- ⏱ Время прочтения — 7 минут
- Благонадёжность ИП: что это такое и зачем её проверять
- Как составить договор с ИП
- Безопасность сделки
- Способы передачи документов
- Порядок передачи актов между компанией и ИП
- График работы
- Защита информации
- Ответственность сторон
- Расторжение отношений
- HeadHunter
- Новости и статьи
- Сервисы для соискателей
Подобные соглашения являются единственным документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Именно он становится основой для разрешения возникающих споров. Чтобы исключить доводы о введении в заблуждение, о принуждении или юридической неграмотности, готовую форму соглашения следует заверять нотариально.
Если заверить каждый экземпляр и разъяснить юридические последствия и суть соглашения, то споров не возникнет. При этом проводится обязательная проверка соответствия формы трудового договора индивидуального предпринимателя с наемным работником закону, а также проверяются паспорта обеих сторон.
⏱ Время прочтения — 7 минут
Компании обращаются к ИП по самым разным причинам. Например, в штате нет специалиста или команды, которые могут справиться с задачей, или же необходимо приобрести товар, который производит только конкретный поставщик. Сотрудничество предприятия с ИП имеет ряд преимуществ:
Заказчик не платит налоговые вычеты за ИП, а также не предоставляет ему отпуска и больничные, даже если исполнитель осуществляет деятельность единолично.
ИП подразумевает профессиональное оказание услуг, поэтому отношения между организацией и предпринимателем рассматриваются как стандартное приобретение товаров и услуг одной стороной у другой и при сдаче отчётности в налоговую оформляются в том же порядке.
Обычно ИП заботятся о своей репутации и личном бренде. Заказчик может быть уверен в качестве оказанной работы и в её выполнении в большей степени, чем при сотрудничестве с отдельными физическими лицами. Помимо прочего, о деятельности ИП можно найти отзывы и познакомиться с его работой на сайтах и в социальных сетях до составления договора.
Между тем существует множество нюансов при работе с такими подрядчиками. Чтобы избежать возможных проблем, разберём с Татьяной Нечаевой, старшим юристом hh.ru, основные правила сотрудничества организации с ИП.
Благонадёжность ИП: что это такое и зачем её проверять
Прежде всего организации необходимо убедиться в благонадёжности исполнителя — его способности выполнять предоставляемые услуги с точки зрения закона. Для этого заказчику необходимо проверить, имеет ли предприниматель соответствующий его деятельности код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Выписку с этими данными можно запросить у исполнителя или найти информацию самостоятельно на сайте ФНС при наличии ИНН подрядчика.
Если у подрядчика нет соответствующего кода ОКВЭД, то его можно быстро получить.
Татьяна Нечаева, старший юрист hh.ru, говорит, что при сотрудничестве организации с подрядчиком без соответствующего ОКВЭД налоговые органы признают расходы на оказанные услуги необоснованными.
Помимо этого, стоит посмотреть, как человек справляется со своей деятельностью: сдаёт декларации, ведёт отчётность, платит заработную плату сотрудникам. При несоответствии показателей предоставляемым услугам проверяющие органы могут усмотреть, что сделка была заключена с целью уменьшения налога или налоговой базы. Если в ходе проверки будет выявлено, что компания-налогоплательщик незаконно приняла к вычету НДС, её оштрафуют и заставят заплатить налог.
По словам Татьяны Нечаевой, старшего юриста hh.ru, такие ситуации возникают, допустим, когда ИП выполняет заказ, который по объёмам и срокам может выполнить только большая команда, но по документам этим занимается один человек (сам предприниматель). Но Татьяна уточняет, что пристально смотреть на суммы заработных плат работников подрядчика не нужно, главное, чтобы это были реальные люди с окладами не меньше прожиточного минимума.
Подробную информацию о деятельности ИП можно узнать с помощью платных сервисов для проверки контрагентов, однако надёжнее будет запросить её у подрядчика напрямую. Если найти данные не удалось, а исполнитель отказывается их предоставлять, можно запросить письмо, подтверждающее способность подрядчика выполнить работу:
Кроме того, организация может подстраховать себя при составлении договора. Подробнее об этом поговорим дальше.
Как составить договор с ИП
С ИП составляются следующие виды договоров:
- договор об оказании услуг,
- договор подряда,
- договор поставки,
- агентский договор и другие.
Вид договора с ИП компания определяет в зависимости от задач, а его составление имеет некоторые особенности.
Безопасность сделки
В надёжности исполнителя нужно не только убедиться лично, но и защититься от неурядиц с помощью договора. Например, важно включить строки о том, что ИП сам несёт ответственность за действия и работу своих сотрудников:
- Исполнитель предоставляет услуги лично либо с привлечением третьих лиц, за действия которых он несёт ответственность самостоятельно.
