- Примеры обязанностей для разных профессий
- Для менеджера
- Для продавца
- Для бухгалтера
- Для кассира
- Для продавца-консультанта
- Для администратора
- Для директора
- Для воспитателя
- Для оператора
- Для водителя
- Для официанта
- Наличие ДИС – это обязанность предприятия?
- В каких случаях пригодится ДИС?
- Как проверить будущего сотрудника?
- По какому шаблону заполнять ДИС?
- Как выглядит процесс утверждения ДИС?
При описании своей трудовой биографии важно упоминать о том, какие обязанности у вас были в период работы. Должностные обязанности — это повседневные задачи, которые человек решал на рабочем месте. Стоит отличать обязанности от достижений.
Достижения в резюме — это конкретные факты выполнения рабочих обязанностей. К примеру, обязанность: «консультирование клиентов об услугах компании». Достижение — «за 2019 год я проконсультировал 200 клиентов».
Обязанность — это конкретная задача работника, а не общая. Общая задача — это функция. К примеру, функция бухгалтера — работа с документацией.
А обязанностей у него больше: расчёт зарплаты работников, учёт материально-технической базы предприятия и т. д.
В резюме можно писать об обязанностях и достижениях. Чаще всего пишут об обязанностях для того, чтобы работодатель подробнее узнал об опыте работы соискателя, его навыках и способностях. О достижениях пишут в том случае, если соискатель хочет доказать свою продуктивность, и за время своей работы он смог добиться необычных результатов.
К примеру, менеджер по продажам напишет, что в 2017 году он совершил 100 холодных звонков, десять из которых стали успешными (у фирмы появились новые клиенты).
Примеры обязанностей для разных профессий
Чтобы вы лучше понимали о чём идёт речь, мы сделали конкретные примеры должностных обязанностей для разных профессий. Если вы работали по одному из перечисленных ниже направлений и выполняли аналогичную работу, то этот список вам поможет составить хорошее резюме.
Для менеджера
Менеджер — это человек, который управляет определённым кругом сотрудников и контролирует происходящие в рамках его полномочий процессы. По сути, менеджер является начальником из младшего, среднего или высшего звена. Функция менеджера одинаковая в любой компании, но должностные обязанности могут везде отличаться — всё зависит от таких факторов, как профиль компании (фирмы), количество сотрудников, ранг менеджера и т.
д.
- Планирование рабочих процессов на текущую неделю.
- Контроль сотрудников по факту выполненных работ.
- Мотивация сотрудников (назначение премий, отпусков).
- Создание ежемесячных отчётов для совета директоров.
Для продавца
Продавец — человек, который занимается отпуском товара или услуги в магазине. Также есть понятие об «активном продавце» — речь идёт о человеке, который ещё и занимается поиском клиента (в телефонном режиме посредством звонков или иным образом), а не только отпускает товар.
- Отпуск товара покупателям.
- Консультирование клиентов (о товаре, услуге).
- Создание отчётных документов (чеков).
- Ведение учёта доходов и расходов.
- Предоставление отчётности руководителю.
Для бухгалтера
Бухгалтер — это человек, который работает с документами компании, занимается счетоводством, аудитом. Также бухгалтер составляет отчёты, которые предоставляются государственным органам (налоговые, производственные и другие).
- Ведение бухгалтерского учёта.
- Расчёт заработной платы и иных выплат.
- Создание налоговых отчётов.
- Расчёт налоговых выплат.
Для кассира
Кассир — человек, который занимается приёмом, передачей, хранением и учётом денежных средств в магазине или организации. Также кассир занимается инкассацией (передачей денежных средств уполномоченному лицу).
- Учёт и контроль наличных и безналичных денег.
- Работа с денежными операциями (передача и приём выплат).
- Создание отчётов.
Для продавца-консультанта
Продавец-консультант — работник, занимающийся отпуском товаров или услуг и консультацией клиентов по поводу их качества, устройства, способа использования. Он занимается выкладкой товаров в торговом зале, встречает клиентов и помогает им подобрать нужный товар исходя из их потребностей.
- Приём и сортировка товара.
- Консультирование клиентов.
- Поддержание чистоты на рабочем месте и в магазине.
- Ведение отчётности.
Для администратора
Администратор управляет учреждением или организацией и несёт ответственность за его работу и работу сотрудников. Он отчитывается перед вышестоящим руководством о результатах своей работы и результатах работы подчинённых ему сотрудников. У администратора может быть вверенная ему документация, которую он обязан вести и хранить, а также создавать на её основе специальные отчёты.
- Контроль за работой сотрудников.
- Консультация клиентов.
- Выполнение служебных поручений руководителя.
Для директора
Директор занимается руководством материально-технической, финансово-хозяйственной базой организации. Он несёт ответственность за работу каждого сотрудника. Директор занимается изучением отчётов и подводит ежеквартальные итоги исходя из которых принимает управленческие решения.
Также директор занимается повышением сотрудников в должности, награждением, выдачей премий и отпусков. У директора есть полномочия на выбор дальнейшей стратегии развития организации или предприятия.
- Управление персоналом.
