Внешнеэкономическая деятельность. То есть сделки с нерезидентами: как физическими лицами, так и юридическими.
Для компаний и ИП, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, знание процедур валютного контроля не бывает для галочки. Понимание, как правильно оформить документы, в какой срок это можно сделать, и как вообще взаимодействовать с банком, убережёт от немаленьких штрафов и серьёзной потери времени. А иногда даже сохранит деловую репутацию.
Если конкретнее
По закону безналичные валютные операции между резидентами запрещены. Операции с наличкой, кстати, тоже не особо поощряют. Всё же есть случаи, когда перевести деньги можно. Список закрытый, и за каждым из пунктов следит валютный контроль банка, в котором вы обслуживаетесь.
К слову, контроль ведут не только за расчётами в иностранной валюте. Рублёвые переводы нерезидентам тоже отслеживают. Например, если вы торгуете с иностранным контрагентом или оказываете ему услуги, то банк будет интересоваться суммой платежа.
Когда платите вы
Если общая сумма экспортного контракта больше 10 000 000 ₽, а импортного больше 3 000 000 ₽ (в эквиваленте любой валюты), то исходящий платёж банк просто не пропустит и потребует поставить контракт на учёт. Со стороны налоговой ничего страшного не произойдёт, а вот с контрагентом могут возникнуть сложности.
Когда платят вам
Если суммы экспортного или импортного контракта превышают тот же лимит при входящем платеже, то можно получить штраф за несоблюдение сроков предоставления документов в банк.
После поступления валюты у вас есть 15 рабочих дней, чтобы предоставить документы в банк и зачислить её с транзитного счёта на расчётный. При этом, если надо поставить контракт на учёт, срок в 15 рабочих дней всё равно сохраняется. Никакого продления срока или других поблажек не будет.
Например:
1 июля пришло 100 $. До 22 июля нужно обязательно предоставить документы в банк. А если ещё и сумма превышена, то поставить контакт на учёт. В лучшем случае это занимает пару дней. Может быть и дольше.
Такая же судьба ждёт денежные переводы без контракта на сумму более 600 000 ₽ (ещё недавно было 200 000 ₽). Если вы просто отправляете деньги и не предоставляете банку договор или инвойс (счёт) на поставку товара, то платёж просто не пропустят.
Кроме того для должностных лиц, ИП и компаний есть единый штраф за нарушение валютного контроля — 20-40% от суммы операций. Для должностного лица сумма не превысит 30 000 ₽.
Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году
Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.
На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?
- Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
- Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
- Готовит платёжки и документы для зачисления.
- Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.
Ещё ребята всячески помогают с задачами вне валютного контроля. Например, дают консультации по изменениям в валютном законодательстве или помогают подобрать банк с выгодным тарифом для обслуживания, в зависимости от потребностей бизнеса или валюты, с которой предстоит работать.
Отдельной головной болью для предпринимателей в этом году стали санкции. Если для банка, с которым вы работаете, введут ограничения, или в какой-то платёжке будет неверно указана цифра, то деньги просто потеряются в банке-корреспонденте (это такой промежуточный банк между вашим и банком контрагента). И чтобы их найти, нужно заполнить заявление на розыск платежа, сопровождая это тесным общением с валютным контролем банка.
Кроме того валютное законодательство сейчас меняется очень быстро, поэтому важно отслеживать изменения по лимитам и ограничения на снятие и переводы. Также нужно заранее знать про изменения в валютной политике банков, чтобы в случае чего успеть перекинуть деньги, поменять реквизиты договоров и уведомить контрагентов.
Банки под санкциями и #КнопкаПомогает
Как вы уже поняли, эти полгода были не из простых. Кнопка, как и во время изоляции двухлетней давности, старалась давать максимум поддержки и писала о важных для бизнеса новостях в Телеграме, а для клиентов делала рассылки, чтобы точечно сообщить об изменениях и помочь с поиском решения. В это время за кулисами команда валюты проворачивала колоссальную работу.
1. В марте, когда ввели указ об обязательной продаже части валютной выручки, ребята проанализировали, нужно ли продавать что-то нашим клиентам, и если надо, то сколько. И написали им об этом раньше банков, в которых они обслуживались.
2. С распространением санкций банки начали отказывать в валютных переводах. Тогда команда оперативно подхватила задачи по подбору новых банков и открытию в них счетов.
3. Сразу после открытия курировала перенос ВЭД: готовила дополнительные соглашения, снимала контракты с учёта и снова их ставила.
4. Отслеживала новости всех банков и в моменте консультировала о возможностях перевода валюты.
5. Научилась работать по схеме двух банков: когда контракт клиента находится в одном банке, а оплаты он проводит через другой.
И это не весь список задач, которые разом свалились на всех, кто работает с валютой. Поэтому, если вам пришлось справляться с ними самостоятельно, то, скорее всего, вы стали валютным сенсеем. Или просто бросили это гиблое дело ещё в апреле
Сложности валютной выписки для бухучёта и новая технология
Валютный контроль узнаёт о валютных операциях и расчётах с нерезидентами из банковской выписки. Как, собственно, и мы. Раньше её обработка была довольно сложной и сильно отличалась от рублёвой. Из-за чего и сам учёт становился сложнее.
Вне зависимости от наличия интеграции с банком нужно было выгружать PDF файл, брать из него суммы и назначение платежа, перебивать эти данные в 1С и тратить дополнительные ресурсы ручного труда. Именно в тот момент у Кнопки появилась отдельная доплата за проведение валютной выписки, которая зависела от наличия валютных счетов.
