Как правильно сформулировать просьбу

Для многих людей просьба о помощи — крайняя мера, на которую они стараются не идти. Сам факт просьбы связан для них с унижением — во всяком случае, некоторые интерпретируют это именно так: ты ставишь себя в зависимое положение от другого человека. Кроме того, в детстве родители (или просто любой посторонний взрослый) учат ребенка самостоятельности весьма жесткими способами, агрессивно или с непониманием реагируя на просьбы дочери или сына.

В итоге человек вырастает самостоятельным, но подсознательно любая необходимость обратиться за помощью будет для него стрессовой и некомфортной ситуацией. Конечно, это неправильно, и если сами изменить отношение к этому вы не можете, стоит обратиться к специалисту.

Как правильно просить о помощи?

Опишите всю ситуацию. Прибегать к другому человеку с горящим взглядом и требовать немедленной помощи — если мы не говорим об экстренных случаях — не стоит. Всегда надо внятно и спокойно рассказать, что с вами случилось и почему именно этот человек может вам помочь.

Так вы, во-первых, передадите целостную картину произошедшего и дадите возможность собеседнику проявить эмпатию, а во-вторых, повысите значимость человека в его собственных глазах — раз вы просите его, а не кого-то другого.

Четко сформулируйте просьбу. Также не стоит обращаться к человеку с неопределенной просьбой («Мне нужна твоя помощь!»), пока вы сами не поняли, в чем же эта помощь может заключаться. Сформулируйте свою просьбу максимально четко, подумайте, сможет ли человек выполнить ее, и убедитесь, что его помощь наверняка облегчит ваше положение.

Только после этого приступайте к серьезному разговору, иначе рискуете получить отказ.

Не используйте «повелительных» слов. Даже самые близкие люди совсем не обязаны помогать друг другу с каждой проблемой — это надо принять как факт. Поэтому, обращаясь за помощью, никогда не используйте слова в повелительном наклонении — никто и никому ничего не должен.

Не надо требовать помощи. О ней надо просить — максимально вежливо и корректно. Это не только позволит вам избежать конфликтов и обид, но также даст возможность человеку сделать доброе дело по собственному желанию.

А это куда приятнее, чем выполнять чей-то приказ — будь то приказ любовного партнера, родителя или близкого друга.

Выразите свою признательность и расскажите о результатах помощи. Вежливым стоит быть не только в момент просьбы, но и в процессе дальнейшего общения. Зачастую люди, получившие помощь, потом просто пропадают, и это не может не огорчать того, кто оказал какую-то услугу из лучших побуждений.

Поверьте, если вы расскажете, как в итоге разрешилась ваша трудная ситуация благодаря своевременной помощи вашего собеседника, это его обрадует — чувствовать, что совершил хороший поступок, и правда очень приятно. Подобный подход «вовлечет» его в вашу историю и позволит вам и в дальнейшем не раз обратиться к человеку за помощью. Он, в свою очередь, не будет это принимать за навязчивость или давление.

Поэтому не стесняйтесь делиться новостями и своими успехами.

Не просите о вещах, с которыми можете справиться сами. Никогда не надо дискредитировать свои же просьбы о помощи — как в той истории про мальчика, который кричал «Волки!». Если вы можете справиться сами, но вам просто не хочется этого делать (например, из-за лени), лучше превозмочь себя, чем просить об услуге.

«Капитал» доверия и доброты отнюдь не бесконечный ресурс, он более чем ограничен. Поэтому не расходуйте его зря и прибегайте к помощи лишь в по-настоящему трудных ситуациях. Так ваши просьбы будут воспринимать как более «весомые», чем просьбы лентяя или паникера.

Будьте готовы к отказу — и не конфликтуйте из-за него. К сожалению, даже в сложных ситуациях мы не всегда можем рассчитывать на помощь со стороны. И дело не только в том, что наши близкие «бессердечны» и не хотят помогать.

