Штраф без страховки 2025

Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга предлагают внести правки в размер штрафов за отсутствие обязательной страховки для водителей.

По их мнению, водителей, у которых оформлен ОСАГО, но с собой его не оказалось нужно штрафовать на 3 тыс. рублей. А если полис не куплен совсем, то штраф должен вырасти до 5 тыс. рублей.

Депутаты обосновали свою позицию большой разницей между стоимостью полиса и штрафами за его отсутствие.

С момента установки такой суммы наказания базовая ставка по ОСАГО поднималась много раз. Сейчас эта разница стала слишком большой и водитель в большинстве случаев выберет заплатить штраф в 800 рублей, чем покупать полис за 6-10 тыс.

Дело не только в цене, но и в урегулировании вопроса в случае ДТП. Без страховки пострадавшему придется самостоятельно проводить ремонт и только потом получать от виновника потраченную сумму через суд.

Поднятие штрафа не решит проблему ОСАГО

Не все поддержали данную инициативу. Некоторые депутаты считают, что для начала нужно нормализовать тарифы ОСАГО до нормального уровня. Логичнее было бы установить тарифы на полис на доступном уровне, а уже потом повышать штрафы.

Ранее вопрос о повышении штрафов уже был озвучен, то не реализовался в связи с переходом ОСАГО в электронный формат. Сейчас продажа е-ОСАГО налажена, но полис все равно купить очень сложно.

Многие водители ездят без полиса не по своей воле, а лишь потому, что не могут его оформить.

Отсутствие ОСАГО будут отслеживать по камерам

Готовится к внедрению автоматизированнаю система, которая будет с помощью дорожных камер фиксировать номер машины и по единой базе определять наличие полиса.

Когда новая система контроля вступит в силу, штрафы будут приходить водителю автоматически. Возможно, будет установлен лимит (не более одного штрафа в день).

Тем не менее, за ежедневную фиксацию данного нарушения за месяц выйдет довольно внушительная сумма даже при минимальном штрафе, который действует сейчас.

Штраф за езду без страховки ОСАГО

Штраф за отсутствие страховки в 2025 году в России может быть назначен в трех разных случаях:

  • если водитель не оформил полис ОСАГО;
  • в случае управление ТС без страховки при себе (но она оформлена);
  • если полис просрочен.

Стоит отметить, что камеры на данный момент не штрафуют за отсутствие полиса ОСАГО.

В данном разделе мы поговорим об ответственности, когда водитель сознательно не оформляет страховку. Остальные случаи подробно разберем далее в статье.

Итак, размер штрафа за езду без ОСАГО составляет 800 рублей. При этом оштрафовать за управление автомобилем без страховки сотрудники ДПС имеют право неограниченное количество раз в сутки. Повторный штраф за отсутствие страховки не увеличивается и составляет 800 рублей.

Обратите внимание, если инспектор ГИБДД остановил без страховки, он имеет право только выписать штраф, эвакуировать авто он не имеет права.

Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет

По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП.

В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2025 году составляет 500 рублей.

Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.

Штраф за невписанного в страховку водителя

По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.

Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.

Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.

Если страховка просрочена

Страховой полис оформляется на 1 год. Также многие автовладельцы, которые пользуются машиной в определенное время года (например, зимой и весной автомобиль стоит в гараже), оформляют ОСАГО на 6 месяцев, так как это более выгодно. Таким образом, водителям нужно следить, чтобы не закончилась страховка, и вовремя ее обновлять.

Если своевременно не оформить новый полис ОСАГО, можно получить штраф за езду с просроченной страховкой.

Размер штрафа за просроченную страховку – 800 рублей.

Обратите внимание, многие водители думают, что факта оформления ОСАГО достаточно, чтобы спокойно передвигаться на авто. Они часто думают, что есть определенное количество времени, сколько можно ездить с просроченной страховкой. Но управление транспортным средством с просроченным страховым полисом приравнивается к вождению авто без полиса ОСАГО. Поэтому в данном случае грозит такое же наказание, как и за езду без страховки.

