Как выглядит инн

Что такое ИНН

Налоговый номер представляет собой виртуальные данные, которые соотносятся с каждым физическим и юридическим лицом – плательщиком налогов. ИНН физического лица представляет собой комбинацию арабских цифр:

  • первые цифры (1, 2) – это номер субъекта Федерации;
  • вторые (3, 4) – номер отделения налоговой;
  • шесть последующих символов (5-10) – собственно ИНН физлица в системе;
  • последние цифры (11-12) – проверочное число налоговой системы.

У юридических лиц налоговый номер состоит из 10 цифр.

Зачем нужен ИНН физическому лицу?

Налоговый код присваивается человеку один раз и на всю жизнь. Идентификатор необходим не столько самому гражданину, сколько государству с целью налогообложения. По закону все доходы, получаемые гражданами и юрлицами, подлежат обязательному налогообложению согласно со ставкой (от 5 до 25% от суммы дохода).

С помощью ИНН налоговая идентифицирует отчисления в пользу государства с доходов физических лиц:

  • заработной платы;
  • продажи имущества (недвижимости, автомобилей, предметов роскоши);
  • доходы с банковских депозитов и других доходов из инвестирования;
  • вступления в наследство.

Идентификационный код также используется для предоставления налоговых вычетов, открытия банковских счетов, кредитования физических и юрлиц, получения государственных социальных выплат и других процедур, связанных с получением дохода.

Как выглядит документ

Документ, который принято называть налоговый код или ИНН – это свидетельство о внесении на учет физического лица. В нем указывается персональные данные гражданина – ФИО, дата и место рождения, а также собственно код из 12 цифр. Документ выдается на унифицированном бланке формата А4 с голограммой, элементами защиты и печатью налоговой службы, его выдавшей.

Оригинал документа выдается один раз на основании заявления гражданина. В случае потери гражданин имеет право запросить копию документа.

О том, как восстановить ИНН, можно изучить на сайте ФНС или на нашем информационном портале.

Является ли обязательным учет в налоговой службе?

Если предполагается официальное трудоустройство с получением «белой» зарплаты на банковскую карточку, то без присвоения налогового номера не обойдется. Обычно человек получает его автоматически во время выдачи свидетельства о рождении или паспорта, поэтому вопрос обязательно ли физическому лицу иметь ИНН, не совсем корректный. Сам номер – 12 цифр в базе данных ФНС, существует независимо от желания его владельца.

Последний может только по своему усмотрению или необходимости сделать запрос на выдачу документального подтверждения этого факта.

Свидетельство о постановке на учет в налоговой теоретически необязательно иметь, но на деле его необходимо предъявлять практически в каждой инстанции: в банке, вузе, социальной службе, страховой компании, больнице. Целесообразно иметь при себе оригинал или копию ИНН, чтобы предъявлять его по первому требованию.

Где выдают идентификационный номер

Выдача свидетельств о постановке физлица в ЕГРН происходит в территориальном отделении ФНС. Все, что надо для получения ИНН в налоговой – прийти лично или передать документы через уполномоченное лицо, выслать пакет бумаг по почте или оформить заявку в режиме онлайн. Свидетельство о присвоении налогового номера выдается после приема заявления, заполненного на бланке 2-2 Учет от руки и подписанное.

При личном визите в налоговую понадобится паспорт и квитанция об уплате пошлины в 300 рублей. При отправке почтой, все документы, кроме заявки по форме 2-2 Учет, оформляются в виде копий, заверенных нотариусом.

Получить ИНН можно также в Многофункциональном центре (МФЦ), где прием и обслуживание граждан ведется по принципу «единого окна». Подать заявку на получения документа о присвоении ИНН можно через интернет на портале государственных услуг. Для этого необходимо провести авторизацию с помощью электронной цифровой подписи.

Для чего требуют ИНН при трудоустройстве

При официальном трудоустройстве ИНН необходимо для открытия зарплатного счета в банке и отчислений части заработной платы в пользу государства. Бухгалтерия предприятия или учреждения сама проводит платежи в налоговую с зарплаты работников, сотрудники получают на карту «чистые» деньги.

При устройстве на работу у нового сотрудника просят предъявить свидетельство о присвоении налогового номера. Если его временно нет, то сотрудник может назвать просто 12-символьный код специалисту из бухгалтерии. В случае если новый работник не помнит свой налоговый номер, то его можно легко узнать на сайте налоговой службы.

