- Вопрос-Ответ
- Сокращена процедура оглашения приговора суда или иного решения, вынесенного по результатам судебного разбирательства по уголовному делу
- 19 декабря 2022 года закреплено преимущественное право на приём на прежнюю должность мобилизованных, работавших по срочному трудовому договору.
- Может ли потребитель отказаться от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг?
- Обязанности УО в области обращения с отходами
- Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
- Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
- Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
- На заметку
- В какие места положено выбрасывать отходы?
- Кем штрафуются нарушители за свалку мусора?
- Виды нарушений и штраф за мусор в неположенном месте
1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.
Цель статьи — обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).
2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г.
N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г.
N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.)).
3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет — отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду.
Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), по ГОСТу 17.4.02-83 «Охрана природы.
Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит понятие загрязняющего вещества — это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 1 «Опасные производственные объекты» и N 2 «Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности»).
Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
4. Объективная сторона данного правонарушения — действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими.
Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.
8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст.
23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч.
2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Вопрос-Ответ
Сокращена процедура оглашения приговора суда или иного решения, вынесенного по результатам судебного разбирательства по уголовному делу
Федеральным законом от 29.12.2022 № 608-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым теперь по всем уголовным делам оглашаются только вводная и резолютивная части приговора суда или иного решения.
30 декабря 2022
19 декабря 2022 года закреплено преимущественное право на приём на прежнюю должность мобилизованных, работавших по срочному трудовому договору.
29 декабря 2022
Может ли потребитель отказаться от исполнения договора о выполнении работ или оказании услуг?
На основании статьи 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время.
Обязанности УО в области обращения с отходами
Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.
Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп.
«д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.
К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами
До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.
Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и веществами, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обобщённо, без конкретизации.
Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в области обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.
- первичные правонарушения;
- правонарушения, совершённые повторно в течение года;
- действия/бездействие, причинившие вред здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.
Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.
Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.
Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.
Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.
Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.
Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения
В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью людей или окружающей среде.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не размещении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.
- уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению ТКО;
- выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.
- от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.
В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.
Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.
- от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
- от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.
На заметку
- Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.
Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.
- Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.
- Следите за состоянием придомовой территории.
Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.
В какие места положено выбрасывать отходы?
На предприятиях, в дворах многоквартирных домов предусмотрены специальные площадки, на которых устанавливаются:
- Баки для обычного мусора;
- Контейнеры со специальной маркировкой для опасных отходов;
- Контейнеры для крупногабаритного и строительного мусора.
Кроме того, разные отходы могут вывозиться в пункты приема и на переработку. Это касается металлических изделий, технических устройств, отходов стекла и бумаги, которые могут перерабатываться во вторсырье.
Если мусор выбрасывается в другие места, не предназначенные для этого, виновное лицо привлекается к административной, материальной и уголовной ответственности. При этом есть некоторые особенности, а именно:
- На физических лиц штраф назначается при выявлении правонарушения на месте несанкционированного выброса мусора;
- Субъекты хозяйственной деятельности могут привлекаться к ответственности не только при выявлении правонарушения на месте выброса мусора, но и в результате проверки отчетной документации контролирующим органами.
Например, чтобы наложить на физическое лицо штраф за выброс мусора в неположенном месте, нужно непосредственно зафиксировать это противоправное действие. В случае с предприятием достаточно установить отсутствие отчетных документов об утилизации отходов в законном порядке. Этого достаточно, чтобы наложить штраф, привлечь ответственных лиц к материальной и дисциплинарной ответственности.
Кем штрафуются нарушители за свалку мусора?
Привлекать к административной и другим видам ответственности могут представители разных контролирующих органов, а именно:
- Сотрудники полиции – назначают штраф за мусор в общественных местах, из автомобиля или окна дома;
- Работники лесной, водной и пожарной охраны – за отходы в лесу, водоеме, других местах на природе;
- Инспекторы Росприроднадзора – за выявление факта неправильного обращения с опасными и неопасными отходами на предприятии.
Жалобы в соответствующие органы могут подавать как обычные граждане, так и должностные лица. Например, управляющая компания может инициировать процедуру наложения штрафа заявлением о выявленном нарушении. В зависимости от того, кому направлено это обращение, привлекать к ответственности будут соответствующие компетентные органы.
Виды нарушений и штраф за мусор в неположенном месте
Наиболее распространенный вид административного нарушения, за который привлекают к ответственности, – штраф за свалку мусора в неположенном месте. Наказание регламентировано ст.8.2. КоАП, предусматривает:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 50 т.р.;
- организациям – до 30 т.р.
Для справки! Дополнительно за этот проступок ИП могут в принудительном порядке приостанавливать предпринимательскую деятельность на срок до 3 месяцев.
В некоторых случаях нарушители не ограничатся штрафом. Их могут привлечь к уголовной ответственности и лишить свободы на срок до 2 лет. Такое наказание предусмотрено за создание стихийной свалки.
За выброс мусора в общественных местах предусмотрены следующие штрафы:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 100т.р.;
- организациям – до 5 т.р.
К таким местам относятся улицы, скверы, парки, торговые центры, различные организации и учреждения, включая школы и детсады, поликлиники и больницы.
При ремонте и строительстве образующиеся отходы нужно утилизировать по установленной процедуре. Региональный оператор не обязан их вывозить на основании обычного договора. Штраф за выброс строительного мусора в неустановленном порядке предусмотрен ст.8.1 КоАП, составляет:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 100т.р.;
- организациям – до 5 т.р.
При этом к административной ответственности могут привлечь нарушителя, который выбрасывает строительный мусор в обычный контейнер. Дополнительно ему придется возмещать затраты и ущерб управляющей компании, которая занималась устранением последствий нарушения.
За сжигание мусора в неположенном месте по ст.20.4 КоАП предусмотрены следующие виды штрафов:
- физическим лицам – до 3 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 30 т.р.;
- организациям – до 15 т.р.
За выброс мусора из окна движущихся транспортных средств предусмотрены штрафы:
- физическим лицам – до 10 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 300 т.р.;
- организациям – до 2,5 т.р.
Штраф за мусор в лесу, в посадках и местах, предназначенных для отдыха:
- физическим лицам – до 2 т.р.;
- индивидуальным предпринимателям – до 5 т.р.;
- организациям – до 100 т.р.
Если станет известно, что нарушитель еще и занимался вывозом мусора в эти места, он получит дополнительно штраф и за это нарушение. Также его могут привлечь к административному наказанию за организацию стихийной свалки.
За неубранный на территории предприятия мусор к ответственности привлекаются только субъекты хозяйственной деятельности. Предусмотрены следующие штрафы: