Жалоба начальнику судебных приставов

Деятельность приставов по исполнению судебных решений детально регламентирована законодательством:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»;
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

После того, как открыто исполнительное производство, судебный пристав должен предпринять все действия, необходимые для обеспечения исполнения решения. Перечень всех действий, которые должен при необходимости совершить пристав, содержится в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • запрашивать необходимую информацию у банков, работодателей, в Росреестре и других органах и организациях, обладающих информацией об имуществе должника;
  • запрашивать и проверять финансовые документы, имеющие отношение к исполнению решения суда;
  • входить в нежилые помещения, которыми пользуется должник или другие лица;
  • входить в жилое помещение должника – если исполняется решение о вселении или выселении;
  • накладывать арест на имущество, счета, ценные бумаги, а также проводить изъятие имущества;
  • производить оценку имущества. Если стоимость имущества при оценке сильно занижена или завышена – это повод для обращения с жалобой;
  • производить розыск должника и его имущества, а также привлекать с этой целью полицию;
  • рассматривать заявления и ходатайства взыскатель и должника;
  • устанавливать временные ограничения на выезд за границу для должника;
  • устанавливать временные ограничения на пользование специальным правом, к примеру, правом управления транспортным средством;
  • совершать иные необходимые действия.

При этом, все необходимые меры должны быть предприняты в течение 2 месяцев с момента открытия исполнительного производства. В противном случае можно говорить о бездействии или затягивании исполнительного производства.

Кроме того, каждое действие судебного пристава строго регламентировано законом. Так, если приставы удерживают с заработной платы сумму сверх максимально установленных 50% или не уведомляют должника о возбуждении исполнительного производства, это является нарушением ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, любые несоблюдения сотрудниками ФССП указанных норм, включая бездействие, превышение должностных полномочий, волокиту и т.д., может быть обжаловано как взыскателем, так и должником.

Как и куда пожаловаться на судебного пристава

Взыскатель может контролировать ход исполнительного производства следующими способами:

  • знакомиться с материалами исполнительного производства;
  • направлять приставу-исполнителю заявления и ходатайства о принятии соответствующих мер;
  • жаловаться на неправомерные действия или бездействие приставов в вышестоящие инстанции.

При этом, пожаловаться можно:

  1. Вышестоящему судебному приставу.
  2. В прокуратуру РФ.
  3. В суд.

Рассмотрим порядок направления жалобы в каждом из способов.

В рамках ФССП

В соответствии со ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках ФССП установлен следующий порядок обжалования действий и бездействий, а также постановлений судебных приставов:

  • на судебного пристава-исполнителя и на заместителя старшего судебного пристава жалоба подается старшему судебному приставу;
  • на старшего судебного пристава и на заместителя главного судебного пристава субъекта жалоба подается главному судебному приставу субъекта;
  • на главного судебного пристава субъекта и на заместителя главного судебного пристава РФ жалоба подается главному судебному приставу РФ.

Срок подачи жалобы на судебного пристава – 10 дней с момента вынесения постановления или совершения обжалуемых действий.

Как составить жалобу

Требования к жалобе, подаваемой вышестоящему судебному приставу, изложены в ст. 124 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  • должна быть соблюдена письменная форма;
  • в жалобе указываются:
  • должность и ФИО пристава, действия или постановления которого обжалуются;
  • ФИО или наименование заявителя;
  • суть жалобы;
  • требования заявителя;
  • жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.

При этом, подтверждающие документы вместе с жалобой можно не предоставлять. Однако за должностным лицом, рассматривающим жалобу, остается право запросить необходимые документы.

Как подать жалобу

По общему правилу жалоба может быть подана:

  • непосредственно вышестоящему должностному лицу;
  • через судебного пристава, действия и решения которого обжалуются.

Информация о способах обращения доступна на сайте соответствующего подразделения ФССП. Как правило, оставить жалобу можно следующими способами:

  1. Сдать в канцелярию при личном посещении отделения. При себе нужно иметь 2 экземпляра жалобы и паспорт.
  2. Отправить жалобу и необходимые документы в сканированном виде по электронной почте.
  3. Отправить жалобу почтой в адрес подразделения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Чтобы подать обращение в ФССП в электронном виде, можно воспользоваться интернет-приемной ФССП. В открывшейся форме нужно внимательно заполнить все поля и описать суть обращения. Максимальный объем текста – 4000 знаков.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы в ФССП составляет 10 дней. Данный срок может быть увеличен, если:

  • жалоба направляется на рассмотрение уполномоченному должностному лицу в течение 3 дней с момент получения;
  • запрашиваются дополнительные документы. В этом случае срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен на срок до 10 дней.

По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять следующее решение:

  • отменить обжалуемое постановление;
  • признать действия или бездействие пристава незаконными;
  • признать жалобу необоснованной.

Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме по указанному им адресу.

В суд

Согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления и незаконные действия судебных приставов можно оспорить в суде. В суд имеет смысл обращаться, если в рамках ФССП решить проблему не удалось. Оспаривание осуществляется:

  1. Через арбитражный суд, если исполнительный документ выдан арбитражным судом или исполнительное производство возбуждено в отношении организации или индивидуального предпринимателя.
  2. Через районный суд общей юрисдикции в остальных случаях.

Как составить исковое заявление

При обращении в суд подается административное исковое заявление в порядке ст. 220 КАС РФ. Оно должно содержать:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес проживания, дата и место рождения, номер телефона или электронная почта;
  • ФИО и должность пристава, действия или решения которого обжалуются;
  • данные об оспариваемом постановлении или действии (бездействии) пристава: дата, место, номер и т.д.;
  • сведения об исполнительном документе и об исполнительном производстве;
  • какие права истца были нарушены (со ссылками на нормативно-правовые акты);
  • сведения об уже поданных жалобах на оспариваемое действие или решение и ответах на них;
  • требование о признании незаконными постановления, действия (бездействия) судебного пристава;
  • Перечень документов-приложений.

Необходимые документы

К иску должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий вручение копии иска приставу (к примеру, уведомление о получении письма);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность, если в деле участвует представитель;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в иске: копии исполнительных документов, постановлений;
  • копии жалоб на оспариваемые действия и ответов на них, если они направлялись.

Как подать иск

Исковое заявление на судебного пристава подается в районный суд по месту нахождения территориального подразделения ФССП, в котором он работает, действия и решения которого обжалуются.

Направить заявление можно следующими способами:

  1. Принести лично в канцелярию суда (в суд нужно взять паспорт, 2 экземпляра искового заявления и копии всех прилагаемых документов).
  2. Отправить пакет документов в адрес суда почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. Подать иск в электронном виде через ГАС Правосудие. Все документы прикладываются в отсканированном виде.

В прокуратуру

На нарушение законодательства со стороны приставов можно пожаловаться и в прокуратуру, особенно если речь идет об ущемлении прав должника или коррупции.

Adblock
detector