Мораторий на плановые проверки 2024

Мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году был введен постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В том числе документом утверждены особенности внепланового контроля. Постановлением от 01.10.2022 № 1743 кабмин внес в ПП № 336 изменения и продлил этот мораторий на 2024 год.

Согласно поправкам, плановые контрольные мероприятия в 2024 году грозят только определенным компаниям. В их числе:

  • компании и ИП чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • компании и ИП, работающие с опасными производственными объектами второго класса опасности;
  • компании и ИП, работающие с гидротехническими сооружениями второго класса.

Кроме того, под угрозой проверок находятся компании и индивидуальные предприниматели, которые уже привлекались к административному наказанию (например, за неисполнение предписания контролирующего ведомства).

Важно, что категория риска для каждого контролирующего органа может быть разной, так как у каждого органа своя классификация. Так, для Росприроднадзора компании с высоким риском те, что негативно влияют на окружающую среду, в то время как у Роспотребнадзора критерии, очевидно, будут совершенно иные.

По общему правилу, проверочные мероприятия также могут быть проведены в отношении бизнеса по жалобам, в случае наличия ранее выявленных неустраненных нарушений. «Кроме того, в планы проведения плановых контрольных мероприятий на 2024 год не включаются проверки в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования. Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения», — поясняет заместитель председателя комитета переговоров и урегулирования споров (медиации) при Краснодарском региональном отделении Ассоциации юристов России Юрий Белан.

Что такое профилактический визит?

До вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» такие проверки не проходили, это совершено новый вид профилактических мероприятий.

Они проводятся инспектором в форме беседы по месту работы контролируемого лица либо с помощью видеоконференции. При профилактическом визите гражданам и организациям не выдаются предписания об устранении нарушений, а разъяснения, полученные контролируемым лицом во время визита, носят рекомендательный характер. Важно, что с подобным визитом может прийти ведомство только федерального или регионального уровня.

«Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения планового профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения», — отмечает Юрий Белан.

С какими проверками придут?

Проверки могут быть разные — например, документарные или выездные. Важно, что любая проверка может быть плановой (по графику) или внеплановой (например, по жалобе). Внеплановые проверки ограничены, но не отменены. Предупреждают о них ровно за сутки.

«Плановые же проверки в отношении большинства компаний в 2024 году будут запрещены. Кроме того, отменены и некоторые контрольные мероприятия, такие как: контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр. Проверки, относящиеся к постоянному государственному контролю (например, проверка промышленной безопасности, объектов электросетевого хозяйства или оборудования, работающего под высоким давлением), остаются», — поясняет управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь.

По словам эксперта, налоговые проверки также будут проводиться. Исключение — ИТ-компании, которые до 3 марта 2025 года освобождены от выездных налоговых проверок (кроме тех, которые назначил руководитель налоговой). К бизнесу, как было отмечено выше, также могут прийти с профилактическим визитом, который не влечет за собой штрафов и наказаний.

«Многие компании и ИП самостоятельно просят регулятора навестить их с визитом, так как хотят убедиться в том, что их деятельность ведется в соответствии с настоящим законодательством, и получить консультацию рекомендательного характера. Однако важно понимать, что после профилактического визита контролирующие органы могут прийти и с настоящей проверкой, если инспектор сочтет это необходимым», — добавляет Светлана Гузь.

Права предпринимателей

У ИП есть определенный перечень прав при проверке. Например, предприниматель имеет право узнать ее основание — плановая или внеплановая. Можно также уточнить номер приказа или решения организации проверки.

Если есть признаки нарушения, предприниматель подает жалобу через Госуслуги. По закону жалоба рассматривается в течение одного рабочего дня. Важно иметь ЭЦП на Госуслугах для предприятия, рекомендует адвокат Адвокатской палаты Ростовской области, член ассоциации юристов России Анна Салютина.

Более подробно права изложены в Статье 36 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Установлено, что контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля имеет право:

  1. присутствовать при проведении профилактического мероприятия, давать пояснения по его вопросам, за исключением проверок, при проведении которых не осуществляется взаимодействие надзорных органов с контролируемыми лицами;
  2. получать от контрольного органа информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия;
  3. получать от контрольного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки;
  4. знакомиться с результатами контрольных мероприятий;
  5. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа;
  6. привлекать Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте страны.

К кому еще придут в 2022 году?

До конца 2022 года инспекторы могут прийти к предпринимателям из следующего списка:

  • предприятия высокого риска;
  • организации второго класса риска (нефть, газ);
  • предприятия, занимающиеся убоем свиней (ветеринарный контроль);
  • организации, использующие гидротехнические сооружения.

К остальным организациям может быть совершен только профилактический визит. Сохраняются также внеплановые и плановые мероприятия до конца 2022 года, но только в том случае, если имеется предписание прокуратуры. Без согласования проверка может быть только по указу президента РФ, председателя правительства РФ или генерального прокурора.

«На данный момент нет оснований полагать, что к концу года количество проверок может увеличиться. Важно понимать, что государство заинтересованно в поддержке развития бизнеса», — уверена управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь.

Однако это не означает, что проверок совсем не будет. Причин для их проведения достаточно, поэтому необходимо узнать, включен ли конкретный бизнес в график плановых проверок на 2022 год. Информацию можно найти в разделе «Поиск проверок» на сайте Генпрокуратуры, а также на сайтах контролирующих органов, таких как Роскомнадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Росстандарт, Россельхознадзор и других.

Превышаете!