- Управление материально-технической базой организации.
- Принятие решений, связанных с деятельностью организации.
- Ведение отчётности.
Для воспитателя
Воспитатель — педагог, который занимается обучением и воспитанием детей младшего возраста (до 7 лет), в том числе их всесторонним развитием. Воспитатель обучает детей важнейшим бытовым навыкам, развивает их устную и письменную речь, учит детей рисовать. Воспитатель развивает у детей разные виды мышления: логическое, абстрактное, творческое и т.
д. Он занимается подготовкой мероприятий для детей и даёт им возможность активно принимать в них участие.
- Формирование мировоззрения у ребёнка.
- Обучение навыкам устной и письменной речи.
- Организация досуга детей в учреждении.
- Обучение детей бытовым навыкам.
Для оператора
Оператор — человек, который управляет специальным техническим оборудованием, обслуживает и настраивает его, помогает другим сотрудникам управлять техникой.
- Управление техникой (машиной, аппаратурой).
- Обслуживание и ремонт техники в организации.
- Создание отчётов.
Для водителя
Водитель — тот, кто управляет транспортным средством, следит за его техническим состоянием и исправностью, занимается обслуживанием и мелким ремонтом автомобиля.
- Управление транспортным средством.
- Самостоятельное устранение мелких поломок.
- Регулярное обслуживание и заправка транспортного средства.
Для официанта
Официант — человек, который встречает гостей в заведении общественного питания и обслуживает их: принимает и выдаёт заказы, консультирует по поводу меню и блюд, выносит клиентам счёт и принимает деньги.
Наличие ДИС – это обязанность предприятия?
В соответствии с действующим законодательством, наличие ДИС является обязанностью только государственных учреждений. Также существуют отраслевые нормативы, регламентирующие должностные обязанности некоторых специальностей (пример — медицинские работники или представители частной охраны).
Все остальные организации не обязаны использовать ДИС в своей работе. Решение о внедрении такого документа в HR-процессы принимает сама компания, если у нее есть соответствующая потребность. Отметим, что на предприятиях с количеством сотрудников свыше 150 человек не обойтись без ДИС, т.к.
именно этот инструмент позволяет должным образом следить за содержанием обязанностей и качеством их исполнения.
В каких случаях пригодится ДИС?
Наличие такого документа полезно не только для работника, но и для работодателя. Рассмотрим стандартные случаи, в которых любой из сторон трудовых отношений желательно иметь в наличии ДИС:
Судебное разбирательство между работодателем и сотрудником. Подписанные ДИС предоставляют в качестве доказательства исполненных или неисполненных должностных обязанностей.
Обоснование отказа в трудоустройстве на должность. Ссылаясь на пункты ДИС, можно доказать, что кандидат не соответствует требованиям работодателя и не обладает достаточной компетенцией.
Проверка квалификации работника в рамках испытательного срока. Установленные при устройстве на работу должностные обязанности позволяют своевременно оценить навыки сотрудника и определить его соответствие занимаемой должности.
Распределение и конкретизация функционала работников. Четкие и понятные ДИС позволяют избежать рабочих конфликтов, связанных с размытыми границами ответственности и не совсем правильным распределением нагрузки между сотрудниками.
Как проверить будущего сотрудника?
Должностная инструкция может защитить компанию от многих HR-рисков, возникающих после трудоустройства нового сотрудника. Но не менее рациональным подходом является всесторонняя проверка физического лица до заключения с ним трудовых отношений. Именно для этих целей Цифровая платформа СберКорус разработала Сервис проверки физических лиц (СПФЛ), который позволяет получить всю необходимую информацию о будущем работнике: подлинность паспорта и документов об образовании, подтверждение трудового опыта, наличие правонарушений, исполнительных производств, процессов банкротства и многое другое.
Функционал сервиса помогает бизнесу отсеивать нежелательных кандидатов и сокращать риски трудоустройства человека с сомнительными характеристиками.
По какому шаблону заполнять ДИС?
Законодательством не утвержден единый формуляр должностной инструкции, поэтому она может быть написана в свободной форме.
Стандартная ДИС должна состоять из следующих основных разделов:
общая информация о работодателе и сотруднике;
сведения о должностных лицах, которым подчиняется работник;
требования к образованию, квалификации, трудовому опыту;
перечень должностных обязанностей и прав работника;
сведения об уровне ответственности (в т.ч. материальной) в случае нарушения положений ДИС.
Также следует сделать отметки о месте составления ДИС и о должностных лицах, уполномоченных ее утверждать. Не забывайте, что без подписей сторон документ не будет иметь юридической силы.
Как выглядит процесс утверждения ДИС?
Кто должен отвечать за составление и оформление должностной инструкции – в законе не установлено. Но подписывать и утверждать ДИС имеет право только руководитель. В соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016 порядок утверждения такой: в правом верхнем углу документ должен содержать печатный гриф «Утверждаю», также указываются сведения об уполномоченном руководителе и его должности.
Если вышеуказанный гриф отсутствует, то для утверждения ДИС составляются отдельные приказы. Работник и руководитель должны проставить свои подписи в документе.