Также следует зафиксировать, что все расходы за несоблюдение налогового режима исполнителем покрываются лично:
- В случае предъявления претензий к Заказчику от государственных органов в связи с исполнением Договора по вине Исполнителя Заказчик предъявляет требования к Исполнителю на возмещение убытков (включая, но не ограничиваясь, налоги, пени, штрафы).
Способы передачи документов
Заказчик вправе установить удобные способы передачи и подписания документов между компанией и исполнителем. Первый способ — путём обмена бумажными носителями лично или с помощью курьерских услуг и почты. Второй — через электронный документооборот (ЭДО) или с помощью веб-сервисов.
Для этого исполнитель должен пройти регистрацию у оператора ЭДО и иметь электронную подпись. Документы могут быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП).
Татьяна Нечаева, старший юрист hh.ru, советует настоять на подписании документов УКЭП, так как УНЭП не даёт 100%-й гарантии от внесения изменений в документ. Если исполнитель отказывается подписывать документы УКЭП, стоит учесть все риски в дополнительном соглашении об использовании УНЭП.
Порядок передачи актов между компанией и ИП
После оказания услуг исполнитель предоставляет заказчику акт о выполненных работах / оказанных услугах / УПД. С ними заказчик сможет обосновать свои расходы. Важно зафиксировать в договоре, в какие сроки передаются подписанные исполнителем акты о выполненных работах. Согласно п. 3. ст. 168 НК РФ, этот срок составляет 5 дней:
- Исполнитель обязан предоставить собственноручно подписанные акты о выполненных работах в течение 5 дней с момента выполнения услуги.
График работы
Предприниматели не подчиняются трудовой дисциплине и не работают по рабочему графику, принятому на предприятии заказчика. Но если услуги подразумевают конкретное время, то его нужно обозначить в договоре, допустим, фотограф должен присутствовать на мероприятии в определённое время.
Защита информации
Если организация передаёт подрядчику конфиденциальную информацию для выполнения работ, то стоит защитить данные с помощью договора. Для этого нужно включить в него условия, которые защитят данные компании и коммерческую тайну. Либо заключить отдельный договор о неразглашении конфиденциальной информации. Его образец можно найти в интернете.
Ответственность сторон
Компании необходимо застраховать себя в договоре от всех рисков при сотрудничестве с ИП. На случай если исполнитель не выполняет работу в срок или выполняет её некачественно, нужно зафиксировать в договоре следующее:
- За нарушение срока оказания Услуг, указанных в пункте (таком-то) настоящего договора, Исполнитель уплачивает пеню из расчёта (столько-то)% от суммы договора за каждый день просрочки.
- Исполнитель обязан безвозмездно исправлять по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг Исполнитель допустил отступления от условий настоящего договора, ухудшающие их качество, в течение (стольких) дней.
- Уплата неустойки не освобождает Исполнителя от выполнения лежащих на нём обязательств и устранения нарушений.
Второй риск состоит в том, что ИП может просто пропасть. Если предприниматель не выходит на связь, а аванс уже выплачен, организация имеет право составить претензию и запросить у исполнителя возврат денежных средств. Если ответа со стороны исполнителя не последует, то стоит обращаться в суд.
Из практики Татьяны Нечаевой, старшего юриста hh.ru, обычно суд встаёт на сторону заказчика, так как статус ИП предполагает профессиональное оказание услуг, и судят предпринимателей жёстче, чем тех же самозанятых. Во избежание попадания в неприятную ситуацию Татьяна рекомендует не вносить 100%-ю предоплату в качестве аванса за работу, если нет уверенности в добросовестности исполнителя.
Расторжение отношений
Бывает и так, что услуга больше не нужна или же находится другой, более подходящий исполнитель. Это стоит также предусмотреть в договоре, написав, что заказчик может разорвать контракт в одностороннем порядке и понести расходы за проделанную исполнителем работу:
- Заказчик имеет право отказаться от исполнения договора в любое время до подписания акта о выполненных работах, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных Услуг, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения договора.
А чтобы исполнитель не потребовал слишком высокую плату за часть выполненной работы, Татьяна Нечаева, старший юрист hh.ru, предлагает подробно расписать задачу в договоре: «Чем подробнее вы пропишете состав задания и стоимость каждой услуги, тем проще будет провести оплату за выполненную работу, а также при необходимости взыскать деньги за просрочку».
В нестабильные времена, когда запросы рынка часто меняются, следует рассмотреть возможность одностороннего расторжения договора без штрафных неустоек и компенсации:
- Заказчик имеет право отказаться от исполнения договора за две недели до сроков исполнения Исполнителем Услуг пункта (такого-то), компенсировав исполнителю фактически понесённые расходы.