Собственник сертификата вправе израсходовать его средства на одну из представленных целей целиком либо частично. Также разрешается использование маткапитала на несколько целей в необходимых пропорциях:
- . Маткапиталом можно оплатить детсад, школу, кружки, получение профессионального образования, проживание в общежитии. Но существует требование: образовательная организация должна размещаться на территории РФ и иметь лицензию на оказание образовательных услуг. Потратить деньги можно на ребенка, не старше 25 лет. . Средства могут быть направлены на приобретение недвижимости, строительство дома, на погашение первого либо очередного платежа по ипотечному займу. Израсходовать маткапитал на ремонт дома не получится, так как данные работы не будут способствовать улучшению условий проживания. . Собственница МСК может всю его сумму либо часть ее отправить ПФР либо Негосударственному фонду для получения денег после выхода на пенсию.
- На ежемесячные выплаты в сумме прожиточного минимума, установленного на ребенка в субъекте проживания.
С 2021 года власти разрешили использовать средства МСК на реабилитацию детей с инвалидностью. Дожидаться 3-летия малыша в такой ситуации не потребуется. Деньги выплатят семье после того, как она подтвердит свои траты документально.
Сумма маткапитала на первенца в 2022 году составляет 524 528 руб. Если в семье родился второй ребенок, а маткапитал еще не оформлялся, то сразу за двух детей полагаются 693 144 руб. Если же на 1-го ребенка семья уже получила сертификат, а за 2-го — еще нет, то можно расчитывать на доплату в размере 168 616 рублей.
Куда подается заявление
Средства перечисляются из Пенсионного Фонда. Он контролирует использование денег маткапитала. Денежный эквивалент не выдается на руки, а поступает со счета на счет. Документация на расходование маткапитала подается в ПФР при непосредственном обращении либо удаленно. Подать заявление можно следующими способами:
- .
- Выслать документацию заказным письмом почтовым отправлением.
- Отправиться в МФЦ для заполнения заявления и передачи документов, которые будут переданы в ПФР. .
Чтобы воспользоваться электронным способом подачи заявления потребуется пройти процедуру регистрации на выбранном портале . К электронному заявлению прилагаются сканы документов, подтверждающих законность намерений заявителя по использованию маткапитала.
Через официальный ресурс ПФР
Чтобы отправить заявление через сайт ПФР следует авторизоваться в системе через портал Госуслуги. Далее от пользователя потребуются следующие действия:
2. Пролистать страницу примерно на 2-3 экрана вниз и в блоке «Материнский (семейный) капитал – МСК» в разделе «Подать заявление» выбрать пункт “О распоряжении средствами МСК” (вот прямая ссылка сразу на него).
3. Выбирается “Способ подачи заявления” (лично либо через представителя).
4. Заполняются все остальные “Данные заявителя” на странице (паспорт, место рождения и т.д.)
5. Далее указывается “Направление расходования средств” и нужная сумма.
5. После заполнения “Сведения, определяющие право на распоряжение средствами МСК” нажмите на кнопку «Сформировать заявление».
После отправки документации в электронном виде необходимо в течение 5 дней представить оригиналы в отделение ПФР. В противном случае запрос не будет рассмотрен.
Более подробно можно ознакомиться с правилами подачи заявления в видео-инструкции:
Через МФЦ
Для записи на прием следует позвонить на номер телефона Центра, специалист назначит дату и время, когда потребуется подойти для подачи заявления. Можно сразу направиться в МФЦ в любой рабочий день и получить талончик с номером электронной очереди на терминале.
Заявление можно составить заранее либо на месте. При возникновении вопросов сотрудник МФЦ окажет необходимую помощь. Далее пакет документации и заявление передается работнику Центра, а заявителю вручается расписка о приеме бумаг. В расписке указывается номер, по которому можно отследить процесс рассмотрения запроса.
Перечень документации
Пакет документации, прилагаемый к заявлению, определяется направлением использования средств сертификата. Некоторые документы требуются в обязательном порядке:
- Заявление.
- Гражданский паспорт собственника сертификата.
- Брачное свидетельство (если деньги используются для приобретения жилплощади). .
- Свидетельство, подтверждающее постоянную регистрацию заявителя на территории РФ.
- СНИЛС.
- Если интересы заявителя представляет доверенное лицо, то его полномочия должны подтверждаться доверенностью, заверенной в нотариате.
Перечень остальных свидетельств зависит от целей, на которые планируется потратить средства. В него могут входить:
- Соглашение о купле-продажи недвижимости.
- Договор с банком на получение ипотечного займа.
- Свидетельства, подтверждающие расходы заявителя на приобретение строительных материалов.
- Договор на получение образовательных услуг.
- Справка МСЭ, свидетельство, подтверждающее необходимость получения средств и услуг для адаптации в обществе ребенка с инвалидностью.
- Свидетельства, доказывающие наличие кровного родства у всех членов семейства с заявителем.
Передавать в МФЦ либо ПФР следует копии документов. Оригиналы остаются у заявителя.
Как долго рассматривают заявление?
Законодательство выделает 5 рабочих дней на рассмотрение запроса и пакета документации. По истечению данного срока заявитель оповещается о принятом решении способом, обозначенным в заявлении. Подробнее о сроках — в этом материале.
Когда возможен отказ?
В некоторых случаях сотрудники ПФР отказывают заявителям в выделении средств. В большинстве ситуаций причины следующие:
- Неполный пакет документации.
- Деньги планируется израсходовать на цели, не установленные законодательством.
- В случае предоставления недостоверных данных.
О причине отказа заявитель извещается способом, обозначенным в заявлении. При нехватке документов либо наличии ошибок можно устранить недочеты и подать заявление вновь.