Деятельность приставов по исполнению судебных решений детально регламентирована законодательством:
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»;
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
После того, как открыто исполнительное производство, судебный пристав должен предпринять все действия, необходимые для обеспечения исполнения решения. Перечень всех действий, которые должен при необходимости совершить пристав, содержится в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- запрашивать необходимую информацию у банков, работодателей, в Росреестре и других органах и организациях, обладающих информацией об имуществе должника;
- запрашивать и проверять финансовые документы, имеющие отношение к исполнению решения суда;
- входить в нежилые помещения, которыми пользуется должник или другие лица;
- входить в жилое помещение должника – если исполняется решение о вселении или выселении;
- накладывать арест на имущество, счета, ценные бумаги, а также проводить изъятие имущества;
- производить оценку имущества. Если стоимость имущества при оценке сильно занижена или завышена – это повод для обращения с жалобой;
- производить розыск должника и его имущества, а также привлекать с этой целью полицию;
- рассматривать заявления и ходатайства взыскатель и должника;
- устанавливать временные ограничения на выезд за границу для должника;
- устанавливать временные ограничения на пользование специальным правом, к примеру, правом управления транспортным средством;
- совершать иные необходимые действия.
При этом, все необходимые меры должны быть предприняты в течение 2 месяцев с момента открытия исполнительного производства. В противном случае можно говорить о бездействии или затягивании исполнительного производства.
Кроме того, каждое действие судебного пристава строго регламентировано законом. Так, если приставы удерживают с заработной платы сумму сверх максимально установленных 50% или не уведомляют должника о возбуждении исполнительного производства, это является нарушением ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, любые несоблюдения сотрудниками ФССП указанных норм, включая бездействие, превышение должностных полномочий, волокиту и т.д., может быть обжаловано как взыскателем, так и должником.
Как и куда пожаловаться на судебного пристава
Взыскатель может контролировать ход исполнительного производства следующими способами:
- знакомиться с материалами исполнительного производства;
- направлять приставу-исполнителю заявления и ходатайства о принятии соответствующих мер;
- жаловаться на неправомерные действия или бездействие приставов в вышестоящие инстанции.
При этом, пожаловаться можно:
- Вышестоящему судебному приставу.
- В прокуратуру РФ.
- В суд.
Рассмотрим порядок направления жалобы в каждом из способов.
В рамках ФССП
В соответствии со ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках ФССП установлен следующий порядок обжалования действий и бездействий, а также постановлений судебных приставов:
- на судебного пристава-исполнителя и на заместителя старшего судебного пристава жалоба подается старшему судебному приставу;
- на старшего судебного пристава и на заместителя главного судебного пристава субъекта жалоба подается главному судебному приставу субъекта;
- на главного судебного пристава субъекта и на заместителя главного судебного пристава РФ жалоба подается главному судебному приставу РФ.
Срок подачи жалобы на судебного пристава – 10 дней с момента вынесения постановления или совершения обжалуемых действий.
Как составить жалобу
Требования к жалобе, подаваемой вышестоящему судебному приставу, изложены в ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- должна быть соблюдена письменная форма;
- в жалобе указываются:
- должность и ФИО пристава, действия или постановления которого обжалуются;
- ФИО или наименование заявителя;
- суть жалобы;
- требования заявителя;
- жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.
При этом, подтверждающие документы вместе с жалобой можно не предоставлять. Однако за должностным лицом, рассматривающим жалобу, остается право запросить необходимые документы.
Как подать жалобу
По общему правилу жалоба может быть подана:
- непосредственно вышестоящему должностному лицу;
- через судебного пристава, действия и решения которого обжалуются.
Информация о способах обращения доступна на сайте соответствующего подразделения ФССП. Как правило, оставить жалобу можно следующими способами:
- Сдать в канцелярию при личном посещении отделения. При себе нужно иметь 2 экземпляра жалобы и паспорт.
- Отправить жалобу и необходимые документы в сканированном виде по электронной почте.
- Отправить жалобу почтой в адрес подразделения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Чтобы подать обращение в ФССП в электронном виде, можно воспользоваться интернет-приемной ФССП. В открывшейся форме нужно внимательно заполнить все поля и описать суть обращения. Максимальный объем текста – 4000 знаков.
Порядок и сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы в ФССП составляет 10 дней. Данный срок может быть увеличен, если:
- жалоба направляется на рассмотрение уполномоченному должностному лицу в течение 3 дней с момент получения;
- запрашиваются дополнительные документы. В этом случае срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен на срок до 10 дней.
По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять следующее решение:
- отменить обжалуемое постановление;
- признать действия или бездействие пристава незаконными;
- признать жалобу необоснованной.
Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме по указанному им адресу.
В суд
Согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления и незаконные действия судебных приставов можно оспорить в суде. В суд имеет смысл обращаться, если в рамках ФССП решить проблему не удалось. Оспаривание осуществляется:
- Через арбитражный суд, если исполнительный документ выдан арбитражным судом или исполнительное производство возбуждено в отношении организации или индивидуального предпринимателя.
- Через районный суд общей юрисдикции в остальных случаях.
Как составить исковое заявление
При обращении в суд подается административное исковое заявление в порядке ст. 220 КАС РФ. Оно должно содержать:
- наименование суда;
- ФИО истца, адрес проживания, дата и место рождения, номер телефона или электронная почта;
- ФИО и должность пристава, действия или решения которого обжалуются;
- данные об оспариваемом постановлении или действии (бездействии) пристава: дата, место, номер и т.д.;
- сведения об исполнительном документе и об исполнительном производстве;
- какие права истца были нарушены (со ссылками на нормативно-правовые акты);
- сведения об уже поданных жалобах на оспариваемое действие или решение и ответах на них;
- требование о признании незаконными постановления, действия (бездействия) судебного пристава;
- Перечень документов-приложений.
Необходимые документы
К иску должны быть приложены:
- документ, подтверждающий вручение копии иска приставу (к примеру, уведомление о получении письма);
- квитанция об уплате госпошлины;
- доверенность, если в деле участвует представитель;
- документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в иске: копии исполнительных документов, постановлений;
- копии жалоб на оспариваемые действия и ответов на них, если они направлялись.
Как подать иск
Исковое заявление на судебного пристава подается в районный суд по месту нахождения территориального подразделения ФССП, в котором он работает, действия и решения которого обжалуются.
Направить заявление можно следующими способами:
- Принести лично в канцелярию суда (в суд нужно взять паспорт, 2 экземпляра искового заявления и копии всех прилагаемых документов).
- Отправить пакет документов в адрес суда почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Подать иск в электронном виде через ГАС Правосудие. Все документы прикладываются в отсканированном виде.
В прокуратуру
На нарушение законодательства со стороны приставов можно пожаловаться и в прокуратуру, особенно если речь идет об ущемлении прав должника или коррупции.