Есть ли скидка на оплату штрафов

Наказание за отсутствие страховки на автомобиль можно оплатить в размере 50%. Но только при условии, что оплачен штраф будет в первые 20 дней с момента его вынесения. В таком случае сумма штрафа за отсутствие страховки будет 250 рублей вместо 500 рублей и 400 рублей вместо 800.

Можно ли обжаловать

Обжаловать штраф за отсутствие полиса автострахования можно, если водитель считает действия сотрудника ГИБДД неправомерными. Причины для обжалования могут быть следующими:

  • сотрудник ДПС отказался проверить страховой полис в базе по номеру и серии и выписал штраф за управление автомобилем без страховки не на 500, а 800 рублей;
  • штраф был выписан на авто, которое было куплено менее 10 дней назад, или если человек не вписан в страховку подаренного ему авто менее 10 дней с момента оформления дарственной;
  • штраф выписан на транспортное средство, для которого не требуется обязательный страховой полис.

Подать жалобу необходимо в течение 10 дней с момента получения постановления. Направлять ходатайство можно в подразделение, которое выписало штраф, или в суд.

Окончил МГЮА им. О.Е. Кутафина по специальности «Юриспруденция» (40.03.01) в 2010 году. Практикующий юрист, основатель и автор публикаций юридического портала pravovedus.ru.

Нововведения 2021 года

Также Госдума рассматривает законопроект, который предусматривает значительное увеличение санкций для тех, кто не оформляет страховой договор вовсе. Планируется, что штраф составит 5 тысяч рублей (что приблизительно равно стоимости страховки). По статистике ГИБДД, около 10% автолюбителей передвигаются без страхового полиса.

Если законопроект будет одобрен, то ездить без страховки станет вовсе не выгодно.

Почему нужно заключать страховой договор?

Штраф за езду без страховки – пустяк по сравнению с возможностью попасть в ДТП. Если по вашей вине пострадает другой автомобиль, будет нанесен вред здоровью или жизни человека, то придется все оплачивать самостоятельно. Если авто застраховано, то выплатами займется страховая компания: максимальная компенсация за нанесение вреда имуществу – 400 тысяч рублей, а здоровью, жизни – 500 тысяч рублей.

Таким образом, наличие ОСАГО является гарантом вашего спокойствия и сохранности бюджета.

Сегодня оформить страховку можно даже без посещения офиса. Компании предлагают покупку онлайн. Вам нужно указать личные данные и информацию об авто, выбрать подходящую программу страхования и ожидать документ по электронной почте.

ОСАГО: не так дорого, как кажется

Водители нередко отказываются от покупки страховки по финансовым причинам. Однако есть несколько способов сэкономить:

  • Выбрать страховую компанию с самым низким базовым тарифом.
  • Купить сертификат на меньший срок, если вы используете авто временно.
  • Аккуратно водить машину: если в течение года вы ни разу не попали в аварию, то коэффициент «Бонус-малус» позволит получить скидку 5%.
  • Воспользоваться программами комплексного страхования. Иногда страховщики предлагают скидку, если клиент оформляет несколько полисов сразу и страхует не только авто, но также квартиру, жизнь, здоровье.
  • Выбрать авто со средней мощностью мотора. Чем мощнее двигатель, тем дороже полис. Рекомендация актуальна для тех, кто еще не приобрел авто.
  • Указать в полисе конкретный перечень лиц, которые имеют право управлять машиной. Если вы выбираете графу «Без ограничений», то стоимость полиса увеличивается почти в 2 раза.

Просрочена диагностическая карта для ОСАГО

Если ранее пройти технический осмотр нельзя было без бланка ОСАГО, то теперь все изменилось. Получить защиту не получится, если диагностическая карта для ОСАГО просрочена.

Но чем грозит просроченный бланк во время действия договора? Все дело в том, что взыскать штраф за отсутствие бланка диагностической карты сотрудники ГИДДБ не смогут. Главное – это наличие действующего договора.

Но если случится аварийный случай, то тут можно получить отказ в выплате, если просрочил технический осмотр. Все дело в том, что страховая компания запрашивает документ, чтобы удостовериться, что транспортное средство находилось в исправном состоянии.