Признаков, которые является превышением полномочий представителя надзорного органа, множество. Один из самых главных — отсутствие каких-либо оснований для проведения плановой проверки. По общему правилу проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Также превышением полномочий считается привлечение к проверке в качестве экспертных организаций не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.

Проверяющий превысил полномочия и в том случае, когда нарушил сроки уведомления о проведении плановой проверки (не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения).

Также к признакам превышения полномочий и нарушений надзорного органа относятся:

  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проверка требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа; требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • проведение плановой проверки субъектов малого предпринимательства, в отношении которых установлен мораторий.

В вопросе плюсов и минусов продления моратория на проверки бизнеса эксперты расходятся. С одной стороны, ослабление контроля породило множество фальсификата на рынках и снижение качества товаров и услуг. С другой стороны, предприниматели задышали спокойно и потихоньку из обихода уходит выражение «кошмарить бизнес».

По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, относительно 2021 года число как плановых, так и внеплановых проверок бизнеса сократилось в шесть раз. Средняя проверка занимает от восьми до девяти рабочих дней. Таким образом, в расчете на год мораторий сэкономил предпринимателям более 60 миллиардов рублей.

Отмена плановых проверок в 2024 году

Правительство жёстко ограничило контролёров и переориентировало их на профилактику. В 2024 году от плановых проверок будут освобождены все организации, за исключением:

  • Организаций чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • Организаций, работающие с ОПО (опасными производственными объектами) второго класса опасности;
  • Организаций, работающие с (ГТС) гидротехническими сооружениями второго класса.

Вместо плановой проверки вам могут назначить профилактический визит. Но если вы не относитесь к вышеперчисленным организациям отказаться от него можно. Главное соблюсти сроки уведомления надзорных органов, но только мотивируя этот отказ письменно с объяснением причин не менее чем за три дня до даты визита.

П.6 ст.52 ФЗ-248: «Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.»

Отменены только проверки ГИТ?

Запрет на плановые проверки в 2024 году (как документарные так и выездные) распространяется на все ведомства — МЧС, Роструд, Роспотребнадзор и другие. Главное – касается только плановых проверок, внеплановые проверки не отменены.

Как найти свою организацию в списке проверок?

Узнать состоит ли ваша организации в плане проверок можно на сайте https://proverki.gov.ru/portal/public-search

Если вы узнали, что вашу организацию ожидает плановая проверка в 2024 году, можно обратиться в контрольно-надзорный орган, который будет вас проверять, с просьбой о проведении профилактического визита. Сделать официальный запрос нужно не позднее чем, за два месяца до ожидаемого контрольно-надзорного мероприятия.

Таким образом можно подготовиться к плановой проверке и снизить, а иногда и вовсе исключить риск штрафных санкций.

В 2024 году планово проверят только организации с высоким риском совершения нарушений

Мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП в 2022 году введён постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. В том числе документом утверждены особенности внепланового контроля.

Документ ввёл ряд ограничений на проверки, в том числе в сфере госжилнадзора и лицензионного контроля за работой управляющих организаций. Согласно абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336, до 23 августа 2022 года проверки УО по жалобам граждан на нарушение их прав можно было проводить только по согласованию с прокуратурой.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 № 1431 кабмин отменил это правило. Теперь если житель дома напишет жалобу на компанию, ГЖИ может провести проверку без дополнительных согласований (пп. «б» п. 3 ПП РФ № 336).

  • отнесённые к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • признанные опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Постановление от 01.10.2022 № 1743 подготовил Минэк России во исполнение поручения президента РФ по итогам ПМЭФ.

ПП РФ № 1743 позволяет бизнесу, который попадает под плановую проверку, попросить контрольный орган заменить её на профилактический визит. Как отметил Минэк РФ, сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до проведения планового мероприятия. Надзорное ведомство обязано провести профилактический визит, и организация сможет исправить нарушения и не получит штраф.

За все установленные при проверке случаи расчётов без ККТ – единый штраф исходя из общей суммы ущерба

Помимо органов лицензионного контроля и жилищного надзора, управляющих домами проверяют и другие ведомства, в том числе ФНС России. Летом и осенью этого года служба активизировалась в работе по разъяснению вопросов проверок того, как компании используют ККТ. Так, в августе мы сделали обзор шести писем от ФНС и Минфина России по данному вопросу.

В сентябре Федеральная налоговая служба РФ опубликовала ещё два письма-разъяснения по нюансам привлечения к административной ответственности по итогам проверки использования контрольно-кассовой техники.

Одно из них – письмо ФНС России от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ – касается ситуации, когда при проверке инспектор выявляет сразу несколько случаев неприменения кассы при расчётах. Эти нарушения квалифицируются по одной статье – ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при одной проверке надзорный орган выявит два и более административных правонарушения по одной статье разд.

II КоАП РФ, то контролируемое лицо получает единое наказание за все такие нарушения. В ч. 2 ст.

3.5 КоАП РФ установлен административный штраф, кратный сумме ущерба, причинённого в результате каждого нарушения, в том числе при работе с ККТ.

Если при проверке обнаружится, что мимо кассы проведены пять расчётов, то сумма ущерба равна сумме таких расчётов. Исходя из неё надзорный орган будет назначать штраф по ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

ФНС РФ в письме привёл пример такой ситуации. Предприятие не использовало ККТ при пяти расчётах на суммы 100 тысяч, 100 тысяч, 150 тысяч, 200 тысяч и 200 тысяч рублей. Компанию привлекут к административной ответственности по ч .2 ст. 14.5 КоАП РФ, а сумма ущерба составит 750 тысяч рублей, и размер штрафа будет исчисляться именно из неё.

Adblock
detector