Прежде чем разбираться с долгами, немного коснемся вопроса самих регистрационных действий. С 1 января 2020 года действует Федеральный закон о регистрации транспортных средств. В нем есть два пункта, касающихся «разрыва» отношений владельца и автомобиля:
Статья 4. п. 3 «Прекращение государственного учета транспортного средства — включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении».
Статья 4. п. 5 «Снятие транспортного средства с государственного учета — перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств».
Из этих определений понятно, что прекращение учета (регистрации) — это временная и обратимая процедура, которая может происходить по инициативе действующего или бывшего владельца, в случае смерти собственника или ликвидации юридического лица, если постановка на учет была произведена по подложным документам или закончился срок временной регистрации. Снятие с учета — окончательное «расставание», которое возможно при вывозе автомобиля за границу, утилизации или через год после окончания временной регистрации.
То есть просто так с учета машину снять нельзя — у нее всегда должен быть владелец. Прекращение регистрации чаще всего нужно для сохранения госномеров (на них ездить нельзя, так как они включены «в розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции») или для приостановки уплаты транспортного налога. В этом случае машины вроде бы и нет, поскольку все документы на нее ГИБДД изымает и уничтожает, но при возобновлении регистрации в МРЭО нужно предоставить ПТС, а значит, привязка к человеку вроде как сохраняется.
В связи с этим — вопрос. Действительно ли нужно снимать автомобиль с учета или приостанавливать регистрацию? Если ответ положительный или если очень ответственный владелец собирается продать машину и на ней вдруг оказались ограничения, то нужно разбираться с ними и с долгами.
Запрет на регистрационные действия
Мы уже подробно писали о том, как и за что налагаются запреты и как их снимать. Кратко напомним, что запрет налагают и снимают судебные приставы по решению суда (долги по налогам, алиментам и пр.) или по обращению МВД (неоплаченные штрафы). Исполняют запрет регистрационные подразделения ГАИ.
Наложение запрета означает то, что с машиной юридически ничего нельзя сделать — ни поменять собственника, ни восстановить утраченные документы, ни сдать в утиль, ни внести изменения в конструкцию — ничего.
Если не снимать запрет, то собственник автомобиля становится таковым навечно. Он никогда не сможет снять машину с учета или прекратить регистрацию. Вне зависимости от того, как подавать заявление — через Госуслуги или при личном визите в ГИБДД, вы получите письменный отказ со ссылкой на исполнительное производство, в рамках которого наложены ограничения.
Даже если автомобиль утилизирован и на руках есть справка об этом, машину с учета не снимут.
Снять ограничения могут только приставы, и делают они это лишь после погашения задолженности или если действующий собственник докажет, что эти долги не его.
Ограничения на прежнего владельца
Достаточно часто приставы не сильно разбираются, кому принадлежит автомобиль на момент вынесения ограничения. Поэтому могут возникнуть инциденты, когда должником является предыдущий собственник или даже человек до него, а распоряжаться не может нынешний добросовестный владелец. Но это хорошо, если так можно сказать о ситуации, когда что-то нужно доказывать нашим госорганам.
В этом случае собственнику нужно взять СТС, ПТС с подписями продавца и покупателя, договор купли-продажи, снять с них копии и доставить их тому судебному приставу, который наложил ограничение. Если он находится в транспортной доступности — это замечательно, идите к нему во вторник до 13.00 или в четверг после обеда. Учтите, что посетителей обычно бывает очень много, и лучше приходить совсем заранее, а во время карантинных мероприятий приема вообще нет.
В последнем случае, а также когда пристав находится далеко, нужно писать письма. В свободной форме изложите просьбу о снятии ограничений в связи с нахождением имущества в собственности другого лица и в качестве доказательств приложите копии вышеуказанных документов.
Письма лучше отправлять хотя бы как заказные, а лучше с описанием вложения. С момента доставки (отслеживаем на сайте почты) засекаем 30 дней + время на доставку ответного письма (если оно придет, то в нем, скорее всего, будет отказ и его обоснование). Также после доставки вашего письма можно иногда заходить на сайт ГИБДД и проверять наличие ограничений.
Если сняли — хорошо, распоряжаетесь своим имуществом. Если нет — пишем второе письмо приставу и копию — его начальству. Процедура отправки и отслеживания повторяется.
Если результат опять не достигнут, нужно уже писать жалобу сначала только руководителю территориального подразделения ФССП, где работает «наш» пристав, потом можно уже в прокуратуру. Особо недовольные еще добиваются дисциплинарных взысканий с пристава за недобросовестное исполнение обязанностей.
Ограничения сняты
Посещение пристава или переписка с ФССП чаще всего заканчиваются тем, что ограничения снимаются. Крайне редко приходится доказывать неправомерность наложения запрета на регистрационные действия с автомобилем через суд. Само собой, ограничения снимаются после погашения задолженности — такой вариант тоже не стоит исключать, поскольку эту меру могут применять на незначительные суммы, например, за долг по налогам в 50 копеек.
В любом случае можно рассчитать, во сколько обойдется пожизненная оплата транспортного налога и превышает ли предполагаемая сумма размер задолженности.
После снятия ограничений пристав по системе межведомственного электронного документооборота должен отправить об этом письмо в ГИБДД. На «дорогу» уходит два-три дня, после чего можно спокойно снимать машину с учета, прекращать регистрацию или совершать другие действия. Возможна ситуация, когда письмо не дошло с первого раза или происходит технический сбой и информация в базе ГИБДД не обновилась.
Придется обращаться к приставу еще раз и просить выслать письмо повторно.
Как передать машину другому человеку без погашения долгов?
Поскольку при обычной продаже нужно переоформлять машину, а значит, вносить изменения в регистрационные документы — то этот вариант не подходит. Конечно, можно заключить договор, передать документы и ключи, но когда новый собственник придет в ГИБДД регистрировать автомобиль на себя — он получит отказ. О моральной стороне такого «кидалова» мы рассуждать не будем.
Юридически покупатель может расторгнуть договор, в том числе через суд, и потребовать свои деньги назад, включаю компенсацию морального вреда и какого-нибудь еще ущерба.
Продажа «по доверенности» — теоретически подходит, но нужно понимать, что машина продолжит «висеть» на прежнем собственнике. Значит, за ним сохраняется обязанность платить транспортный налог, к нему же приходят все штрафы, а если автомобиль попадет в неприятную историю, то первым подозреваемым будет собственник по документам.
А если машины нет физически?
Это никого не волнует. Пока не будут погашены долги, автомобиль все равно будет числиться за его собственником. Даже если его смыло течением во время наводнения, даже если это груда железа после аварии, даже если его угнали и местонахождение неизвестно.
Единственную поблажку предоставляет Налоговый кодекс при угоне — машина будет продолжать принадлежать владельцу, но ему не нужно будет платить транспортный налог.
Для этого угон должен быть оформлен по всем правилам — с подачей заявления в МВД и возбуждением уголовного дела. Справка о проведении розыскных мероприятий в рамках этого дела будет основанием для отмены транспортного налога. Но если угонщик будет ездить на машине и получать штрафы, их придется оспаривать на основании той же справки.
А когда машина найдется, в каком бы состоянии она ни была, или дело прекратится, все вернется на круги своя.