- Гражданские права и обязанности школьников
- Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»
- Правовой час «Права и обязанности школьника»
- Право на самоопределение
- Что такое
- Как нарушают
- Право на уважение своего достоинства
- Право на неприкосновенность имущества
- Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений
- Право на обучение в безопасных условиях
- Что делать родителю, если в школе нарушают права ребёнка
- Из статьи вы узнаете
- Нормативные акты, регламентирующие права детей в школе
- Основные права с комментариями юриста
- Права родителей
- Права детей
- Права учителей
- Право на получение бесплатного среднего образования
- Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность
- Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык
- Право не посещать кружки и факультативы
- Право не участвовать в благоустройстве школы
- Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке
- Право на бесплатную медицинскую помощь в школе
- Право на неприкосновенность имущества
- Не пропускать занятия без уважительной причины
- Добросовестно учиться
- Следовать распорядку школы
- Беречь школьное имущество
- Уважать других учеников и работников школы
- Не приносить в школу опасные предметы
- Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
Гражданские права и обязанности школьников
Гражданско- правовое восспитание — сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса.
Конспект урока – презентации «Права и обязанности школьников»
Знакомство детей с правами и обязянностями школьников.
Правовой час «Права и обязанности школьника»
Задачи:-познакомить с основным законом страны — Конституцией РФ;-познакомить с Конвенцией о Правах ребенка;- формировать понятия: «закон, порядок, права, обязанности»;-воспитывать чувство гражданского.
Право на самоопределение
Статья 12 Конвенции о правах ребёнка
Что такое
Ребенок имеет право выражать свои мысли, мнения, одеваться и выглядеть так, как он хочет. Стиль одежды должен совпадать с требованиями школы, но они не должны нарушать конституционные права ученика. Например, ребенок обязан надевать школьную форму, но никто не вправе контролировать его цвет и длину волос, а также комментировать, что он как-то не так выглядит.
Как нарушают
Осенью 2018 года пермячка Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Дежурный администратор остановил ее, отправил к директору, где ученицу пытались отстранить от занятий.
Зина проконсультировалась с мамой по телефону, в итоге огласка привела к скандалу. Заодно оказалось, что во многих городах России учителя критикуют детей за внешний вид и в том числе отстраняют от занятий.
Иван Платонов:
«Чаще всего в школах нарушают именно право на самоопределение. учебные заведения порой забывают, что их основная задача — это обучение, а не контроль внешнего вида ребенка. Они часто вносят требования к внешнему виду в локальные акты, но при этом могут регулировать только ношение школьной формы и внешний вид на уроках технологии и физкультуры. И, конечно, учителя и администрация не имеют права отстранять учеников от занятий — только разговоры и административные взыскания».
Право на уважение своего достоинства
Статья 19 Конвенции о правах ребенка
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции РФ
Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений
Статья 14 Конвенции о правах ребенка
Право на обучение в безопасных условиях
Статья 28 Конвенции о правах ребенка
Что делать родителю, если в школе нарушают права ребёнка
- Убедиться, что нарушение было.
Иногда дети преувеличивают — говорят, что учитель матерился, хотя он просто повысил голос. Это тоже влияет на ребенка, но не факт, что нарушает его права. - Собрать доказательства нарушения.
Аудиозаписи, видеозаписи, показания очевидцев. Если у вас получится найти общий язык с администрацией, доказательства не пригодятся. Но если школа начнет с вами бороться и придется писать заявление в прокуратуру, идти в суд, то понадобятся. - Изучить локальные акты школы.
В уставе школы прописано, как ребенок может быть одет, что он может проносить в здание. Этот документ принимается только при участии родителей и учеников — иначе родительский комитет вправе его пересмотреть. Кроме того, устав не должен противоречить основным законам РФ. Например, если в законе «Об образовании» сказано только об обязательной школьной форме, то администрация не может регламентировать цвет, длину волос и тип прически. - Разобраться, какие нормы нарушили в школе.