Поэтому, если полис есть, а бланка технического осмотра нет – то страховая может отказать в выплате компенсации. При этом отказ может быть независимо от того, виновная вы сторона или потерпевшая.

В таком случае виновной стороне необходимо будет компенсировать расходы по ремонту за счет собственных средств. Чтобы этого не произошло, достаточно пройти осмотр, стоимость которого не превышает 1 000 рублей.

Для чего нужен ОСАГО?

При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.

Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.

Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.

Почему лучше не ехать с просроченным полисом?

Видите ли, ситуация такая, если в случае ДТП по вашей вине, ущерб в размере 400000 руб. выплатит потерпевшему страховая компания. Но страховая возместит потерпевшему только в том случае, если у виновника есть не поддельный действующий полис ОСАГО. В противном случае, ущерб возмещает сам виновник.

То есть получается, если вы едете самостоятельно продлять полис ОСАГО на своей машине и по вашей вине случается ДТП и причинен серьезный ущерб второму автомобилю, то возмещать такой ущерб вы будете из своего кармана, а ущерб может быть как 5000 руб., так и 1000000 руб. и выплачивать любую сумму обяжут вас. На дорогах вообще может случится все, что угодно и не стоит надеяться на то, что вы отличный водитель и у вас не было ни одного ДТП, на дороге случаются такие ситуации, в которых вы можете легко стать виновником.

Есть случаи когда водитель уворачиваясь от лихача избегал столкновения с ним, но при этом задевал 2 или 3 другие машины и становился виновником в ДТП, а лихач благополучно скрывался и на этом человек которого вынудили увернуться от столкновения, спровоцировал ДТП в котором был признан виновником.

Вот о таких ситуациях я вам и говорю, есть еще масса примеров, взять к примеру авто-подставы и прочее жульничество на дорогах. Вам это нужно? Думаю, что нет, так что лучше вызываем такси, или идем на метро или маршрутку и едем до страховой компании своим ходом. Оформление полиса занимает от силы 20 минут, дорога полтора часа и вы уже можете ездить на машине и не переживать по причине того, что у вас просрочен полис ОСАГО.

Но даже если все обошлось и вы не попали в ДТП, есть еще один неприятный момент, вас могут оштрафовать инспекторы ГИБДД, за то, что вы ездите без полиса ОСАГО.

Какие ещё последствия отсутствия страховки в 2022 году?

Здесь следует отметить главную тонкость ОСАГО в 2022 году. На сегодняшний день камеры автоматической фиксации начали активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие полиса ОСАГО. Пока данное новшество работает в экспериментальном режиме на отдельных участках дорог. Однако, в скором времени практику могут запустить по всей России.

Такое положение дел вкупе в новым штрафом за ОСАГО, если таковой введут, может существенно ударить по карману автовладельцев… Таким образом, что гораздо дешевле будет приобрести страховку, нежели практически ежедневно получать штрафы или планировать свой маршрут в обход стационарных камер фотофиксации.

Есть ещё одно гораздо более вредное последствие отсутствия страховки. Это то, ради чего, собственно, её и покупают. Ваша ответственность в случае ДТП не будет застрахована.

И тогда потерпевший в ДТП будет истребовать всю сумму ущерба с вас. Причём, право требования может перейти и его страховщику в случае, если у него будет полис Каско либо расширение к ОСАГО, специально страхующее риск отсутствия полиса у виновника аварии.

ДТП с просроченной страховкой

Просроченный полис ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии приравнивается к его отсутствию. Поэтому автовладелец будет привлечен к административному взысканию в любом случае: является он виновником или пострадавшим при ДТП. Сотрудники ДПС сделают отметку в протоколе об отсутствии документа.

Обратите внимание!

Если страховка отсутствует у пострадавшего при аварии, то юридические вопросы, связанные с взысканием средств со страховой кампании виновного, придется решать самому гражданину.

Порядок действий будет определяться Гражданским кодексом: согласно статье 1064 ущерб, который понес гражданин, должен быть возмещен в полном объеме, но обязанность по возмещению данных убытков может быть возложена на третьих лиц.

Это означает, что когда пострадавший в транспортном происшествии оказался без действующей страховки, он самостоятельно в досудебном или судебном порядке взыскивает со страховой компании нарушителя правил дорожного движения денежную компенсацию.

