1. Вопросы практики назначения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе разъясняются в Пост. Пленума ВС РФ от 22.12.2015 N 58 (п. п. 23, 25).
2. Ограничение по военной службе назначается только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе и к тем из них, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы и не выслужили к моменту вынесения приговора установленных законом сроков службы по призыву.
Началом военной службы по контракту считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, окончанием — день исключения военнослужащего из списков личного состава части с некоторыми ограничениями, предусмотренными в ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе.
К военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также к гражданам, пребывающим в запасе и совершившим преступления во время прохождения военных сборов, этот вид наказания применяться не может.
В том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, но на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, ограничение по военной службе назначено быть не может.
Если военнослужащий совершил преступление в период прохождения военной службы, но на момент вынесения приговора утратил статус военнослужащего, ему не может быть назначено ограничение по военной службе. При этом в случае отсутствия в санкции статьи Особенной части УК другого вида наказания ему следует назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи. Ссылка на ст.
64 УК в таких случаях не требуется.
3. Ограничение по военной службе относится к основным наказаниям и назначается в случаях, когда это прямо предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК за преступления против военной службы (ст. ст. 332 — 334, 336, 337, 339 — 349 УК РФ), либо вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
При назначении ограничения по военной службе вместо исправительных работ в приговоре должно быть указано, что военнослужащему в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи назначается наказание в виде ограничения по военной службе в пределах срока исправительных работ, указанных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ. При этом назначать осужденному военнослужащему исправительные работы, а затем производить замену их на ограничение по военной службе не требуется.
Указанные в ч. 1 комментируемой статьи условия для назначения ограничения по военной службе не позволяют применять данный вид наказания в соответствии со ст. 64 УК осужденному военнослужащему как более мягкий вид наказания, если им совершено преступление, не относящееся к преступлениям против военной службы, и в соответствующей статье Особенной части УК не предусмотрены исправительные работы.
4. Срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет.
5. Этот вид наказания заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения распространяются на право:
1) повышения в должности;
2) повышения в воинском звании;
3) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу для присвоения очередного звания;
4) получения полного денежного довольствия.
Указанные ограничения по военной службе должны назначаться в полном объеме, возможности применять эти ограничения частично действующее законодательство не предусматривает.
Кроме этого, уголовный закон не позволяет устанавливать осужденным военнослужащим каких-либо иных ограничений по военной службе.
6. Ограничение в праве на повышение в должности означает, что в отношении осужденного военнослужащего на период срока данного наказания, определенного по приговору суда, приостанавливается действие гарантий, закрепленных в ч. 2 ст.
10 Закона о статусе военнослужащих. В частности, в указанной норме военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие воинских должностей и перемещение по военной службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Осужденные к ограничению по военной службе также не вправе предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, если эта должность является вышестоящей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.
Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира ВЧ представляется установленным порядком к перемещению на другую должность как в пределах ВЧ, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.
Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначением на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
7. Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что к военнослужащим, отбывающим ограничение по военной службе, не применяется положение ч. 2 ст. 47 Закона о воинской обязанности, согласно которому воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании.
8. Ограничение в праве на включение в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания срока службы означает приостановление действия положения, закрепленного в ч. 1 ст.
47 Закона о воинской обязанности, согласно которому для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. В период отбывания данного наказания время службы не включается в выслугу для присвоения очередного звания, но засчитывается в общий срок службы.
Осуждение к ограничению по службе не препятствует предоставлению военнослужащему основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и обратно в случаях, предусмотренных законодательством.
9. Ограничение в праве на получение полного денежного содержания заключается в том, что из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.
Законодатель не устанавливает минимального размера удержаний, оставляя решение этого вопроса на усмотрение суда.
Размер удержания из денежного довольствия военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст. 144 УИК).
К этим выплатам не относятся компенсация за наем (поднаем) жилья, на санаторно-курортное лечение, страховые выплаты, единовременное пособие при увольнении с военной службы, командировочные и иные выплаты, не входящие в денежное довольствие военнослужащих.
Кроме того, удержания не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военной службой. К примеру, в соответствии с ч. 7 ст.
10 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Поэтому вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и, соответственно, с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.
10. Согласно ст. 73 УК ограничение по военной службе может быть назначено условно с испытательным сроком от шести месяцев до трех лет.
При условном осуждении к данному виду наказания суд может возложить на осужденного военнослужащего обязанности, перечисленные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо изъятий, касающихся возможности возложения этих обязанностей при условном осуждении к ограничению по военной службе.
При этом судам следует иметь в виду, что в силу ч. 4 ст. 188 УИК все условно осужденные обязаны отчитываться перед УИИ или командованием ВЧ о своем поведении, исполнять возложенные на них обязанности, являться по вызову в УИИ, поэтому в приговоре дополнительно возлагать на осужденных указанные обязанности не требуется.
Контроль за поведением условно осужденного к ограничению по военной службе возлагается на командование. Отмена условного осуждения к данному виду наказания или продление испытательного срока производится в соответствии со ст. 74 УК РФ.
11. Действующее законодательство не предусматривает возможности замены ограничения по военной службе более строгим видом наказания в случае уклонения от отбывания этого наказания.
12. При назначении наказания в виде ограничения по военной службе по совокупности преступлений и совокупности приговоров применяются правила назначения по совокупности преступлений и совокупности приговоров наказания в виде исправительных работ.
Ограничение по военной службе как основной вид наказания.
Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.
Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям
Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.
Удержание денежного довольствия осужденного военнослужащего.
Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.
Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу. Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника. Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия.
Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка.
Так гласит статья 144 УИК РФ.