Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными историческими лицами 5 в., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д.
Наиболее ранние сочинения (Апология, Критон, Ион, Евтифрон, Хармид) в какой-то мере отражают содержание бесед исторического Сократа, но учение, излагаемое персонажами диалогов, принадлежит исключительно гению Платона, который избрал недогматическую форму диалога для изложения собственного философского учения. Стержень всего учения Платона – учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество. Кратил описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, находящихся в непрерывном движении и изменении (для нее у Платона позднее был принят термин «становление»), и области вечного самотождественного бытия.
Менон посвящен вопросу, откуда берется знание и как возможно обучение, и в нем доказывается, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рождения. Следующая группа диалогов представляет учение об идеях: Федон, Федр и Пир. В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – Государство, в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании.
Более поздние диалоги посвящены проблемам познания и критике собственной теории идей: Теэтет, Парменид, Софист, Политик; два важнейших поздних диалога Тимей и Филеб отмечены влиянием пифагорейской философии. В конце жизни Платон работал над обширными Законами.
Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Для правильного движения к истине прежде всего следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, и все ранние платоновские диалоги демонстрируют эту практику очищения (в формальном отношении представляющую собой логическое опровержение ложного мнения): в них опровергаются неправильные определения, правильного же определения не дается, потому что предполагается, что собеседник должен дать его сам, к тому же истинная идея не может быть выражена в словах, т.е.
в логическом определении.
Учение.
Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты как предмет, постигаемый дискурсивным знанием.
В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.
Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. Метод эмпирической науки, основанный на наблюдении, по Платону, никогда не может привести к строгой истине, потому что наука может иметь дело только с вечным и неизменным.
Поэтому адекватным способом описания и рассуждения об этом физическом мире в Тимее, где наиболее полно представлена физика Платона, является миф, т.е. не истинное, а только «правдоподобное» рассуждение.
В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир.
Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум.
Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.
Души являются третьей важной онтологической реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди).
Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.
Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией. Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге Государство излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е.
разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо.
Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.
Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено.
Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философском пути: здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одном из многих, неповторимого и единственного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами; она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем. Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного. Одна из трудных задач платоновского философского взгляда – увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку.
Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота – красоту истины и бытия. Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой – непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.
Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.
Сочинения: Собрание сочинений, под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. Тт. 1–4. М., 1990–1994.
Детство и юность
Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето — Аполлона.
О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако есть и другой вариант. Согласно ему биография будущего философа началась на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.
К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон — это прозвище, которое он получил от тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул античный историк Диоген Лаэртский.
Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа — потомок царя Аттики Кодра, а мать — афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди, Критий и Хармид, оба члены группы проспартанских правителей «Тридцать тиранов».
Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети — сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.
Дети получили классическое мусическое образование — так называлось образование, включающее в систему эстетическое, нравственное и умственное воспитание (названо в честь муз). Учил Платона в то время философ-досократик Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.
Во время учебы лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее участвовал в Олимпийских и Немейских играх.
Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения распространялись трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом и Пелопонесским.
Политический деятель Аристон пытался наладить жизнь сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но сам Платон придерживался других взглядов на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.
В 408 году до н. э. юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге он столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.
Личная жизнь
Личная жизнь Платона загадочна даже для историков, которые восстанавливали факты его биографии по крупицам. Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.
Официально Платон не был женат ни разу. Сам он продвигал понятие платонической любви, объясняя это чувство уважением и заботой между учениками и учителем, поясняя, что любить необходимо не тело человека, а его душу. Эмоции он считал чем-то низким, что надо уметь держать под контролем.
Философия и взгляды
Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы смещался на человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем говорят произведения последнего.
В 399 году до н. э. Сократа осудили и приговорили к смертной казни.
Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем употребления яда из чаши.
Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав лютую ненависть к демократии. После смерти учителя он отправляется в путешествие, целями которого становятся знакомство с другими учеными, обмен опытом с ними и познание вопросов диалектики об основах бытия. В течение следующих 10-15 лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет.
За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.
После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению мужчины, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы.
Но идея так и не реализовалась: Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.
После этого философ решил вернуться в Афины. Город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи по поводу идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до н. э. Академия — учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.
Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а саму местность назвали по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов: Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.
Один из его диалогов вышел под названием «Пир», он представлен в виде беседы древних греков, которые восхваляют бога Эрота. Философский текст повествует о любви, ее видах и о познании этого чувства. Центральное место занимают идеи Сократа о прекрасном, суть которого — благо.
Учителя и ученики Академии жили вместе, это мужчина перенял у последователей Пифагора. Учениками были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.
В 366 и 361 годах до н. э. Платон повторно посещает Сицилию по приглашению друга Диона — правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учить последователей до конца дней.
Позднее в стремлении создать концепцию, которая объединяла человека и космос, философ пришел к объективному идеализму. В трудах он размышлял о душе и небытии, считая, что все предметы, которые окружают человека, являются результатом соединения неодушевленной материи, идеи и души. Платон верил, что есть идеальный мир вещей.
По его разумению, все объекты этого мира — совершенные образцы, прообразы предметов, существующих в реальности.
До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако есть копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.
Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, он впервые и структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.
Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.
Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву книги Платона стоит разделить на 4 периода — ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).
Одно время для публики доступно было одно произведение Платона «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433–1499), который перевел остальные работы с древнегреческого языка на латинский.
Смерть
После убийства Диона Сиракузского в 354 году до н. э. Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца дней. В последние дни жизни он начал работу над новой книгой «О благе как таковом». Основу труда Платон уже сформулировал и делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу так и не вышло.
Историки писали, что ученика Сократа никогда не видели смеющимся, при этом спать он ложился с томиком Аристофана, великого поэта. Невзирая на значение Платона в философии, о его повседневной жизни известно мало, в диалогах он лишь изредка упоминал о себе, описывая какие-то незначительные события.
На собственный день рождения в 348 (или 347) году до н. э. Платон покинул этот мир по естественным причинам, учитывая его возраст.
Есть не одна версия этих событий. По одной из них, мужчина скончался за рабочим столом, по другой — на свадебном пиршестве. Также одной из причин смерти философа называют педикулез, но относительно этого в «Истории философии» Томас Стэнли писал, что люди, распространяющие вокруг Платона столь неприятные слухи, нанесли ему немалый вред.
Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова:
В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры. Как персонаж философ появился в кинокартинах «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел художественный фильм «Смерть Сократа», в котором фигурирует Платон.
Идеи и открытия
В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие — это сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно познать.
Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.
В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство. Правда, ее точное местоположение определить не удалось. Предположительно, остров располагался на западе от Геркулесовых высот.
Его исчезновение философ связывал с произошедшим землетрясением, из-за которого островное государство за один день погрузилось под воду вместе с его жителями — атлантами.
Впервые интерес к Атлантиде появился в эпоху Возрождения, но в науке вопросы о ее действительном существовании оставались спорными. Их-за этого история об острове считается легендой, но попытки найти реальные факты и события, подтверждающие ее существование, предпринимались не единожды.
С Платоном часто спорил киник Диоген из Синопа (тот, что жил в бочке и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал о человеке, что это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «с плоскими (широкими) когтями».
Платон — противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами он выразил в разных произведениях.
Цитаты
«Сократ мне друг, но истина дороже» (позже эта цитата превратилась в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой приписывали Аристотелю, Мартину Лютеру и Сервантесу).
«Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
«Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела это гимнастическое, для души — мусическое».
«Можно простить ребенка, который боится темноты. Настоящая трагедия жизни, когда мужчина боится света».
«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».
Что такое система «Платон»
«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.
Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.
За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.
Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:
- центры информационной поддержки;
- геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
- бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
- системы стационарного контроля;
- системы мобильного контроля;
- интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
- колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.
Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:
- улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
- финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
- поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.
Система взимания платы «Платон» также рассматривается как обеспечивающая реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.
Какие машины под нее попадают под систему«Платон»
Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.
Плата за пользование дорогами не взимается:
- пассажирских автотранспортных средств;
- военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
- транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.
Тарифы и штрафы
На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:
- отсутствия бортового устройства в автомобилей;
- езды с неисправным или отключённым БУ;
- когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
- езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
- продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.
Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:
- для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
- для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.
При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.