О том, как узнать свой номер ИНН через интернет, можно на сайте ФНС, ресурсе государственных услуг и на нашем информационном ресурсе.

Как выглядит ИНН и когда он присваивается гражданину

ИНН физического лица (свидетельство) выглядит как бланк А4 со степенями защиты. На этом бланке указывается ФИО, пол, дата рождения, место проживания, дата постановки на учёт в инспекцию, данные об инспекции, где выдавалось свидетельство, и сам ИНН (цифры в квадратиках).

Получение ИНН

Стоит отметить, что сам документ достаточно большой и хрупкий, но ламинировать его всё же не стоит. Дело в том, что заламинированные документы невозможно проверить на подлинность и их вряд ли сможет заверить нотариус.

ИНН присваивается плательщику налогов, как только он встаёт на учет в налоговом подразделении. Кстати, сведения об ИНН при желании могут указываться и в паспорте гражданина. Для этого следует в налоговой предъявить паспорт, ИНН и изъявить своё желание – в конечном итоге сведения о номере плательщика будут внесены на восемнадцатую страницу главного документа.

Когда может понадобиться ИНН

Зачем нужен обыкновенному физлицу этот документ? Например, его предъявление может потребоваться в следующих ситуациях:

  • устройство на работу;
  • декларирование полученных доходов;
  • получение налоговых вычетов;
  • заполнение различной документации;
  • получение сведений о задолженностях по налогам;
  • постановка на учёт в качестве ИП и т. д.

Кроме того, ИНН может пригодиться при регистрации на всероссийском портале госуслуг. А этот портал даёт пользователю много разных возможностей: гражданин в своём Личном кабинете может узнать о количестве пенсионных баллов и состоянии налогового счёта, получить информацию о задолженностях и т. д.

Это удобнее, чем сидеть в очередях в муниципальных госучреждениях.

Стоит также отметить, что в некоторых случаях ИНН могут требовать незаконно. Например, многие вузы требуют его при поступлении, хотя формально этот документ не относится к числу обязательных.

А нужен ли и для чего нужен ИНН детям? На самом деле нужен. ИНН ребёнку может, например, понадобиться в случаях, если:

  • у него есть налогооблагаемое имущество;
  • нужно получить наследство, оформленное на ребёнка;
  • ребёнок трудоустраивается;
  • на него оформляется социальный вычет и т. д.

Юрлицам наличие такого документа, как ИНН, тоже крайне необходимо:

  • при оформлении договоров с партнёрами и контрагентами;
  • при сдаче отчётности в государственные органы;
  • при участии в тендерах и торгах;
  • при получении кредитов, займов.

Да и вообще стоит помнить, что без ИНН юридическому лицу в принципе нельзя вести коммерческую деятельность.

Получение ИНН

Расшифровка ИНН

Понимание того, что такое идентификационный номер налогоплательщика, будет неполным, если не знать, как этот номер расшифровывается. ИНН физлица всегда включает в себя двенадцать цифр. Четыре цифры в самом начале — указывают на регион и на конкретное подразделение налоговой инспекции.

Следующие шесть цифр — порядковый номер записи физлица в специальном реестре. Ещё две цифры — контрольное число, рассчитываемое по особому алгоритму.

ИНН для юридических лиц состоит из десяти цифр и расшифровывается так. Первые 4 цифры здесь тоже обозначают код региона и код подразделения ФНС. Цифры с пятой по девятую – это уникальный номер плательщика, а 10 цифра нужна для дополнительного контроля.

Как юридические и физические лица могут получить ИНН

В действующей редакции Налогового Кодекса детально описана процедура получения ИНН. Сейчас, по крайней мере, физическим лицам, предоставляется возможность сделать это несколькими способами. Самый традиционный из них – посещение налоговой инспекции лично. Придя в инспекцию, гражданин должен предоставить следующий набор документации:

  • заявление по форме №2-2 (что это такое и как выглядит эта форма, можно узнать на портале ФНС, там же можно скачать бланк заявления по этой форме);
  • паспорт российского гражданина и две его ксерокопии.

Если место постоянной регистрации в паспорте не помечено, нужно будет показать дополнительный документ, где имеются корректные сведения о прописке.

Не позднее чем через пять дней (обычно этого срока достаточно) после приёма документов, сотрудники налоговой поставят гражданина на учёт и выдадут на руки ему свидетельство.

Если вы не имеете возможности посетить налоговую лично, вы имеете право направить заявление с указанным перечнем документов заказным письмом. В ответ ФНС в тот же срок (пять дней) обязана выдать ИНН.

