Переход в неположенном месте

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм.

и доп.), устанавливают обязанности как водителей транспортных средств, так и пешеходов, пассажиров, лиц, управляющих мопедом, велосипедом, и других лиц, непосредственно участвующих в процессе дорожного движения.

3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами и пассажирами.

Перечень правил, регламентирующих поведение пешеходов, содержится в п. 4 указанных Правил. Пешеходы должны: двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а вне населенных пунктов при движении по проезжей части — навстречу движению транспортных средств, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, выполнять сигналы регулировщика, светофора, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода не создавать помех для движения транспортных средств и др.

Пункт 5 Правил дорожного движения устанавливает нормы поведения для пассажиров. К ним, в частности, относятся обязанность быть пристегнутым ремнем безопасности (при наличии таковых на транспортном средстве), при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и т.д.

4. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лиц, управляющих мопедами, велосипедами, возчиков и иных лиц, участвующих в процессе дорожного движения. Пункт 24 Правил устанавливает дополнительные требования к данной категории участников дорожного движения.

Так, управлять мопедом разрешается лицам не моложе 16 лет, а велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам — лицам не моложе 14 лет. В субъектах РФ этот возраст может быть снижен, но не более чем на два года.

Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (п. 24.3 Правил) и др.

5. Часть 3 данной статьи устанавливает ответственность указанных в ч. ч.

1 и 2 комментируемой статьи лиц за нарушение Правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения. Для наличия состава данного административного правонарушения необходимо установить: а) нарушение пешеходом, возчиком, пассажиром, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, и другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований; б) нахождение в момент совершения правонарушения соответствующего участника дорожного движения в состоянии опьянения.

6. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

7. Субъектами административного правонарушения могут быть различные участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста. По ч.

1 данной статьи предусмотрена ответственность пешеходов и пассажиров; по ч. 2 несут ответственность лица, управляющие велосипедами и мопедами, возчики и другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, по ч. 3 комментируемой статьи — все названные выше субъекты.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи также сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Где пешеход может переходить дорогу и за что его могут оштрафовать

Не всегда пешеходный переход или перекресток расположен рядом с тем местом, где вам нужно перейти дорогу, поэтому вы можете перейти на противоположную сторону при их отсутствии в нескольких случаях.

Дорога не имеет разделительной линии (сплошной) и ограждений. Вам нужно двигаться под углом 90 градусов, чтобы меньше времени уходило на пересечение.

Трасса на расстоянии 200-300 метров хорошо видна справа и слева. Если перекрестков и перекрестков нет, но дорога рядом с вами имеет поворот, не рекомендуется переходить на параллельную сторону.

Если вы видите знак «Пешеходный переход», даже в 500 метрах от вас, вам нужно дойти до него и перейти дорогу по всем правилам. Некоторые пешеходы могут переходить дорогу в 1-2 метрах от пешеходного перехода, например, когда вам нужно быстрее добежать до автобуса или другого общественного транспорта, который остановился для высадки пассажиров. На самом деле, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, то тот факт, что пассажир пересек пешеходный переход в метре от него, будет ему не на руку, так как это считается нарушением на самом деле.

Если в зоне видимости нет знака, переходить дорогу можно только убедившись, что машин нет. При переходе не выходите за пределы разметки «Зебра», а если ее там нет, но есть знаки «Пешеходный переход», двигайтесь в их пределах. Если пешеходный переход не регулируется, вы можете пересечь его, только оценив скорость движущихся автомобилей и расстояние до них.

Вмешательство в работу транспортного средства запрещено и опасно для здоровья. Водитель может не успеть остановиться, особенно если вы сразу выскочите на шоссе и пройдете по нему с гордым видом, не оглядываясь по сторонам. Проверить штрафы и долги для бизнеса массово лучше всего через «Простые платежи»

Какой размер штрафа пешеходу?

Требований Правил дорожного движения к пешеходам немало. Однако, штрафы ГИБДД за их нарушения предусмотрены только 3:

  • за простое нарушение ПДД применяется общая санкция по норме части 1 статьи 12.29 КоАП РФ: предупреждение или штраф пешеходу в сумме 500 рублей,
  • если же это привело к созданию помехи движению хотя бы одного автомобиля (например, переход в неположенном месте заставил замедлить скорость машины), то применяется часть 1 статьи 12.30 со штрафом уже в размере 1 000 рублей,
  • в том случае, если нарушение привело к лёгкому или средней тяжести вреду здоровья других людей, то будет применена часть 2 этой же статьи с суммой санкции от 1 000 до 1 500 рублей.