Страховой полис оказался просроченным или отсутствовал у виновника аварии — также будет действовать статья 1064 Гражданского кодекса, обязывающая гражданина покрыть понесенные убытки. В рамках досудебного соглашения или в процессе разбирательства в суде виновный в аварии будет компенсировать расходы в связи с аварией не пострадавшему, а его страховой.

Каждая страховая компания предлагает клиентам не только индивидуальные условия страховки, но и сроки ее действия. Ведь кого-то может устроить совсем небольшой срок, порой не достигающий и шести календарных месяцев, а кто-то напротив заинтересован в длительном сотрудничестве.

ВНИМАНИЕ: Стандартный договор на страхование ОСАГО заключается на срок в один год. Поэтому ежегодно граждане меняют свои страховые документы. Минимальный срок действия страхового полиса ОСАГО всего лишь три месяца.

В ряде ситуаций допускаются соглашения между сторонами, которые предусматривают оформление полиса ОСАГО на более длительный период. Например, подобное касается корпоративных клиентов, которые приобретают страховку по форме ОСАГО сразу на несколько автомобилей и на несколько лет вперёд.

Если у полиса ОСАГО истек срок его годности, то продлить подобный договор можно путем явки в офис страховой компании. Для этого необходимо снова внести денежные средства, а также предоставить необходимый пакет документов. На сегодняшний день существует возможность оформления продления полиса ОСАГО посредством интернет-сервисов.

Поэтому вы можете без труда зайти на сайт страховщика, где в электронном порядке получите полис е-ОСАГО на новый срок. Но невозможно осуществить продление посредством сети интернет в случае, если у вас нет зарегистрированного личного кабинета на ресурсе. Обязательно оформите его, а затем осуществляйте оформление, следуя инструкциям на сайте.

В ряде случаев оформление полиса через интернет стоит дешевле, нежели чем при явке а филиал компании.

Просроченной страховкой называется тот полис ОСАГО, срок действия которого истек. При этом неважно, истёк он пару дней назад или год. Главное, что в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, которое потребует возмещения расходов на погашение вашего ущерба страховой, выданный вам полис будет действителен до истечения срока его действия.

Получается, что гражданин, передвигаясь по дорогам с таким документом, напрямую нарушает требования законодательства, а именно Федерального закона № 40, который требует от граждан обязательного наличия страхового документа, который является действующим.

ВНИМАНИЕ: Именно поэтому, если сотрудниками ГИБДД и других правоохранительных органов будет установлен факт нарушения закона, нарушитель немедленно будет привлечен к ответственности.

Чтобы осуществить данное действие водитель может воспользоваться одним из нескольких способов:

  • Вызов страхового специалиста на дом, который привезет все документы с собой;
  • Приезд в страховую компанию самостоятельно. Не стоит рисковать, и все же приехать не на транспортном средстве с истекшей страховкой, а на ином виде транспорта;
  • Продление через сеть Интернет. Это довольно просто и удобно.

За неделю до того, как срок действия страхового полиса истекает, страховщик обычно предупреждает, однако, возможно, не стоит торопиться продлевать сотрудничество с той же компанией, а поискать более подходящий вариант.

Если же водитель все же собирается сотрудничать с той же компанией, то ему стоит знать, что за хорошее поведение на дорогах и непопадание в аварийные ситуации, в результате которых страховой компании приходится оплачивать убытки, водитель может рассчитывать на скидки.

Увеличить в шесть раз

Нынешние штрафы по статье 12.37 КоАП предусмотрены за два типа правонарушений. Первый — это когда полис есть, но либо водитель в него не вписан, либо кончился срок действия страховки. Штраф за это — 500 рублей (предлагается 3000 рублей).

Второй вариант предусмотрен на случай полного отсутствия полиса, и штраф составляет 800 рублей (предлагается 5000 рублей).

Один из авторов инициативы, депутат петербургского Заксобрания Анастасия Мельникова, объясняет необходимость повышения штрафов заботой о тех водителях, которые рискуют попасть в ДТП с автомобилем без ОСАГО.

— Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия, — говорит она. — Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки.

Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто.

Ситуация даже хуже: недавно мы рассказывали, почему компенсация ущерба через суд не является панацеей. Как минимум это означает длительные сроки тяжбы, от 4 до 12 месяцев, после чего еще нужно взыскать сам долг. По статистике некоторых страховых компаний, число «безосажных» водителей в ряде регионов превысило половину, то есть проблема переходит в разряд острых.

Сегодня штрафовать за отсутствие ОСАГО может лишь инспектор ГИБДД, причем зачастую сотрудники даже не спрашивают полис. Редкие штрафы в 800 рублей являются слабой мотивацией для покупки полиса, который для наиболее аварийных категорий водителей стоит от 15 тысяч рублей и выше.

«Закон строг, но он не работает»

Не все считают увеличение штрафа правильным. Зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин убежден, что в первую очередь нужно нормализовать тарифы и привести цену полиса ОСАГО в соответствие с финансовыми возможностями водителей. В последние годы Банк России пытался решить проблему декларируемой убыточности ОСАГО за счет «либерализации системы»: считалось, что многократное расширение тарифных коридоров позволяет аккуратным водителям платить столько же, наказывая только проблемных (например, с высокими КБМ).

Этот подход сработал лишь отчасти: на увеличение стоимости ОСАГО жалуются и безаварийные водители, а расценки для проблемных категорий привели к тому, что именно самые рискованные сегменты отказывают от полисов — таксисты, молодые водители, владельцы коммерческого транспорта, мотоциклов и так далее. Кроме того, наблюдались проблемы с оформлением полисов ОСАГО: страховые неявно отказывают «невыгодным» клиентам.

Автоюрист Дмитрий Ларионов уверен, что увеличение штрафов само по себе не решит проблемы:

— многие чиновники считают, что если нарушение является массовым, то проблему может решить ужесточение наказания, — говорит он. — Это представление ошибочно: большие штрафы и даже возможное лишение прав уже давно никого не останавливают, потому что всё упирается в низкую вероятность привлечения к ответственности. «Закон строг, но он не работает».

Чтобы бороться действительно продуктивно, нужно работать не над строгостью, а над неотвратимостью наказания.

Близкого мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

— Инициатива неправильная: понятно, что РСА один из мощнейших лоббистов в стране и у него порядка 20–25% автомобилистов не покупают полисы, а на Северном Кавказе или Дальнем Востоке эта цифра доходит до 50%, — говорит он. — И РСА хочет не мытьем, так катаньем заставить людей покупать полисы. Но сделать это можно, если бы страховка повернулась лицом к людям, был бы вменяемый штраф, а не так, как сейчас: стоит дорого, выплаты усеченные, оценка запчастей ниже нижнего.

Он отмечает, что само по себе ОСАГО нужно и подобные механизмы существуют во всём мире.

— Но у нас ОСАГО превратилось в оброк, а не рабочий инструмент, — продолжает Ян Хайцеэр. — ОСАГО — это некая социальная история, которую государство делегирует компаниям, они продают полисы, постоянно подвывая и постанывая, как им плохо. Но когда в публичном поле мы им предлагаем отказаться от ОСАГО, в ответ получаем молчание.

Потому что это дает неплохой достаток, и сегодня доходность других форм страхования снижается, значит им нужно отжимать по максимуму ОСАГО. За 2021 год страховщики 59% сборов потратили на выплаты, а должны были 80%! Но нам они отвечают, что это расходы на судебные издержки. А мы считаем, что таковые должны идти за счет прибыли страховых, а 80% (как по закону) — на компенсации автомобилистам.

Штрафы с камер за ОСАГО ожидаются в 2025 году

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) рассказали, когда камеры ГИБДД начнут выявлять водителей без полисов ОСАГО.

Как рассказывал ранее портал Avtospravochnaya.com, за езду без полиса ОСАГО в 2022 году грозит штраф по части 2 ст. 12.37 КоАП (800 руб.). Уже длительное время власти обещают автоматизировать процесс проверки полисов ОСАГО у водителей, «научив» камеры ГИБДД штрафовать за езду без полисов.

Adblock
detector