Знание точных статей придаст уверенности в разговоре с директором. А если вы будете писать заявление в муниципальный департамент образования, чиновникам будет проще отреагировать на вашу жалобу. - Разговаривать с представителями школы.
Настраивайтесь не на войну, а на конструктивный разговор. Если вы недовольны действиями учителя, который, например, забирает телефон у ученика, не требуйте увольнять его. Администрация должна просто разобраться в том, почему он поступил так или иначе.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Из статьи вы узнаете
Нормативные акты, регламентирующие права детей в школе
Первая задача любого родителя, чей ребенок обучается в школе – знать, какие у них есть права и обязанности. Скандалить и выяснять отношения не лучший способ добиться справедливости, да и малоэффективный. Когда администрация школы и педагоги чувствуют, что родители юридически подкованы, отношение к ним сразу резко меняется в лучшую сторону.
И в конфликтных ситуациях лучше руководствоваться законом и разумом, а не эмоциями – они плохой помощник и только вредят конструктивному решению вопросов.
Права детей в целом и, в частности, в рамках учебного процесса регулирует огромный массив нормативно-правовых актов. Нет смысла изучать все, поэтому выделим только главные:
- , принята Генассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года и включает 10 основополагающих принципов. Ратифицирована в СССР в 1990 году. Россией не ратифицирована, но признаётся, а её нормы реализованы в национальном законодательстве. и, в частности, статья 43, которая гарантирует право на общедоступное и бесплатное школьное образование, при этом устанавливает обязательность основного (9-летнего) общего образования. , в том числе в части специального регулирования прав родителей и детей. – в части регулирования имущественных прав и гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних и их законных представителей. – ключевой закон, которым специально урегулированы отношения между всеми участниками образовательного процесса, их права и обязанности, а также определены гарантии соблюдения прав и условия для их реализации.
Отдельно стоит отметить школьные уставы. Устав должен быть принят в каждой школе – это требование Закона об образовании. Его можно отнести к локальным нормативным актам.
Несмотря на то, что образовательное учреждение обладает определенной самостоятельностью при разработке и утверждении устава, его положения не могут противоречить законам. Кроме того, в каждой школе должна быть обеспечена возможность для ознакомления обучающихся и родителей с уставом школы. Если какие-то положения нарушают законы и подзаконные нормативные акты, их можно обжаловать в административном или судебном порядке.
Пока это не сделано, устав обязателен для исполнения.
Всем родителям стоит хотя бы ознакомиться с перечисленными выше нормативно-правовыми актами. При возникновении конфликтной ситуации необходимо обращаться к конкретным нормам – это лучше делать с помощью юриста, поскольку каждая проблема специфична и требует глубокого анализа.
Основные права с комментариями юриста
Существует определенный набор прав и интересов детей и родителей, которые нарушаются часто и повсеместно. При этом, как правило, права детей и их родителей взаимосвязаны: если нарушаются права одного, прямо или косвенно нарушаются права и другого.
Рассмотрим основные права каждого из главных участников образовательного (и не только) процесса – родителей (опекунов, попечителей), детей и учителей.
Права родителей
Они обозначены в статье 44 Закона об образовании и едины для всех законных представителей ребенка (для удобства будет называть их родителями).
Для начала нужно отметить, что у родителей есть преимущество перед всеми другими лицами на обучение и воспитание своих детей. Органы власти и образовательные организации – только помощники в этих процессах. Это положение закона очень важное, поскольку чётко расставляет точки над i в вопросе, кому принадлежит главная роль в обучении детей.
Права родителей в школе:
- Выбирать формы образования и обучения, школу, в которую будет ходить их ребёнок, язык образования, факультативные (необязательные) и элективные (выбираемые) учебные предметы, курсы и модули из предложенного школой набора.
- Выбирать семейное обучение вместо обучения на базе школы, а также изменить такое решение впоследствии и определить ребёнка в школу для продолжения обучения.
- Знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими работу школы и её образовательную деятельность.
- Знакомиться с используемыми школой методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также содержанием образования в целом.
