Компенсации за вредные условия труда

1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.

2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

Судебная практика по статье 147 TК РФ

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 7 указанного областного Закона, ссылаясь на то, что эта норма не соответствует положениям установленным ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

В частности, ст. 7 областного закона предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышений тарифных ставок (окладов) устанавливаются правительством Самарской области.

Между тем п. 1 ст. 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами.

По мнению прокурора, отсутствие в Законе области указания на то, что оплата труда работников, занятых на таких работах, должна быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными актами (что предусмотрено Трудовым кодексом РФ), ущемляет права на оплату труда и законные интересы работников государственных учреждений Самарской области, занятых на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.

Судами установлено, что выплаты, произведенные обществом в качестве повышенного размера оплаты труда в соответствии со статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, были включены в объект налогообложения. Судами сделан вывод о том, что компенсации, установленные пунктом 3.3.3 коллективного договора в соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению в силу пункта 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оплата труда в повышенном размере, производимая на основании статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) в связи с занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не является достаточной гарантией, в связи с чем предусмотренные коллективным договором выплаты, осуществляемые сверх указанного размера, могли быть квалифицированы обществом как возмещение морального вреда.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 5, статей 7, 8, 9 части 1 статьи 18 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, статей 22, 129, 146, 147, 219, 237 Трудового Кодекса Российской Федерации, статей 59, 151, 307, 1099, 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10151/2012, пришли к выводу о том, что названные выплаты осуществлялись обществом своим работникам в рамках трудовых правоотношений и носили характер компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, так как спорные денежные суммы общество выплачивало своим работникам при фактическом отсутствии установленных законом на то оснований для возникновения обязанности работодателя по возмещению морального вреда. Следовательно, названные выплаты подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Исходя из положений статей 129, 146, 147, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 7, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», суд кассационной инстанции указал, что установленная обществом компенсация по питанию работников является мерой социального характер, и не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) было установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляются следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Как следует из материалов дела, постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Роструда от 10 февраля 2015 г. ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в нарушение требований статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации Приказом начальника ВЧДЭ-8 от 2 октября 2014 г. N 332 «О завершении специальной оценки условий труда в Эксплуатационном вагонном депо Абакан» работникам перечисленных в Приказе профессий, в числе которых указаны профессии старшего осмотрщика-ремонтника вагонов и осмотрщика-ремонтника пункта технического обслуживания вагонов станции Абакан, уменьшен размер доплат путем отмены ранее утвержденных доплат, гарантий, компенсаций за вредные условия труда и установления компенсации (повышенной оплаты труда (доплаты) в размере 4%; в нарушение требований части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) в период с 4 по 30 декабря 2014 г. изменены трудовые договоры с работниками пункта технического обслуживания вагонов станции Абакан в части, касающейся предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда.

Статьи 92, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судом в ее конкретном деле положений статей 117 и 146 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому ее жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

6. в нарушение статьи 147 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными условиями труда согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда, на которых положено повышение оплаты труда: бухгалтерам В. Х.

Ф. руководителю отдела маркетинга и рекламы К., поварам Р. Р.

ни условиями трудового договора, ни коллективным договором, ни иным нормативным актом не предусмотрена и не выплачивается доплата за вредные условия труда;

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

На какие льготы и компенсации может претендовать работник

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Принципиальным является и положение статьи 219 Трудового кодекса, согласно которой гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда.

Класс условий труда

Дополнительный отпуск (от 7 дней)

Сокращенная рабочая неделя (36 часов)

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Екатерина КУЗНЕЦОВА

Начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

«Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск).

Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д.

Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав».

Как оформить назначение или отмену льгот

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись.

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда.

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п.

7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда.

Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку.

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены. Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия.

Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1.

В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:

«Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».

Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда. На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе? Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?

Елена ПАШКОВА (Барнаул)

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы.

Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1.

Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.

Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)

Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст.

147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?

Юлия ШАБАЛИНА (Белово)

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой. Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя7. Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.

Какие профессии считаются вредными?

Опасными и потенциально опасными для жизни и здоровья являются такие производственные отрасли, как:

  • Металлургическая;
  • Горнодобывающая;
  • Химическая и коксохимическая;
  • Производство динасовых изделий;
  • Выпуск взрывчатых веществ и боеприпасов;
  • Производство стеклянных и фарфоровых изделий;
  • Металлообработка;
  • Полиграфия;
  • Производство медикаментов, лекарственных препаратов, биоматериалов и другие.

Правовые основы

Согласно Трудовому Кодексу РФ (статья 219), лица, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны получать определенные гарантии и компенсации. Они, в свою очередь, устанавливаются Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальными актами, трудовым договором с работодателем. Размер компенсации, порядок и условия прописаны в статьях 92, 117 и 147 ТК РФ.

Какие льготы и компенсации положены за вредные условия труда?

Самым распространенными льготами и компенсациями, которые положены за вредные и опасные условия труда, являются:

Ограничения предельной длительности работы

В Трудовом Кодексе прописано, что продолжительность рабочего времени для сотрудников, занятых на вредном производстве, не должна быть более 36 часов в неделю. Для каждого конкретного сотрудника это время устанавливается трудовым договором после проведения специальной оценки условий труда. Допускается увеличение рабочего времени до 40 часов в неделю, но только с письменного согласия работника, прописанного в трудовом договоре.

