Закупка у единственного поставщика

Закупки малого объема в электронной форме

Закон № 44-Ф предусматривает право заказчиков на осуществление с 01.10.2020 закупок “малого объема” в электронной форме, т.е. вводится использование так называемых “электронных магазинов”. Работа “электронных магазинов” обеспечивается электронными площадками, уполномоченными на проведение электронных процедур закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

При этом существующие региональные “электронные магазины” (например, Портал поставщиков в Москве, Электронный магазин Московской области и др.) продолжают свою работу. Таким образом, у региональных заказчиков с 01.10.2020 появилось право выбора: пользоваться федеральными электронными магазинами при осуществлении закупки у единственного поставщика на сумму до 3 000 000 рублей или проводить такие закупки на региональной площадке, но при этом предельная сумма закупки будет меньше: 600 000 рублей (п. 4 и п.

5 ч 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). О новом порядке осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме поговорим в данной статье.

Какие закупки можно проводить в электронной форме?

Проведение закупки у единственного поставщика в электронной форме возможно только при условии, что они осуществляются по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По иным основаниям ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) проведение закупки в электронной форме не допускается.

Закупать до 3 000 000 рублей можно только товары (!). Работы и услуги должны закупаться так, как это было предусмотрено до 01.10.2020 (например, посредством регионального электронного магазина) или путем заключения обычного бумажного договора с прежним ограничением по сумме на один заключаемый договор в размере 600 000 рублей

Объем закупок у единственного поставщика

Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.

Основания для отклонения предварительного предложения следующие:

  • непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
  • несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
  • при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
  • наличие в предварительном предложении недостоверной информации.

Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Когда возможна закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Проведение закупочной процедуры в упрощенном формате возможно только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен актуальным законодательством. Сделки подобного формата не предполагают проведения аукционов и объявления конкурсов. Это означает, что подписанию соглашения не должен предшествовать отбор заявок – договор заключается сразу с заранее определенным поставщиком.

Закупка у единственного поставщика

Право на закупку у единственного поставщика регламентируется федеральным законодательством. Этим правом заказчик может распорядиться по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда уже проведенные конкурентные выборы признаны несостоявшимися.

При таком развитии событий заказчик обязан выбрать подрядчика среди участников конкурентной борьбы (при условии, что хотя бы одна заявка будет отвечать предъявленным требованиям). Более подробное описание рассматриваемого алгоритма можно найти в Письме Министерства финансов № 58934 от 12.09.2017 г.

Шестой параграф Федерального закона № 44-ФЗ содержит почти пять десятков оснований, при наличии которых допускается закупка у единственного поставщика. Но поскольку далеко не все из них встречаются на практике, имеет смысл перечислить лишь наиболее распространенные:

  • Закупка у компаний естественных монополий.
  • Проведение работ, основной целью которых является заблаговременная подготовка к военному времени.
  • Статус единственного поставщика присвоен организации Президентом Российской Федерации.
  • Закупка товаров или услуг на общую сумму до 100 тысяч. Здесь нужно отметить, что годовой оборот по таким контрактам не должен быть выше 2 миллионов или 5 % от годового объема закупок (не более 50 миллионов).
  • Закупка проводится правительственной организацией.
  • Закупка работ (услуг), на проведение (оказание) которых имеют право только органы исполнительной власти или подведомственные им организации.
  • Приобретение услуг по обеспечению водными и тепловыми ресурсами, по обращению с ТКО, газоснабжению и подключению к соответствующим коммуникациям.
  • Закупка товаров, услуг или ресурсов, необходимость приобретения которых обусловлена наступлением чрезвычайной ситуации (аварии, катастрофы и т. д.).
  • Приобретение публикаций в электронном или печатном формате, а также услуг по предоставлению доступа к электронным публикациям.
  • Подписание соглашений на посещение культурно-массовых мероприятий (театральных или цирковых представлений, художественных выставок, кинотеатров, спортивных соревнований и т. д.).
  • Заключение контрактов на реализацию разовых или долгосрочных пропусков на посещение мероприятий культурно-развлекательного характера.
  • Закупка услуг по облагораживанию и содержанию нежилых объектов, которые были переданы в распоряжение заказчика.
  • Закупка лекарственных препаратов согласно действующему решению врачебной комиссии.
  • Заключение договоров аренды строительных объектов, предоставляемых в соответствии с федеральными нуждами.
  • Подписание контрактов на оказание услуг специалистами по экскурсионным мероприятиям или субъектами педагогической деятельности.
  • Выдача банковских гарантий.

Согласование закупки у единственного поставщика с контролирующими органами

Нормы современного законодательства накладывают на заказчика обязанность по согласованию условий госконтракта с соответствующими надзорными инстанциями. Процесс согласования особенно актуален для случаев закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ. Контрольным органом, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением контрактного законодательства, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.

Согласование условий контракта актуально для следующих случаев:

  • если была аннулирована процедура выбора поставщика, которая проводилась закрытым путем;
  • если результаты повторно проведенного аукциона были аннулированы либо если подписание контракта осуществляется в результате проведенного аннулированного открытого, частично закрытого или двухэтапного конкурса;
  • при несостоявшемся запросе предложений, в т. ч. если целью закупки является реализация правительственных нужд, возникших в результате наступления чрезвычайных обстоятельств.

Наступление каждой вышеупомянутой ситуации в обязательном порядке должно сопровождаться уведомлением надзорного органа. Здесь также стоит отметить, что тот единственный потенциальный подрядчик, с которым собираются заключать контракт, не должен оказывать никакого давления на заказчика. В случае выявления подобных фактов в добросовестности исполнителя могут возникнуть сомнения.

Более того, такие действия со стороны потенциального подрядчика являются достаточным основанием для занесения его в специальный реестр недобросовестных исполнителей.

Как мы уже упоминали выше, контракты, заключаемые с единственным поставщиком по 44-ФЗ, представляют особый интерес для надзорных инстанций. И связано это не только со специфическим порядком выбора поставщика, но и со стоимостью контракта, ведь чаще всего речь идет о довольно крупных суммах. В целях своевременного выявления нарушений законодатель обязал каждого заказчика направлять извещение о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ в надлежащий надзорный орган в течение одного дня после подписания контракта.

Проверка соответствия договора актуальным правовым актам осуществляется примерно по следующему алгоритму:

  • сотрудник антимонопольной службы изучает все документы, полученные от заказчика, на предмет их соответствия законодательным стандартам;
  • по результатам анализа полученной документации специалист в сфере антимонопольного законодательства составляет отчет, в котором перечисляются выявленные нарушения или подтверждается факт их отсутствия (второй вариант развития событий является сигналом к началу выполнения обязательств по контракту);
  • в случае выявления несоответствий работник антимонопольной службы имеет право инициировать проведение детальной проверки с предварительным уведомлением контрагентов;
  • по результатам проведенной проверки надзорная инстанция может принять решение о соответствии условий контракта закону либо инициировать расторжение договора в судебной инстанции.

Таким образом, закупка товаров или услуг у единственного поставщика по 44-ФЗ – это определенный порядок действий по приобретению ресурсов, который характеризуется минимальными затратами сил и времени и может быть реализован только при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Не стоит также забывать о том, что закупка у единственного поставщика всегда привлекает повышенное внимание контролирующих служб и требует неукоснительного соблюдения всевозможных норм и правил.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Adblock
detector