Перевод ребенка в другую школу

Ребенка можно перевести в любую общеобразовательную школу, однако следует учитывать, что перевод возможен при следующих условиях:

  • в школе имеются свободные места;
  • с учетом приоритетного зачисления в школу детей, которые проживают на территории, закрепленной за конкретной школой (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32).

Отметим, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема в школу, где обучаются их братья и сестры (ст. 54 СК РФ).

Обращение в новую школу

Во избежание сложностей, связанных с переводом ребенка в другую школу, перед отчислением ребенка из прежней школы родителям следует обратиться к руководству той школы, куда они намерены перевести ребенка, и получить согласие.

Обратиться можно как лично, так и посредством сети Интернет. Если в школе нет свободных мест, можно обратиться в орган местного самоуправления района или города (иного населенного пункта) для решения этого вопроса.

Имея на руках согласие руководства школы на прием ребенка, можно подавать заявление на отчисление. Данное согласие может потребовать у родителей руководство прежней школы как доказательство того, что ребенка готовы принять на обучение в другую школу.

Отчисление из прежней школы

Заявление на отчисление подается самим ребенком, если он достиг совершеннолетия, или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка на имя руководителя школы, в которой обучается ребенок.

Как правило, в секретариате школы имеются образцы заявлений подобного типа, и родителю (ребенку) потребуется только внести свои данные в бланк. В заявлении необходимо указать:

  • ФИО ребенка, дату его рождения;
  • класс и профиль обучения (при наличии);
  • причину отчисления (перевод в другую школу или переезд);
  • наименование принимающей школы (в случае переезда указывается только населенный пункт, субъект РФ);
  • дату отчисления;
  • дату составления заявления и подпись составителя.

Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет (п. 5 Порядка N 177).

На основании указанного заявления школа, из которой ребенок отчисляется, в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении. В нем будет указано в числе прочего и название принимающей школы (п. 7 Порядка N 177; ч. 4 ст. 61 Закона N 273-ФЗ).

В трехдневный срок после издания этого акта в школе выдадут также справку об обучении ребенка (ч. 5 ст. 61, ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Получить документы в прежней школе

В связи с отчислением школа должна выдать совершеннолетнему ребенку или его родителям, если ребенок не достиг совершеннолетия, следующие документы:

  • личное дело ребенка;
  • документы, содержащие сведения об успеваемости ребенка в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации, справка об обучении), заверенные печатью школы и подписью ее руководителя.

Подать документы в новую школу

Совершеннолетним ребенок или родителями ребенка, не достигшего совершеннолетия, в принимающую школу представляются:

  • заявление о зачислении в порядке перевода, составленное на имя руководителя новой школы;
  • оригиналы документов, удостоверяющих личность совершеннолетнего ребенка или родителя, если ребенок не достиг совершеннолетия;
  • документы, выданные прежней школой.

Заявление о зачислении в школу в порядке перевода практически не отличается от обычного заявления на зачисление. Как правило, в секретариате школы имеются образцы заявлений подобного типа, и родителю (ребенку) потребуется только внести свои данные в бланк. В заявлении потребуется указать:

  • ФИО ребенка, дату рождения;
  • класс и профиль обучения;
  • причину зачисления — перевод из другой школы;
  • наименование школы;
  • список приложений (личное дело, выписка из классного журнала);
  • дату составления заявления и подпись.

Принимающая школа обязана ознакомить родителей (совершеннолетнего ребенка) с основными документами школы (Устав, лицензии на ведение образовательной деятельность, свидетельство о государственной аккредитации, образовательная программа и иные документы, связанные с обучением). Отметка об ознакомлении, как правило, проставляется прямо на заявлении.

Требование о представлении других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую школу в связи с переводом из исходной организации не допускается.

Ознакомиться с приказом о зачислении

Распорядительный акт оформляется руководителем (уполномоченным им лицом) принимающей школы в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса (п. 11 Порядка N 177). С указанной в приказе даты ребенок считается официально зачисленным в новую школу.

Дело непростое

Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой.

Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.

Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов.

Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.

Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года.

У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации).

Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.

Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо.

И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.

Как смягчить переход

Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.

1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.

Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом.

Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.

Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы.

И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.

2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).

3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному.

Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.

Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.

4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.

5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать.

Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.

6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки.

Это своего рода гарантия безопасности.

7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.

Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.

Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо.

Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.

8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.

9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.

Adblock
detector