При этом сотруднику полагается денежная компенсация, которая по размеру соответствует отраслевым или межотраслевым соглашениям. При 36-часовой рабочей неделе смена не должна длиться более 8-ми часов, а при 30-часовой – на ежедневный труд должно отводиться максимум 6 часов. Опять же с согласия работника длительность смены может быть увеличена до 12 и 8 часов соответственно.

Дополнительный оплачиваемый отпуск

В статье 117 ТК РФ указано, что лица, работающие на предприятиях с вредными и опасными условиями труда, имеют право рассчитывать на получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Его максимальная продолжительность не превышает 7 дней. По письменному соглашению работодателя с работником отпуск можно заменить денежной компенсацией.

Ее размер устанавливается также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами.

Выдача лечебно-профилактического питания

Сгладить действие некоторых производственных факторов помогает молоко, поэтому его выдают работникам вредного производства из расчета 500 мл за смену. Это положение закреплено в Приказе Минздравсоцразвития № 45н от 16.02.2009. В Трудовом Кодексе РФ (статья 222) также прописано, что выдача молока может быть заменена денежной компенсацией.

Ее размер рассчитывается, исходя из стоимости продукта. Такой «обмен» возможен при определенных условиях:

  • Если это прописано в трудовом договоре или коллективном соглашении;
  • С письменного согласия и заявления сотрудника;
  • Если выплата осуществляется каждый месяц и регулярно индексируется;
  • Если размер компенсации равен розничной цене на молоко непосредственно в месте нахождения предприятия.

Обязательный медицинский осмотр и обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Руководство предприятия обязано обеспечить своих сотрудников всеми средствами, которые необходимы для соблюдения требований по охране труда и безопасности. Работодатель должен закупить, а также обеспечить хранение, ремонт, стирку средств индивидуальной защиты. Помимо этого, от него требуется организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

Первые нужны для того, чтобы выявить сотрудников с проблемами здоровья и их отстранения от работы. Периодические медосмотры проводятся в целях профилактики развития профессиональных болезней и патологий. Работник обязан пройти обследование у терапевта, психиатра, нарколога, офтальмолога, аллерголога, дерматолога и других специалистов.

Только после получения положительного медицинского заключения он может вернуться к выполнению трудовых обязанностей. Все медосмотры проходят за счет работодателя с обязательным сохранением заработной платы сотрудников (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011).

Шаг 1. Определяем размеры компенсаций

  • минимальные размеры, установленные в ТК РФ. Так, размер повышения оплаты труда за работу во вредных условиях не должен быть меньше 4% тарифной ставки (оклада) работника (ч. 2 ст. 147 ТК РФ); минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ); сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
  • отраслевые (межотраслевые) соглашения.При установлении размера гарантии (компенсации) следует проверить, не распространяются ли на компанию отраслевые соглашения. Если да, то гарантии (компенсации) не должны предоставляться в меньшем размере, чем указано в соглашениях.

См. статью «Что нужно знать об отраслевых соглашениях»

В п. 3.2.2 «Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года» от 01.04.2013 указано, что для работников согласно специальным перечням устанавливается ­увеличение тарифных ставок на 10% и 20% от тарифных ставок.

Шаг 2. Закрепляем компенсации в локальных нормативных актах

См. статью «Утверждаем локальный нормативный акт»

Продолжительность рабочего дня и отпусков работников должна быть отражена в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Туда следует внести сведения о предоставляемом дополнительном отпуске и сокращенном рабочем дне.

Информация об оплате труда, как правило, отражается в соответствующем Положении, поэтому сведения о повышенном размере следует внести туда.

Приведем примеры закрепления в локальных нормативных пунктах норм о гарантиях (компенсациях) в связи с работой во вредных условиях труда (Пример 3 и 4).

Пример 3. Фрагмент Правил внутреннего трудового распорядка

3. Предоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством

3.3. В соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ на основании проведенной спецоценки условий труда работникам, работающим во вредных условиях труда (занимающим должности в соответствии с Приложением № 1), предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней за каждый рабочий год.

3.4. В соответствии со ст. 92 Трудового кодекса РФ на основании проведенной спецоценки условий труда работникам, работающим во вредных условиях труда (занимающим должности в соответствии с Приложением № 1), предоставляется ­сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 рабочих часов в неделю.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Меняем систему премирования и порядок индексации зарплаты

Под конец года работодателю стоит задуматься о том, не нужно ли поменять систему премирования и/или порядок индексации заработных плат, ведь текущий год оказался во многом непростым. Особенно если уже сейчас понятно, что организация финансово не потянет повышения ФОТ в начале следующего года в той степени, как это изначально было предусмотрено во внутренних документах. Разбираем, что и как желательно поменять в ЛНА об индексации и премировании, чтобы обезопасить работодателя от необходимости выполнения обязательств, которые оказались непомерными, а также надо ли заранее уведомлять работников о таких изменениях.

Приводим образцы формулировок в ЛНА (на примере Положения об оплате труда), а также варианты расчета индексации, документального оформления внесения изменений в трудовой договор и ЛНА (приказы для различных ситуаций, уведомление работнику и пр.), которые выручат работодателя в сложной финансово-экономической ситуации. Узнаете и о позиции судов по спорным вопросам, а также каков порядок выплаты годовой премии в случае мобилизации работника.

Adblock
detector