- Как правильно просить о помощи?
- Просьба в речевом этикете
- Если хочешь, чтобы просьбу твою выполнили
- На что делать упор: 4 важных аспекта:
- Говорите конкретно, а не общими фразами
- Как формулировать предложение с просьбой
- Просьба должна звучать в настоящем времени
- Во время просьбы следите за тоном речи
- Не обижайтесь, если вам отказали
- Еще один интересный прием от известного психолога
- А теперь сам метод:
- Запуск программы осуществляется так:
Для многих людей просьба о помощи — крайняя мера, на которую они стараются не идти. Сам факт просьбы связан для них с унижением — во всяком случае, некоторые интерпретируют это именно так: ты ставишь себя в зависимое положение от другого человека. Кроме того, в детстве родители (или просто любой посторонний взрослый) учат ребенка самостоятельности весьма жесткими способами, агрессивно или с непониманием реагируя на просьбы дочери или сына.
В итоге человек вырастает самостоятельным, но подсознательно любая необходимость обратиться за помощью будет для него стрессовой и некомфортной ситуацией. Конечно, это неправильно, и если сами изменить отношение к этому вы не можете, стоит обратиться к специалисту.
Как правильно просить о помощи?
Опишите всю ситуацию. Прибегать к другому человеку с горящим взглядом и требовать немедленной помощи — если мы не говорим об экстренных случаях — не стоит. Всегда надо внятно и спокойно рассказать, что с вами случилось и почему именно этот человек может вам помочь.
Так вы, во-первых, передадите целостную картину произошедшего и дадите возможность собеседнику проявить эмпатию, а во-вторых, повысите значимость человека в его собственных глазах — раз вы просите его, а не кого-то другого.
Четко сформулируйте просьбу. Также не стоит обращаться к человеку с неопределенной просьбой («Мне нужна твоя помощь!»), пока вы сами не поняли, в чем же эта помощь может заключаться. Сформулируйте свою просьбу максимально четко, подумайте, сможет ли человек выполнить ее, и убедитесь, что его помощь наверняка облегчит ваше положение.
Только после этого приступайте к серьезному разговору, иначе рискуете получить отказ.
Не используйте «повелительных» слов. Даже самые близкие люди совсем не обязаны помогать друг другу с каждой проблемой — это надо принять как факт. Поэтому, обращаясь за помощью, никогда не используйте слова в повелительном наклонении — никто и никому ничего не должен.
Не надо требовать помощи. О ней надо просить — максимально вежливо и корректно. Это не только позволит вам избежать конфликтов и обид, но также даст возможность человеку сделать доброе дело по собственному желанию.
А это куда приятнее, чем выполнять чей-то приказ — будь то приказ любовного партнера, родителя или близкого друга.
Выразите свою признательность и расскажите о результатах помощи. Вежливым стоит быть не только в момент просьбы, но и в процессе дальнейшего общения. Зачастую люди, получившие помощь, потом просто пропадают, и это не может не огорчать того, кто оказал какую-то услугу из лучших побуждений.
Поверьте, если вы расскажете, как в итоге разрешилась ваша трудная ситуация благодаря своевременной помощи вашего собеседника, это его обрадует — чувствовать, что совершил хороший поступок, и правда очень приятно. Подобный подход «вовлечет» его в вашу историю и позволит вам и в дальнейшем не раз обратиться к человеку за помощью. Он, в свою очередь, не будет это принимать за навязчивость или давление.
Поэтому не стесняйтесь делиться новостями и своими успехами.
Не просите о вещах, с которыми можете справиться сами. Никогда не надо дискредитировать свои же просьбы о помощи — как в той истории про мальчика, который кричал «Волки!». Если вы можете справиться сами, но вам просто не хочется этого делать (например, из-за лени), лучше превозмочь себя, чем просить об услуге.
«Капитал» доверия и доброты отнюдь не бесконечный ресурс, он более чем ограничен. Поэтому не расходуйте его зря и прибегайте к помощи лишь в по-настоящему трудных ситуациях. Так ваши просьбы будут воспринимать как более «весомые», чем просьбы лентяя или паникера.
Будьте готовы к отказу — и не конфликтуйте из-за него. К сожалению, даже в сложных ситуациях мы не всегда можем рассчитывать на помощь со стороны. И дело не только в том, что наши близкие «бессердечны» и не хотят помогать.
Бывает и так, что они правда не имеют возможности сделать этого, у них есть объективно более важные дела — как бы нам ни было больно осознавать это. Не стоит отказ превращать в настоящий открытый конфликт — этим вы вряд ли добьетесь помощи, а вот негатив получите наверняка. Так что спокойно сделайте для себя выводы относительно конкретного человека, не держите обиды на весь мир и идите дальше — скорее всего, найдется тот, кто не откажет вам и сможет помочь.
Просьба в речевом этикете
Одним из самых распространенных речевых действий считается просьба. Главной задачей человека, который обращается к кому-то с просьбой, является стремление быть предельно вежливым и понятным адресату. Обращение с просьбой, направленное в адрес собеседника, должно побуждать его к действию, но в максимально корректной форме.
Просьба в речевом этикете также должна подчеркивать деликатность человека. В противном случае есть риск не достигнуть цели, а лишь вызвать недовольство в глазах оппонента. Выбор нужной формулы (выраженной в форме императивных высказываний, вопросительных конструкций, развернутых высказываний, намеков или косвенных вопросов) зависит от многих факторов, поэтому в определенных ситуациях обращение может нести различную степень вежливости.
Если хочешь, чтобы просьбу твою выполнили
Давайте вспомним, что такое просьба. Обычно, это обращение в вежливой форме, выражающее удовлетворение вашего желания. Человек, к которому она обращена, вправе самостоятельно принять решение, выполнять или не выполнять озвученную просьбу.
Если просьба изложена в вежливой форме и не наносит никакого вреда человеку, то он ее выполняет. Но когда она звучит в виде приказа или повышенным тоном, или ущемляет каким-либо образом того, кого вы об этом просите, то вряд ли ее кто выполнит.
Поэтому, обращаясь с просьбой, надо думать не только о себе, но и том человеке, которого ты просишь удовлетворить ее.
На что делать упор: 4 важных аспекта:
Психологи выделяют 5 важных аспектов, при соблюдении которых, люди охотно будут откликаться на ваши просьбы.
Говорите конкретно, а не общими фразами
Просьбы должны быть понятны тому, кому вы ее адресуете. Когда вы просите своего сына быть внимательнее — это общие фразы, но не просьба. Трудно понять:
- когда быть внимательнее,
- что вы подразумеваете под этим словом,
- насколько быть внимательным..
Могут возникнуть и другие вопросы. А если вы попросите мужа купить хлеб в магазине, это будет уже конкретная просьба.
Как формулировать предложение с просьбой
Специалисты уверены, что употребляя частицу «не» в своей просьбе, вы всегда получите противоположный результат. Если вы сформулировали свою просьбу так: «Я хочу чтобы ты не садился за стол с грязными руками»… Частица «не» ускользает из внимания человека и он продолжает делать то же самое.
А применение глагола «быть», по мнению психологов указывает, что он делает что-то неправильно. К примеру, вы обращаетесь к мужу: «Ты может быть поспешишь?» Эта фраза может вызвать противоречивую реакцию в ответ.
Просьба должна звучать в настоящем времени
Вы говорите мужу: «В следующий раз, после еды убери, пожалуйста, за собой посуду» и эта фраза звучит неправильно. Хотя в ней есть конкретность и присутствует вежливое обращение, но она говорит о будущем. И совсем нет уверенности, что она в будущем будет выполнена, ведь о ней, просто могут позабыть.
Во время просьбы следите за тоном речи
Формулируя просьбу, важно не скатиться на требовательный тон. Это часто происходит, когда вы уже просили об этом, просьба оказалась невыполненной и вас начинают захлестывать эмоции. Эффекта от этого мало.
Не обижайтесь, если вам отказали
Все должны быть готовыми к тому, что человек вправе отказать в просьбе. Вы просите, он отказывает в вашей просьбе, это нормальное явление. Человек имеет право отказаться. Вы естественно расстроены, но не надо хранить обид.
