При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель, считая оспариваемое постановление от 05.06.2017 N 27/79 незаконным, приводит доводы о том, что правонарушение не могло быть квалифицировано административным органом, как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. На момент проверки, 18.05.2017, в соответствии с действовавшей редакцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наказуемым являлось нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. Соответственно, указанные особые требования и правила урегулированы в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) и, по мнению предпринимателя, не нарушались деяниями, выявленными административным органом.
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему о привлечении индивидуального предпринимателя Блинова Сергея Валерьяновича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, спорная алкогольная продукция изъята из оборота для направления на уничтожение.
Отдел полиции N 2 (дислокация Индустриальный район) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Перми (далее — административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гумбатова Бакира Халил оглы (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Лукина Сергея Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Покровского района Орловской области от 28 декабря 2017 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Покровского районного суда Орловской области от 19 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 8 мая 2018 г., вынесенные в отношении Лукина Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Является несостоятельным суждение Ихтинской Л.В. о том, что вменяемое ей деяние подлежало квалификации по статье 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как сделанное без учета, в частности, требований частей 1, 2 статьи 1.7 указанного Кодекса, регламентирующей действие законодательства об административных правонарушениях во времени.
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Кукморскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Хайдаршиной Зульфии Фидаиловны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения.
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Арскому району о привлечении индивидуального предпринимателя Галеевой Алии Рустямовны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
суд вынес определение об объединении дел и рассмотрел их в одном производстве с вынесением одного решения.
При этом решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 по делу N А50-8011/2018, вынесенным по заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Александровскому району, индивидуальный предприниматель Осинникова Вера Александровна привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее — управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Редькина Дмитрия Валерьевича (далее — предприниматель) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите о привлечении индивидуального предпринимателя Носырева Ивана Валерьевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27.04.2018, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.
Продажа алкоголя физическим лицом без лицензии: меры ответственности
Наказание за розничную торговлю спиртосодержащими напитками любой крепости и типа гражданами определено статьей 14.17.1 КоАП РФ. Данный раздел нормативного документа предусматривает наложение на физлицо крупного денежного штрафа. Размер штрафа за продажу алкоголя без лицензии для физлица составляет от 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения.
При этом у него также будет конфискована вся незаконно реализуемая алкогольная продукция. Исключение из этого правила, конечно, составляют случаи, когда гражданин выступает в роли работника организации, торгующей спиртосодержащими продуктами на законных основаниях – в этом случае такая деятельность легитимна, и штраф на него налагаться не будет.
В более серьезных случаях при продаже алкоголя без лицензии ответственность физических лиц может приобрести уголовный характер. Такие ситуации описаны в статье 171.4 УК РФ. Под уголовную ответственность подпадают физические лица, которые неоднократно осуществляли незаконную торговлю алкогольными напитками.
Для них предусматривается штраф, размер которого может составить от 50 до 80 тысяч рублей. Также его могут определить в размере дохода виновника за период от 3 до 6 месяцев. Штраф может быть заменен исправительными работами на период до 1 года.
Лицензия на продажу алкоголя — что это
Лицензия — разрешение на продажу или производство алкогольной продукции. Выдачей лицензий занимается уполномоченный государственный орган. Перечень всех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, можно найти в ст.
12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Также есть ещё один документ — Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ : конкретно он регулирует всё, что касается производства и продажи (реализации) спиртных напитков на территории Российской Федерации.
Есть разные типы лицензий — это прописано в части 2 статьи 18 171-ФЗ:
- Лицензия, позволяющая производить, хранить и осуществлять поставки всех видов этилового спирта, включая денатурат и этанол.
- Разрешение на производство, хранение и продажу напитков с содержанием этилового спирта.
- Отдельная лицензия на хранение продукции — непосредственно этилового спирта, а также и спиртосодержащих напитков.
- Разрешение на закупку, хранение и поставки продукции, содержащей спирт, но непищевого спектра.
- Лицензия на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей продукции, а также алкогольных напитков (сюда входят наливки, ликёры и другие напитки подобного спектра).
- Разрешение на розничную торговлю спиртным (реализацию продукции).
- Лицензия, дающая право изготавливать этиловый спирт в фармцелях.
Каждый из вышеперечисленных видов деятельности требует отдельной лицензии, универсального варианта не существует. Штраф за торговлю алкоголем без лицензии также будет иным в каждом из случаев.
Кто и кому выдает лицензии
Лицензии на любую деятельность (производство, хранение, продажа алкоголя) выдаёт один государственный орган — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). И только на розничную торговлю спиртным лицензию придётся получать в другом месте — такие разрешения находятся в ведении профильных органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. В Москве, к примеру, за таким разрешением нужно будет идти в городской Департамент торговли и услуг.