Кроме того, сейчас можно заполнить заявление в специально созданном для этого разделе на сайте ФНС. Перечень документов и форма заявления – аналогичны. Разница заключается лишь в том, что свидетельство будет отправлено на е-мэйл гражданина в электронном формате.

Впрочем, это возможно только в случае, если гражданин воспользовался электронной подписью и удостоверил ею заявление. В свою очередь, файл свидетельства также заверяется электронной подписью ответственного сотрудника ФНС. Если у гражданина нет электронной подписи, то за своим свидетельством ИНН ему всё же придётся идти в налоговую.

Дети старше 14 лет имеют право получить ИНН в том же порядке, что и граждане, достигшие совершеннолетия. А вот за ребёнка до 14 лет заявление о постановке на учёт в ФНС заполняет мама, папа или иной законный представитель. При этом надо будет предоставить свой паспорт, свидетельство о рождении ребёнка, документ, где указан адрес прописки ребёнка.

Что касается юридического лица, то оно по закону обязано встать в налоговой на учёт в течение десяти дней после завершения регистрации. Заявление в налоговую подписывается руководителем организации либо лицом, обладающим правом подписи подобных документов. Кроме того, здесь для постановки на учёт придётся предоставить всю имеющуюся в наличии учредительную документацию.

Следует ли получать ИНН иностранцам

В 83 статье Налогового Кодекса пишется о том, что ИНН должен быть присвоен всем физлицам, никаких исключений не предусматривается. А под физическими лицами понимаются не только граждане РФ, но и граждане других стран, а также люди, оставшиеся по тем или иным причинам вообще без гражданства.
Что значит это на практике? Это значит, что стать обладателями ИНН в РФ могут, в том числе, и иностранцы.

А иностранные организации просто обязаны пройти регистрацию в ФНС, если уже ведут либо собираются вести коммерческую деятельность на территории РФ.

Как восстановить ИНН, если он был утерян или пришёл в негодность

Восстановление ИНН (получение дубликата) – это сегодня лёгкая и быстрая процедура. Собственно, ФНС и другие госорганы интересует сам номер, а не физический носитель. Всё, что нужно — это предоставить всё те же документы, написать заявление на повторную выдачу и заплатить госпошлину в размере нескольких сотен рублей.

Для процедуры восстановления даже не обязательно посещать отделение лично. Это может сделать, например, ваш представитель. К тому же возможно получение дубликата ИНН по почте – заказным письмом.

Как выглядит ИНН? Сколько цифр в ИНН?

ИНН – это код, состоящий из 10 цифр (для организаций) или 12 цифр (для физических лиц). Структура номера следующая:

  • начальные две цифры – код субъекта РФ;
  • третья и четвертая цифры – код налогового подразделения;
  • следующие 6 цифр (или 5 – для юридических лиц) – номер записи в Реестре налогоплательщиков;
  • последние цифры – это контрольное число.

Если человеку никогда не выдавалось свидетельство о постановке на налоговый учет, это не означает, что у него нет ИНН. Номер присваивается автоматически: необходимые сведения поступают в налоговую службу из различных государственных структур – органов миграционной службы, ЗАГС, подразделений Росреестра и других. Сообщение информации о гражданах входит в их обязанности, согласно статье 85 НК РФ.

  • данные паспорта – ФИО, пол, место и дата рождения;
  • собственно ИНН;
  • дата постановки на учет в налоговой.

Документ заверяется печатью налогового отделения и подписью руководителя подразделения или другого уполномоченного лица.

Для чего нужен ИНН?

ИНН служит для учета сведений о доходах граждан и об уплачиваемых ими налогах. Такая идентификация более удобна, чем по имени и фамилии или наименованию организации, которые могут повторяться.

Юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, обязательно указывают свой ИНН, когда подают налоговые декларации или иную документацию в органы налоговой службы. Физические лица, которые не являются ИП, имеют право не заполнять графу «ИНН» в налоговой декларации: достаточно данных паспорта (абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ).

Иногда свидетельство ИНН требуют работники отдела кадров при трудоустройстве. Это упрощает процесс налоговых выплат на сотрудника. Однако гражданин, устраивающийся на работу, согласно ТК РФ, не обязан предъявлять данный документ.

Перед заключением различных сделок контрагенты обычно спрашивают ИНН партнера: это позволяет проверить сам факт существования организации и достоверность представленных данных, а также получить выписку из Единого Государственного Реестра Юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Adblock
detector