- Знать о планируемых психологических обследованиях ребёнка, давать или не давать на них согласие, участвовать в них или отказаться от участия, а также знать о результатах обследований.
- Присутствовать при психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка, обсуждать результаты и рекомендации, выражать своё мнение на этот счёт.
- Знать об успеваемости ребёнка, знакомиться с его оценками.
- Защищать права и интересы ребенка.
- Участвовать в управлении школой в форме и порядке, которые определены уставом организации.
Родителям принадлежат все основные права в части определения, где и, соответственно, как будет получать школьное образование их ребёнок. Нельзя навязывать обучение в школе, если родители считаются необходимым и возможным обучать ребёнка в семье. Несмотря на то, что нужно учитывать мнение детей и советы специалистов, окончательное решение вопроса всё равно за родителями.
Выбор школы также принадлежит родителям. Однако их желания недостаточно. Во-первых, выбор ограничен конкретными программами, формами, предметами обучения, которые предлагает конкретная школа.
Во-вторых, школа может быть переполнена. Кроме того, существуют льготы и преимущества для зачисления определенных категорий детей. Специальные школы, где углубленно изучают какие-то предметы (направления), вправе проводить отбор на конкурсной основе.
Всё это говорит об одном: школы могут отказать в приёме ребенка, несмотря на выбор и желание родителей. Разумеется, если для этого есть основания, а решение обоснованное и не противоречит российскому законодательству.
Важная роль принадлежит родителям и в части управления школой. Однако это не означает, что можно как захочется вмешиваться в учебный и воспитательный процесс. Порядок участия родителей устанавливается уставом школы, и нужно следовать его положениям.
Обычно создаются родительские комитеты, и учитывается не мнение одного взятого родителя, а коллективное решение. С другой стороны, мнение любого родителя имеет значение. Реализовать это право можно путем прямых обращений к руководству школы или отдельным педагогам.
Не запрещается и посещать школу, беседовать с педагогами и директором – такой подход, как правило, всем идёт на пользу, если проходит в мирном ключе.
Родители вправе знакомиться с регламентирующей деятельность школы документацией. Как правило, документы представлены на сайте школы. При необходимости их можно запросить в администрации. Руководство школы не вправе отказать.
Также школа (отдельные педагоги, директор) не могут отказать родителям в доступе к информации об успеваемости ребёнка, о том, сколько, чему и как его учат. Как правило, с этим проблем не возникает, если только школа сознательно не скрывает какие-то данные. При наличии подозрений в сокрытии сведений, родитель вправе обратиться к директору школы.
Отдельно стоит рассмотреть финансовые вопросы. Проблема для многих родителей – поборы на разные нужды. Школа может требовать деньги на покупку каких-то вещей, оборудования, ремонты, за участие в олимпиадах, дополнительное обучение и занятия.
Навязывать услуги школы не вправе. Платить или не платить за дополнительные занятия, факультативы и прочие, не входящие в обязательную программу обучения услуги – тоже право родителей. Сбор денег на покупку вещей, ремонт, поездки и прочее – коллективное решение, которое, как правило, принимается на уровне родительского комитета.
Несогласные родители вправе не платить и заставить из никто не может.
Права родителей реализуются через обязанности школы и ее содействие. Если права нарушаются, их защита осуществляется на уровне руководства образовательного учреждения, местных органов власти в области образования, а не поможет – в судебном порядке.
Права детей
Они перечислены отдельно, в статье 34 Закона об образовании. Но в большинстве своём носят декларативный характер – закреплены и должны соблюдаться. Однако реализация школьниками своих прав и их защита фактически и юридически невозможны без участия родителей и содействия школы.
Основные права ребёнка в школе:
- Участвовать вместе с родителями в выборе школы, формы и языка обучения, факультативных и элективных предметов.
- Получать надлежащие условия обучения – установленные нормативно-правовыми актами и правилами школы как в части образовательного и воспитательного процесса, так в отношении питания, соблюдения гигиенических норм, физического развития и сохранения здоровья.