Далее PDF заменили на TXT файл, который выгружался через интеграцию с банком и автоматом прокидывался в 1С. Там суммы и контрагенты более-менее разносились правильно.
Однако такой «прорыв» был возможен только для тех банков, с которыми можно эту интеграцию настроить. Остальные же оставались за бортом, и с ними приходилось разбираться по-старинке, руками сверяя проведённые платежи с PDF файлом.
Сложности работы с валютой (вроде банальных нереализованных технических возможностей банка) не позволяли автоматизировать процесс. А значит не было возможности распрощаться с человеческим фактором. Это приводило к ошибкам в учёте, долгим разбирательствам по валютным платежам и, в конце концов, получению штрафов и ненужной нервотрёпке.
На помощь пришла технология Сделочного учёта, которая наконец-то сдвинула дело с мёртвой точки. Теперь проведение выписки происходит автоматически при наличии доступа в банк или банковской интеграции.
При настройке учёта клиента мы прописываем политики — буквально описываем его бизнес на бухгалтерском. После, когда выписка скачалась, она прогоняется через настроенную политику учёта и распределяется по счетам в 1С, исходя из счёта плательщика и назначения платежа. Нужные счёт сумма и контрагент определяются в 1С сами.
Если назначение платежа или счёт плательщика не совпадает с ранее настроенным, то сделка считается новой, и мы настраиваем её отдельно.
Благодаря этому получилось ускорить обработку валютной выписки, снизить себестоимость её проведения и исключить человеческий фактор, а значит и риск совершить ошибку.
Поэтому с сентября мы отменяем доплату за валютные счета для всех клиентов Кнопки.
Особенности внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Главной особенностью ВЭД является необходимость постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ВЭД в сложных политических и экономических условиях.
Внешнеэкономическая деятельность российских предпринимателей осложняется тем, что действующие в отношении России санкции со стороны множества зарубежных стран, приводят к постоянному росту цен на импортируемые товары, сырье и оборудование. В свою очередь такое внешнее давление требует ответного комплексного применения всего спектра внешнеэкономических инструментов.
Таможенно-тарифное регулирование ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Они организуют все многообразие внешнеторговых операций, карают за нарушение правил международной торговли и предоставляют защиту законопослушным участникам ВЭД. Сегодня международные правовые акты, регулирующие деятельность государств в области ВЭД, принимаются и утверждаются Всемирной торговой организацией (ВТО), Высшим Евразийским экономическим советом (высший руководящий орган Евразийского экономического союза), Всемирной таможенной организацией (ВТО или CTC) и другими организациями.
С целью стимулирования собственного производства, развития и укрепления собственной экономики, защиты интересов граждан каждое государство проводит гибкую таможенно-тарифную политику — смягчает или ужесточает меры нетарифного регулирования, совершенствует методы контроля, сокращает документооборот. Например, для развития тех или иных производств, стимулирование которых считается приоритетным и целесообразным, государство может устанавливать низкие таможенные пошлины (вплоть до 0%). В то же время для других отраслей экономики такие пошлины, напротив, могут быть повышены.
Гибкая таможенно-тарифная политика является серьезным инструментом реализации деятельности государства в области ВЭД.
В любой стране внешнеэкономическая деятельность тщательно регулируется государственными органами, цель любого государства в вопросах ВЭД – защита экономического суверенитета и экономических интересов страны и ее граждан, обеспечение соблюдения законности внешнеэкономических операций, поддержка собственных товаропроизводителей. Государственное регулирование ВЭД включает в себя такие элементы, как:
- Таможенный тариф (пошлины, акцизы, налог и т.д.);
- Обязательное декларирование товаров, перевозимых через границу;
- Таможенные процедуры;
- Номенклатура товаров;
Главным инструментом государственного воздействия на товаропотоки ввоза и вывоза являются меры тарифного и нетарифного регулирования.
Меры тарифного регулирования выполняют фискальную либо протекционистскую функцию. Первая обеспечивает регулярное поступление средств в государственный бюджет, вторая – защищает национальных производителей товаров и услуг от конкуренции с зарубежными.
Меры тарифного регулирования – это ввозные и вывозные пошлины, взимаемые с участников ВЭД при перемещении груза через таможню. Применяемые при ВЭД таможенные пошлины устанавливаются в размерах, определенных органами законодательной власти и закрепляются в ТН ВЭД ЕАЭС. Декларант определяет размер таможенной пошлины, исходя из кода товара согласно Единой товарной номенклатуре.
Контроль за ВЭД платежи возложен на ФТС России, именно сотрудники таможни проверяют правильность начисления таможенных налогов, сборов и пошлин.
Нетарифные меры применяются в качестве исключения из правил свободной торговли в определенных случаях:
- При необходимости защитить национальный рынок;
- Чтобы обеспечить безопасность государства, его жителей, имущества и окружающей среды;
- В целях поддержания правопорядка и защиты общественной морали;
- Для защиты культурных ценностей;
- Для обеспечения национальной безопасности;
- При выполнении международных обязательств;
Меры нетарифного регулирования, в основном, носят запретительный характер, это санкции, квотирование, лицензирование, ограничение ввоза и вывоза определенной продукции. Помимо запретов, к нетарифным мерам регулирования относятся меры по стимулированию внешней торговли, сертификация, валютные ограничения и валютный контроль.
В качестве примера подобных мер регулирования ВЭД государственными органами можно привести ветеринарный и фитосанитарный контроль, который должны проходить на границе все грузы растительного и животного происхождения, поступающие из-за рубежа.