Кроме интернет-ресурсов, УО размещает информацию на информационных стендах, расположенных в помещении управляющей организации.

    Поэтому, если запрашиваемая собственником информация размещена на сайте организации, портале «Реформа ЖКХ» или в ГИС ЖКХ, управляющая организация в ответ на запрос может дать ссылку на нужные данные.

    Данные о техническом состоянии МКД

    Нередко собственники не понимают, почему управляющая организация решила, что для поддержания общего имущества МКД в надлежащем состоянии нужно оказывать определённый перечень работ и услуг.

    • акт об обследовании технического состояния МКД;
    • заключения экспертных организаций;
    • иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (п. 6 постановления Правительства РФ от 15.05.2016 № 416).

    Реестр собственников помещений в МКД

    Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, управляющая организация обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению в УО или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней.

    Согласие остальных собственников помещений МКД на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации ОСС, получать не нужно.

    • Фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование и ОГРН – для юридических лиц;
    • номер помещения в МКД;
    • размер доли в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

    Для удобства управляющей организации в реестр собственников помещений в МКД можно включить реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещение. Тогда на общем собрании собственников не нужно будет собирать такие реквизиты у каждого собственника.

  • Adblock
    detector