- Полноценно отдыхать (право на каникулы), участвовать в посильной трудовой деятельности при согласии ребенка и родителей.
- Бесплатно пользоваться библиотечной, научной и учебной литературой на базе школы, оборудованием и спортивным инвентарем, школьными культурными объектами.
- Получать полноценное 2-разовое питание согласно установленным нормативам и требованиям.
- Выбирать предлагаемые школой факультативы, кружки, секции и т.д.
- Иметь равные с другими школьниками возможности и условия для участия в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой.
- Получать поощрения за успехи в учебе, спорте, внеклассной работе.
- Получать защиту от нарушения своих прав, от насилия, угроз, оскорблений и т.п.
- Иметь возможность выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других лиц.
- Получить индивидуальный план обучения, если для этого есть основания (отклонения в развития, одаренность, частые болезни, частое участие в спортивных соревнованиях и сборах).
К сожалению, как правило, ребенок не может самостоятельно защищать свои права. Задача родителей – объяснить ребенку его права и обязанности, способы реализации и защиты прав. В старших классах возможно осознанное коллективное выражение мнения – его должны учитывать и родители, и педагоги.
Одна из основных проблем, на которую часто жалуются сами дети – привлечение их к труду, например, уборке класса. Бывают конфликты и на почве того, что педагоги заставляют что-то делать ребенка, а он этого не хочет или не может сделать. Такие проблемы разрешаются обязательно с привлечением родителей.
Согласие ребенка и родителей – обязательное условие для выполнения трудовых работ, за исключением предусмотренных учебным процессом (например, на уроках труда).
Пока ребенок находится в школе (на территории школы) или вне школы, но под ответственностью педагога, отвечать за вред его жизни и здоровью будет школа. И, если, скажем, в школе произошла драка, то претензии нужно адресовать, в первую очередь, руководству.
Права учителей
При реализации и защите прав детей и родителей невозможно оставить без внимания и права учителей – педагогических работников и руководителей школ. Их правовой статус регулируют статьи 47 и 51 Закона об образовании.
В отношениях с детьми и их родителями учителя имеют право:
- Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные средства, форма, методы воспитания и обучения, свободно выражать своё мнение.
- Преподавать в условиях невмешательства в профессиональную деятельность.
- Проявлять творческую инициативу, участвовать в исследовательской, научной, инновационной деятельности, разрабатывать и применять авторские программы и методы обучения в пределах образовательной программы и конкретного предмета.
- Участвовать в разработке образовательных программ, включая разработку учебных планов, графиков, предметов, методических материалов и прочих элементов таких программ.
- Выбирать учебники, пособия и прочие средства обучения согласно образовательной программе.
- Участвовать в управлении школой и обсуждении вопросов образовательной деятельности.
- Обращаться за защитой профессиональной чести, требовать справедливого и объективного расследования нарушений, а также урегулирования споров между участника образовательного процесса.
Таким образом, родители не могут вмешиваться в педагогический процесс, указывать учителям, как преподавать тот или иной предмет. Выбор учеников и методических материалов тоже принадлежит учителям. При возникновении спорных ситуаций обе стороны могут обратиться к руководству школы или вынести вопрос урегулирования конфликта на специальную комиссию.
Недопустимо со стороны как детей, так и родителей оскорбления учителей и другие способы унижения их профессиональной чести и достоинства.
Право на получение бесплатного среднего образования
Статья 43 Конституции России.
Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.
Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.
Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность
Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.
Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык
Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.
Право не посещать кружки и факультативы
Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.
Право не участвовать в благоустройстве школы
Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».
Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.
Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке
Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.
Право на бесплатную медицинскую помощь в школе
Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».
В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции Российской Федерации.
Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.
Не пропускать занятия без уважительной причины
Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.
Добросовестно учиться
Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.
Следовать распорядку школы
Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.
Беречь школьное имущество
Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.
Уважать других учеников и работников школы
Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.
Не приносить в школу опасные предметы
Оружие, химикаты и тому подобное.
Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.