Бывает и так, что они правда не имеют возможности сделать этого, у них есть объективно более важные дела — как бы нам ни было больно осознавать это. Не стоит отказ превращать в настоящий открытый конфликт — этим вы вряд ли добьетесь помощи, а вот негатив получите наверняка. Так что спокойно сделайте для себя выводы относительно конкретного человека, не держите обиды на весь мир и идите дальше — скорее всего, найдется тот, кто не откажет вам и сможет помочь.

Просьба в речевом этикете

Одним из самых распространенных речевых действий считается просьба. Главной задачей человека, который обращается к кому-то с просьбой, является стремление быть предельно вежливым и понятным адресату. Обращение с просьбой, направленное в адрес собеседника, должно побуждать его к действию, но в максимально корректной форме.

Просьба в речевом этикете также должна подчеркивать деликатность человека. В противном случае есть риск не достигнуть цели, а лишь вызвать недовольство в глазах оппонента. Выбор нужной формулы (выраженной в форме императивных высказываний, вопросительных конструкций, развернутых высказываний, намеков или косвенных вопросов) зависит от многих факторов, поэтому в определенных ситуациях обращение может нести различную степень вежливости.

Если хочешь, чтобы просьбу твою выполнили

Давайте вспомним, что такое просьба. Обычно, это обращение в вежливой форме, выражающее удовлетворение вашего желания. Человек, к которому она обращена, вправе самостоятельно принять решение, выполнять или не выполнять озвученную просьбу.

Если просьба изложена в вежливой форме и не наносит никакого вреда человеку, то он ее выполняет. Но когда она звучит в виде приказа или повышенным тоном, или ущемляет каким-либо образом того, кого вы об этом просите, то вряд ли ее кто выполнит.

Поэтому, обращаясь с просьбой, надо думать не только о себе, но и том человеке, которого ты просишь удовлетворить ее.

На что делать упор: 4 важных аспекта:

Психологи выделяют 5 важных аспектов, при соблюдении которых, люди охотно будут откликаться на ваши просьбы.

как женщина просит

Говорите конкретно, а не общими фразами

Просьбы должны быть понятны тому, кому вы ее адресуете. Когда вы просите своего сына быть внимательнее — это общие фразы, но не просьба. Трудно понять:

  • когда быть внимательнее,
  • что вы подразумеваете под этим словом,
  • насколько быть внимательным..

Могут возникнуть и другие вопросы. А если вы попросите мужа купить хлеб в магазине, это будет уже конкретная просьба.

Как формулировать предложение с просьбой

Специалисты уверены, что употребляя частицу «не» в своей просьбе, вы всегда получите противоположный результат. Если вы сформулировали свою просьбу так: «Я хочу чтобы ты не садился за стол с грязными руками»… Частица «не» ускользает из внимания человека и он продолжает делать то же самое.

А применение глагола «быть», по мнению психологов указывает, что он делает что-то неправильно. К примеру, вы обращаетесь к мужу: «Ты может быть поспешишь?» Эта фраза может вызвать противоречивую реакцию в ответ.

Просьба должна звучать в настоящем времени

Вы говорите мужу: «В следующий раз, после еды убери, пожалуйста, за собой посуду» и эта фраза звучит неправильно. Хотя в ней есть конкретность и присутствует вежливое обращение, но она говорит о будущем. И совсем нет уверенности, что она в будущем будет выполнена, ведь о ней, просто могут позабыть.

говорите конкретно

Во время просьбы следите за тоном речи

Формулируя просьбу, важно не скатиться на требовательный тон. Это часто происходит, когда вы уже просили об этом, просьба оказалась невыполненной и вас начинают захлестывать эмоции. Эффекта от этого мало.

Не обижайтесь, если вам отказали

Все должны быть готовыми к тому, что человек вправе отказать в просьбе. Вы просите, он отказывает в вашей просьбе, это нормальное явление. Человек имеет право отказаться. Вы естественно расстроены, но не надо хранить обид.