Нормальные отношения могут строиться таким образом, когда один просит, а второй отказывает или соглашается выполнить просьбу. Оставьте ее до следующего раза и снова попросите вежливо, не напоминая, что уже обращались.
Еще один интересный прием от известного психолога
Автором этого приема является М. Николаева-Гарина, психолог и гипнолог. Привожу его полностью, без изменений. Вот что она пишет:
«Показываю, как справиться с этим безобразием. Раскрываю профессиональный секрет гипнологов, который безукоризненно обеспечивает выполнение любых просьб и поручений. Этот прием мягко и наповал убивает любое сопротивление и любое нежелание выполнять твое поручение, и в результате твои поручения и просьбы, послушно выполняются».
А теперь сам метод:
«Предположим, ты хочешь, чтобы кто-то из твоих домочадцев сделал какую-то работу по дому.
…Ладно, не какую-то, а на конкретном примере – показываю, как это делаю я.Итак, я захожу в гараж, а там… в общем, есть на что «приятно посмотреть». И особенно меня оскорбляет грязный пол. И я решаю для себя, что на идеальную чистоту я пока замахиваться не стану, а удовлетворюсь (пока, только на сегодня) чистым полом.
Но при этом у меня дел и так выше крыши, а мой муж, как мне кажется, вообще ничем не занят.
Так мне кажется…Фраза первого этапа. Ну вот. Я подхожу к нему и говорю фразу 1-го этапа: «Какой пол в гараже грязный, вот хоть калоши надевай…» И всё – и отошла.
И даже не дожидаюсь ответной реакции. Фраза второго этапа. Через пару минут, в течение которых я молча чем-то занимаюсь неподалеку от намеченного исполнителя, говорю фразу 2-го этапа: «Сережа, так ты подметешь пол в гараже?» (про то, что это его машина там стоит, и что это он загваздал пол в гараже – ни звука.
Он же и сам это знает).
Замечание психолога: Это пока только подача поручения, при этом полностью очищенная от ожиданий, что поручение будет выполнено. Здесь важно получить обратную связь. И все, больше никаких задач на этом этапе.
Я обратную связь получаю: «Угу» — и радостная отхожу. Задача 2-го этапа выполнена. Выдерживаю паузу.
В данном случае, задача неприятная (для моего мужа), поэтому, занимаясь своим вагоном дел, выдерживаю паузу в полчаса – больше не надо.
Фраза третьего этапа. И вот здесь, обратите внимание, я внедряю подсознательную (автоматическую) программу выполнения моего поручения. Это делается так: Заглянув в гараж и убедившись, что там все по-прежнему грустно, говорю:
«А, так ты гараж еще не подмел? Ну ладно, не горит, главное, ты помнишь» Все слова в этой фразе вообще не имеют значения.Имеет значение только это:
Мой легковесный тон, указывающий, что я с пониманием отношусь к тому, что муж до сих пор лежит на диване. И программирующее слово «помнишь». И всё вместе – это такая сильная программа, что справляется с каким угодно сильным сопротивлением исполнителя.
(А муж да – уже исполнитель, ведь он сказал «угу»). Итак, программа внедрена. Но работает эта программа, когда ты ее запускаешь.
Запуск программы осуществляется так:
Подхожу с каким-то (другим, не про пол в гараже) вопросом, жду, когда мне на мой легкий вопрос ответят – и начинаю уходить. И прежде чем уйти, через плечо бросаю:
« Так значит ты сейчас подметаешь гараж, потом к Андрею (это друг) едешь?Но сначала я тебя кормлю.
Сейчас, я быстро…» Это зомбирующая фраза. В буквальном смысле.
Именно она осуществляет запуск автоматической программы выполнения поручения. (Та программа, напомню, внедряется словом: «помнишь», на фоне доброжелательного тона.)
Да, развернутая командная фраза, приведенная выше, – это и есть та самая кнопка, которая, когда ее нажимаешь, гарантированно обеспечивает выполнение твоего поручения.