Самозахват земельного участка

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст.

7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Самозахват земли общего пользования

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса , если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2018 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

  • поставлен ли надел на кадастровый учет;
  • какова его оценочная стоимость.

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Административная ответственность за самозахват земли

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка. Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ .

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Как оформить землю в собственность

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

9 thoughts on “Самозахват земли: кто несет ответственность в 2025 году”

Меня очень возмущают случаи самозахвата земли, порой, кстати, захватывают земли, находящиеся во владении других людей. Думаю, стоит серьезно наказывать за подобные действия.

Живу на краю города, в микрорайоне 90х годов постройки. Предприимчивые местные жители устроили себе мини-огородики на “ничейной” земле. Клубника, помидорки, тыквы… У одних даже собака сидит летом охраняет.

Заборы из старых дверей межкомнатных, стенок шкафов и прочего хлама плюс колючая проволока. Шланги спускают из квартир с водой или пятилитровки таскают… И никому до них дела нет)))

У нас соседи захватили участок земли под огород, на него вроде никто пока не претендует, но они уже начали на нём постройки возводить в виде сарая, жаль будет потраченных средств.

Если вашу землю захватили или участок земли, который находится под вашим контролем, то нужно сразу вызывать полицию и писать заявление. Такие проблемы решаются сразу, как только начнется разбирательство

Полиция этим, к сожалению, заниматься не будет. Так как это относится к гражданскому кодексу.

Самовольное занятие земельного участка, или иными словами «самозахват земли» – одно из основных правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная ответственность.

Живу в селе. Пользовался огородом в течении 15 лет. 5 соток на неудобьях занятых по разрешению председателя.

Один хозяин завёл кур, которые стали уничтожать посаженное. На наше возражение написал жалобу в прокуратуру. И наложили штраф за самозахват в сумме 5000Р Кругом заросли бурьяна, а раз следишь за кусочком земли, то захватчик.

Я пенсионер если бы хотя бы предупредили, то забирайте эту землю себе кто хочет. А так считай пол пенсии отняли. Во бардак! И никому не пожалуешься.

“Мы понимаем, что вы правы, но таков ЗАКОН!”

Вообще бардак в стране твориться,куча земли зарастает,а за каких то никому не нужных несколько соток огромный штраф,хоть бы предупреждение изначально с предприсанием вынесли и установили срок для устранения,а не сразу штраф накладывали,дебильные законы,дадут по копейке прибавки к пенсии или детям подачки,а отнимут в несколько раз больше.

Что представляет собой самовольное занятие (самозахват) земли

Как было упомянуто выше, среди землепользователей (в том числе собственников, арендаторов) встречается много нарушителей.

Одни не соблюдают установленные границы, другие используют земельный участок не по назначению.

Рассмотрим самое распространенное нарушение – самовольное занятие (так называемый, самозахват) земли.

При этом не важно, занято несколько гектаров земли или забор поставлен на несколько метров дальше положенного, действия граждан в обоих случаях одинаково незаконны.

Типичный случай: при отсутствии права на земельный участок размещаются какие-либо строения (гаражи, сараи) во дворах многоквартирных домов.

В индивидуальной жилой застройке используется земля за пределами границ, которые определены и закреплены в установленном законом порядке (земли за линией застройки передом домом).

Также нередко нарушаются границы смежного (соседнего) земельного участка.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Законодательством предусматривается административная ответственность за самозахват земли.

Для выявления и пресечения подобных нарушений гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Росреестре действует специальное подразделение – Государственный земельный надзор.

В случае нарушения земельных прав можно обратиться с заявлением в Росреестр для проведения проверки.

Правила для привлечения «захватчиков» земли к административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Должностным лицом (инспектором) нарушителю может быть в установленном порядке назначено наказание в виде административного штрафа.

Кроме штрафа, устанавливается срок для устранения нарушений, по истечении которого проводится повторная проверка.

Если нарушения не будут устранены, штраф придется заплатить повторно, при этом он может быть увеличен.

Когда землепользователь и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить принудительно освободить незаконно занятый участок по решению суда.

Согласно Российскому законодательству (статья 76 ФЗ №136 от 25.10.2001):

«Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками».

Виды права на земельный участок

Земельный участок также считается занятым самовольно при отсутствии правоустанавливающих документов на него.

Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав на землю:

  1. Право собственности.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования.
  3. Право пожизненного наследуемого владения.
  4. Право аренды.
  5. Право безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством права на объект недвижимости (земельный участок, дом, квартира и др.).

Помимо самого факта наличия правоустанавливающих документов, важно их соответствие требованиям действующего законодательства.

Если земельный участок является ранее учтенным, государственная регистрация проводится по желанию его обладателя.

Действующее законодательство также не предусматривает обязательность проведения межевания (кадастровых работ).

Но для того, чтобы исключить спорные ситуации с земельными участками, ранее возникшее право лучше учесть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с уточненными границами.

При возникновении споров, основанных на самовольном занятии земельного участка с требованием о его возврате в судебном порядке, истец должен подтвердить в суде свое право на земельный участок.

С требованиями для установления границ (межевания) можно ознакомиться здесь.

Кроме того, при уточнении границ земельного участка, обязательным является согласование границ с владельцами соседних участков.

Таким образом, чтобы не преступить закон и избежать конфликтных ситуаций, рекомендуется оформлять документы на земельный участок в соответствии с законом, действующим на сегодняшний день.

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»?

Статья 7.1 КоАП РФ включена в главу 7 названного кодекса — «Административные правонарушения в области охраны собственности» и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок.

Указанное правонарушение может быть совершено путем самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим на него предусмотренных законодательством РФ прав.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «самовольное занятие земель» либо «самозахват».

Практика правоприменения под самовольным занятием земельного участка понимает пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (абз. 1 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11).

С учётом этого, а также положений рассматриваемой статьи КоАП, можно определить самовольное занятие земельного участка как неправомерный захват и использование земли лицами, не имеющими на нее законных прав.

Как самовольное занятие земельного участка могут быть расценены, в частности, следующие действия:

  • расширение или перенос границ собственного земельного участка, установленных межевым планом (размещение забора, хозяйственных построек, бани, гаража, сарая, складирование стройматериалов и пр. за пределами своего участка);
  • постройка на неоформленном участке любых зданий, сооружений или возведение временных объектов без соблюдения установленного законом порядка;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока их действия.

До 20.03.2015 состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП, содержал в себе еще одно действие – использование участков без правоустанавливающих документов.

После указанной даты ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов исключена из состава статьи 7.1 КоАП (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона (например, на часть земельного участка в связи с приобретением помещения в здании, но лицо его, например, не успело зарегистрировать), административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

Adblock
detector