Нормальные отношения могут строиться таким образом, когда один просит, а второй отказывает или соглашается выполнить просьбу. Оставьте ее до следующего раза и снова попросите вежливо, не напоминая, что уже обращались.

Еще один интересный прием от известного психолога

Автором этого приема является М. Николаева-Гарина, психолог и гипнолог. Привожу его полностью, без изменений. Вот что она пишет:

«Показываю, как справиться с этим безобразием. Раскрываю профессиональный секрет гипнологов, который безукоризненно обеспечивает выполнение любых просьб и поручений. Этот прием мягко и наповал убивает любое сопротивление и любое нежелание выполнять твое поручение, и в результате твои поручения и просьбы, послушно выполняются».

А теперь сам метод:

что говорить

«Предположим, ты хочешь, чтобы кто-то из твоих домочадцев сделал какую-то работу по дому.
…Ладно, не какую-то, а на конкретном примере – показываю, как это делаю я.

Итак, я захожу в гараж, а там… в общем, есть на что «приятно посмотреть». И особенно меня оскорбляет грязный пол. И я решаю для себя, что на идеальную чистоту я пока замахиваться не стану, а удовлетворюсь (пока, только на сегодня) чистым полом.

Но при этом у меня дел и так выше крыши, а мой муж, как мне кажется, вообще ничем не занят.
Так мне кажется…

Фраза первого этапа. Ну вот. Я подхожу к нему и говорю фразу 1-го этапа: «Какой пол в гараже грязный, вот хоть калоши надевай…» И всё – и отошла.

И даже не дожидаюсь ответной реакции. Фраза второго этапа. Через пару минут, в течение которых я молча чем-то занимаюсь неподалеку от намеченного исполнителя, говорю фразу 2-го этапа: «Сережа, так ты подметешь пол в гараже?» (про то, что это его машина там стоит, и что это он загваздал пол в гараже – ни звука.

Он же и сам это знает).

Замечание психолога: Это пока только подача поручения, при этом полностью очищенная от ожиданий, что поручение будет выполнено. Здесь важно получить обратную связь. И все, больше никаких задач на этом этапе.

Я обратную связь получаю: «Угу» — и радостная отхожу. Задача 2-го этапа выполнена. Выдерживаю паузу.

В данном случае, задача неприятная (для моего мужа), поэтому, занимаясь своим вагоном дел, выдерживаю паузу в полчаса – больше не надо.

Фраза третьего этапа. И вот здесь, обратите внимание, я внедряю подсознательную (автоматическую) программу выполнения моего поручения. Это делается так: Заглянув в гараж и убедившись, что там все по-прежнему грустно, говорю:
«А, так ты гараж еще не подмел? Ну ладно, не горит, главное, ты помнишь» Все слова в этой фразе вообще не имеют значения.

Имеет значение только это:

Мой легковесный тон, указывающий, что я с пониманием отношусь к тому, что муж до сих пор лежит на диване. И программирующее слово «помнишь». И всё вместе – это такая сильная программа, что справляется с каким угодно сильным сопротивлением исполнителя.

(А муж да – уже исполнитель, ведь он сказал «угу»). Итак, программа внедрена. Но работает эта программа, когда ты ее запускаешь.

Запуск программы осуществляется так:

Подхожу с каким-то (другим, не про пол в гараже) вопросом, жду, когда мне на мой легкий вопрос ответят – и начинаю уходить. И прежде чем уйти, через плечо бросаю:
« Так значит ты сейчас подметаешь гараж, потом к Андрею (это друг) едешь?Но сначала я тебя кормлю.
Сейчас, я быстро…» Это зомбирующая фраза. В буквальном смысле.

Именно она осуществляет запуск автоматической программы выполнения поручения. (Та программа, напомню, внедряется словом: «помнишь», на фоне доброжелательного тона.)

Да, развернутая командная фраза, приведенная выше, – это и есть та самая кнопка, которая, когда ее нажимаешь, гарантированно обеспечивает выполнение твоего поручения.

Adblock
detector