Важно: стоимость лицензии на розничную торговлю одинаковая по всей стране, вне зависимости от того, какой из профильных органов её выдал.
Лицензию на производство, хранение и реализацию спиртного и алкоголя нужно получать всем, кто планирует иметь дело с этими продуктами — это прописано в ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ. Также важно и то, что получателями лицензий могут быть только юрлица, а вот ИП в данном сегменте разрешения не выдают.
Лицензия выдаётся только после полной оплаты установленных в том или ином случае сумм.
«УТМ-Плюс» — сервис от Эвотора, который помогает торговать крепким алкоголем и пивом без ошибок и штрафов. Полный контроль поставок, продаж и остатков, автозаполнение алкодеклараций, даже ограничение времени продажи алкоголя на точках.
Штраф за незаконную торговлю алкоголем
Под незаконной торговлей можно подразумевать целый спектр нарушений — и недействительную лицензию, и нарушения в процессе производства спиртного (например, алкогольные напитки производились из непитьевого сырья), и другие.
Для юридических лиц наказание в виде штрафа составит от 150 до 200 тысяч рублей, при этом к нему добавится конфискация продукции в торговой точке (на производстве или складе). Ещё один способ наказать виновных заключается в приостановке торговой деятельности — срок может достигать 90 дней, а вдобавок будет произведена и конфискация алкогольной продукции.
Важно: в 2017 году был подписан президентский закон, который подразумевает заметное ужесточение наказания за незаконный оборот (производство, хранение или же реализацию) спиртного и прочей продукции с содержанием алкоголя.
Если речь идёт о незаконном изготовлении или продаже спиртосодержащей продукции в особо крупных размерах (от 100 000 ₽ до 1 000 000 ₽), то и наказание будет более серьёзным — это прописано в статье 171.3 УК РФ:
- штраф (денежное взыскание) — 2–3 миллиона рублей;
- виновный может быть привлечён к оплачиваемой работе (до трёх месяцев);
- к виновному может быть применена принудительная изоляция (срок до трёх лет).
Также существуют и дополнительные инструменты для наказания — они находятся в руках суда. Так, владелец торговой точки или продавец, которых уличили в незаконной торговле спиртным, могут потерять право заниматься подобной деятельностью на срок до 36 месяцев.
В случае, когда доказан групповой сговор (в действиях уличена организованная группа) или же владелец торговой точки занимался незаконной деятельностью в особо крупных размерах (свыше 1 миллиона рублей), наказание будет соответствующим:
- штраф — от 3 до 4 миллионов рублей;
- постановлением суда виновный в подобных нарушениях может быть привлечён к труду, причём срок уже больше — до пяти лет;
- суд может принять решение о лишении свободы сроком до пяти лет.
Физлица, которые уличены в незаконной продаже спиртного , отвечают перед законом в соответствии со статьей 171.4 УК Российской Федерации. Наказание может быть таким:
- денежное взыскание — от 50 до 80 тысяч рублей;
- виновный может быть привлечен к труду на срок до года.
Под действие вышеуказанной статьи могут попасть физические лица, которые продают спиртное в розницу, а также те из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, не имея на это юридического права (без оформления юрлица). При этом продавцы, торгующие напитками типа и на основе сидра, пива, медовухи, под действие статьи не подпадают.
Новое время и новые возможности заставили пересмотреть отношение и к интернет-продажам. Так, любая реклама интернет-магазинов, предлагающих алкогольные напитки, запрещена, а виртуальные прилавки этих магазинов в обязательном порядке блокируются в досудебном порядке. Как правило, такие магазины предлагают несертифицированную продукцию, что является прямым нарушением законодательства в сфере торговли алкоголем.
Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения по оплате налогов и изменениям законодательства.
Административная ответственность за незаконную торговлю алкогольными напитками
Такая ответственность является своего рода предупреждением. Так, если физлицо было уличено в незаконной продаже алкоголя однократно, а действия при этом не подпадают под уголовную статью, то к нарушителю применяют именно административную ответственность.
Наказанием может стать денежное взыскание (штраф от 30 до 50 тысяч рублей) с параллельной конфискацией спиртного, которое находится на полках или на складе на момент фиксации нарушения. Если продажа осуществляется крестьянским хозяйством или же индивидуальным предпринимателем (что запрещено изначально), то денежное взыскание вырастет до 100–200 тысяч рублей, при этом будет произведена конфискация всего товара, который на момент находится в наличии в торговой точке, на складе.