Статья 153 тк рф

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ ст 153 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) (действующая редакция 2024)

Комментарий к ст. 153 TК РФ

1. Устанавливаемая законом компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные дни может быть в виде дополнительной оплаты либо предоставления дополнительного времени отдыха.

2. Законодательно устанавливается лишь низший предел оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни — отдельно для сдельщиков и отдельно для повременщиков, с учетом разновидностей повременной системы оплаты труда (почасовой, поденной или помесячной).

3. Конкретные размеры оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливаются коллективно- и индивидуально-договорным путем, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

4. В соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников оплата труда указанных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (см. также комментарий к ст. 351 ТК).

Судебная практика по статье 153 TК РФ

Признавая представление в оспариваемой части незаконным, суды в результате анализа положений статей 11, 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 153, 325 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что факт неправомерного использования бюджетных средств не доказан, оспариваемое представление в части возложения обязанности по уплате в бюджет денежных средств нарушает права заявителя.

Как видно из материалов дела и установлено судом при разрешении спора, Т. с 1 июня 1990 года работает в должности учителя технологического труда в Муниципальном образовательном учреждении «Каменниковская средняя общеобразовательная школа», с 1 июня 2006 года истец по совместительству также исполняет обязанности сторожа, работает в режиме 12-часовой рабочей смены согласно утверждаемого ответчиком графика. Должностной оклад (тарифная ставка) по исполняемой Т.

работе сторожа составляет 1 913 рублей, что соответствует тарифной ставке (окладу) 2-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений Рыбинского муниципального района. Доплаты за работу в ночные часы и праздничные дни произведены истцу в соответствии с Положением об оплате труда работников МОУ Каменниковской средней общеобразовательной школы и положений ст. ст.

153, 154 Трудового кодекса РФ. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Доплаты истцу за работу в ночное время и праздничные дни правомерно исчисляются по отношению к окладу, при этом месячная заработная плата истца в качестве сторожа составляет не менее минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца не допущено.

Полагая, что в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации оплата работы в выходной или праздничный дни должна быть произведена не менее чем в двойном размере, истец просил суд взыскать в его пользу за 50 дней работы . руб., исходя из среднедневного заработка . руб., . коп.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Соколовой Ф.Р. в части взыскания денежных средств за прием пациентов по системе обязательного медицинского страхования, суд первой инстанции, ссылаясь на Положение об оплате труда работников ФГБУ «Поликлиника N . «, пришел к выводу о том, что оплата за количество осуществленных медицинских приемов в ФГБУ «Поликлиника N .

» не предусмотрена. Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 153 ТК РФ, указал, что выполнение истцом своих трудовых обязанностей в субботние дни исходя из режима работы поликлиники по шестидневной рабочей неделе и ежемесячной нормы рабочего времени не подлежит дополнительной оплате.

Что же касается оспариваемого положения статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, то оно, предоставляя работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, возможность получить взамен повышенной оплаты труда день отдыха, не может расцениваться как ограничивающее право заявителя на отдых, с учетом также того, что Е.В. Козлов, как следует из судебных постановлений, подал свое заявление о предоставлении дней отдыха взамен работы в выходные и нерабочие праздничные дни после даты, с которой он бы хотел получить эти дни отдыха.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Зеликова А.И., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным Положением о системе оплаты труда, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Киселенко С.В., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 135, 153, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 г.

N 170 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Кобзарева П.К., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Баркова Б.И., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Балюры Г.Б., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Ковальчука Н.Г. суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г.

N 583″, утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным Положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Комментарий к статье 153 ТК РФ

Размер оплаты за работу в выходной и нерабочий праздничный день (за время с 0 до 24 часов) не может быть ниже установленного в ч. 1 настоящей статьи.

Оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день работникам, которым установлен оклад, имеет определенную специфику. Таким работникам оплата за работу в праздничные или выходные дни производится:

— не менее чем в размере одинарной часовой или дневной ставки в дополнение к окладу, если работа в такой день включается в норму рабочего времени данного месяца;

— не менее чем в размере двойной дневной либо часовой ставки в дополнение к окладу, если работа в такой день производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Для того чтобы определить, в одинарном или двойном размере оплачивать работу в выходной и нерабочий праздничный день работникам, которым установлен оклад, необходимо выяснить, осуществлялась работа в праздничный день в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени. Это зависит от специфики деятельности организации и при этом не имеет значения норма рабочих дней и часов, установленная производственным календарем.

Согласно п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21, которое согласно ст. 423 ТК продолжает действовать, работа в праздничные дни:

1) выполняется в пределах месячной нормы рабочего времени и оплачивается в одинарном размере:

— в непрерывно действующих организациях;

— организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени. Напомним, что суммированный учет рабочего времени, в частности, может применяться при сменной работе, в организациях, использующих вахтовый метод организации работ, а также на общественном транспорте;

2) выполняется сверх месячной нормы рабочего времени и оплачивается в двойном размере во всех других организациях, независимо от того, полностью или нет отработаны рабочие дни в конкретном месяце.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день не рассматривается как сверхурочная, если она не превышает установленную правилами внутреннего трудового распорядка продолжительность ежедневной работы для данной категории работников. Часы, отработанные сверх этой продолжительности, рассматриваются как сверхурочные. Однако работа в такие часы оплачивается в том же размере, что и работа в праздничный день, т.е.

не менее чем в двойном размере за каждый час сверхурочной работы.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливаются работодателем не самостоятельно, а коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников либо трудовым договором, что соответствует основным принципам трудового права о сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальном партнерстве, включающем право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

С согласия работника, отработавшего выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. При этом работа в праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

ТК также предусматривает возможность оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни для ряда категорий творческих работников на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации. Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252.

Об оплате труда в РФ в праздничные и выходные дни

Право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия признается одним из важнейших прав в сфере труда

  • Всеобщей декларацией прав человека (статья 23),
  • Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 7),
  • а также Европейской социальной хартией (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге 3 мая 1996 года (статья 4 части II).

Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 1, часть 1; статьи 7 и 18; статья 37, часть 3); все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2).

Правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им заработной платы в размере, обусловленном объективными критериями, отражающими

  • квалификацию работника,
  • характер и содержание его трудовой деятельности

и учитывающими условия ее осуществления, которые в совокупности определяют объем выплачиваемых работнику денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы.

Работу при отклонении условий труда необходимо оплачивать в повышенном размере

Определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1622-О-О).

О работе в праздничные и выходные дни

Каждый имеет право на отдых, а работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, — Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения работникам реальной возможности использования предусмотренных законом выходных и нерабочих праздничных дней для отдыха вводит общий запрет на работу в такие дни. При этом в статье 113 данного Кодекса перечисляются исключительные случаи, когда привлечение к работе допускается, но только при соблюдении определенных условий, в том числе при наличии письменного распоряжения работодателя и, как правило, письменного согласия работников.

153 статья Трудового кодекса и Коллективный договор о стимулирующих выплатах и компенсациях

На сегодня существует позиция Конституционного Суда (Определение Конституционного Суда от 8 декабря 2011 года N 1622-О-О) по поводу доначисления стимулирующих и компенсационных выплат работникам, отработавших в выходные и праздничные дни. Согласно этому оплата за работу в такие дни, выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени, должна исчисляться не менее чем в двойном размере с применением компенсационных и стимулирующих выплат.

«В ст. 153 ТК РФ нет ограничений на выплату стимулирующих и компенсаций»

Отсутствие в статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы за эти дни (определения Приморского краевого суда от 24 февраля 2016 года по делу N 33-1564 и от 12 апреля 2016 года по делу N 33-3495).

Эти же требования касаются и гражданских работников воинских частей.

Почему суды стали отказывать в стимулирующих выплатах гражданским служащим при воинских частях?

20 сентября 2016 года вступил в силу Приказ Министерства обороны России от 18 августа 2016 года N 515 «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации». В этом Положении была воспроизведена не полная часть 153 статьи ТК РФ. В итоге ведомственный нормативный акт допустил неверную трактовку 153 статьи, где связал выплаты за (сверхурочную) работу в праздничные и выходные дни без учёта выплат компенсационного и стимулирующего характера (т.е.

исходя исключительно из тарифной ставки, оклада, должностного оклада).

Граждане принялись оспаривать такое решение в судебных инстанциях. Верховный Суд принял сторону Министерства обороны РФ. Так решение Верховного Суда стал сигналом для всей судебной практики.

Между тем, Верховный Суд допустил искажение в трактовке 153 статьи Трудового кодекса, связав ее положения с 129 статьёй ТК РФ. Эта статья предполагает оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день (в том числе выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени) не менее чем в двойном размере тарифной части заработной платы (тарифной ставки, оклада, должностного оклада) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Верховный Суд необоснованно запретил выплаты стимулирующих за работу в праздничные и выходные дни

В результате такого поворота позиция судов всех инстанций ошибочно стала заключаться в том, что начисление любых выплат компенсационного и стимулирующего характера за работу в выходной или нерабочий праздничный день указанными взаимосвязанными законоположениями не предусмотрено, а потому при расчётах заработной платы работнику, получающему оклад (должностной оклад), за период, в котором он выполнял работу в выходной или нерабочий праздничный день, оплату необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада (должностного оклада) работника без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, в частности, за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента, северной надбавки (определения от 21 ноября 2016 года N 56-КГ16-22, от 5 декабря 2016 года N 56-КГ16-29, N 56-КГ16-34 и N 56-КГ16-35, от 12 декабря 2016 года N 56-КГ16-28, N 56-КГ16-30 и N 56-КГ16-31, от 6 февраля 2017 года N 56-КГ16-44).

Adblock
detector