То есть наказания для пеших участников дорожного движения, в отличие от водителей транспортных средств, довольно мягкие и, можно сказать, символические.

Теперь давайте рассмотрим тонкости ответственности за наиболее распространённые нарушения ПДД.

За переход дороги в неположенном месте вне «зебры»

Вообще, переход улицы вне пешеходного перехода не запрещён Правилами. Но для возможности движения должны быть выполнены 3 важных условия:

  1. в зоне видимости пешехода не должно быть «зебры» либо сооружений (подземного/надземного перехода), а также перекрёстков, где им разрешается пересекать дорогу – пункт 4.3 ПДД,
  2. сама дорога должна просматриваться в обе стороны, и на неё не должно быть разделительной полосы и ограждений (как у края проезжей части, так и разделяющих потоки автомобилей),
  3. пешеходы при переходе вне перехода обязаны не создавать помех водителям машин – пункт 4.5 Правил.

Обязанность по ПДД переходить дорогу по пешеходному переходу

С первыми 2 пунктами всё должно быть предельно ясно – это условия возможности перехода проезжей части. Если хотя бы одно из них не выполнено, то штраф пешеходу будет законен и правомерен.

А вот третий требует некоторых разъяснений. Дело в том, что ПДД имеют чёткое определение создания помехи. Данное требование означает, что вы не должны вынудить своим поведением других участников на дороге (в нашем случае водителей автомобилей) изменить направление и/или скорость их движения.

Таким образом, если при переходе в неположенном месте (вне «зебры») помеха создана, то нарушен пункт 4.5 ПДД. Штраф за это пешеходу предусмотрен частью 1 статьи 12.30 КоАП в размере 1 000 рублей.

За переход на красный сигнал светофора

В отличие от водителей, запрещающий свет светофора не является возможностью для лишения водительских прав по той просто причине, что пешеход – это отдельный тип участника дорожного движения, водителем он не является, и потому применение любой санкции для автолюбителей в его отношении законным быть не может.

Что касается этого конкретного нарушения, то здесь всё работает ровно также, как и при переходе в неположенном месте:

  • если сотрудник ГИБДД просто увидел нарушение, и оно не повлекло никаких последствий – 500 рублей или предупреждение,
  • если созданы помехи другим автомобилям – штраф будет грозить уже в сумме 1 000 рублей,
  • если причинён лёгкий или средний вред здоровью других людей (например, водитель в попытке избежать столкновения с пешеходом врезался в столб и пострадал) – от 1 до 1,5 тысяч.

Действует ли скидка?

Да. На все 3 наказания распространяется скидка в размере 50% при оплате штрафа, вынесенного пешеходу в течение 20 дней со дня вынесения постановления ГИБДД.

Таким образом, если вы укладываетесь в указанный срок, то смело делите сумму штрафа пополам и платите.

Если у меня есть водительские права, могут ли их лишить?

Нет. Это незаконно. Возможность езды на автомобиле по закону формально называется «специальным правом управления транспортными средствами». И именно за правонарушения, совершённые со злоупотреблением или неосторожными практическим применением такого права, водители наказываются специальными штрафами и иными мерами ответственности.

Пешеход, участвуя в процессе дорожного движения, не использует такого специального права, поэтому лишить его законно его нельзя. То есть за любые нарушения, совершённые в качестве пешехода, а также пассажира, велосипедиста и в любом другом статусе участника, лишать водительских прав неправомерно. И ни одна норма КоАП в 2025 году не предусматривает лишения для любых категорий таких участников, кроме водителей.

Лишение прав пешехода за красный свет дороги

Я собираюсь получать права в будущем – повлияет ли штраф на это?

По закону тоже нет. Но на практике бывали случаи, когда инспекторы МРЭО, принимающие экзамены на получение водительских прав могли специально «заваливать» кандидатов в водители.

Тем не менее, и это тоже непроверенная информация. Она может не соответствовать правде, а описанные случаи чаще касаются очень грубых правонарушений (если вы неоднократно попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрывались с места ДТП, будучи без прав и подобных).

Если из-за неположенного перехода произошло ДТП – что грозит пешеходу?

Выше мы уже описали два отдельных наказания за последствия нарушения ПДД пешеходом.

  • И одно из них – по части 1 статьи 12.30 – предусматривает штраф 1 000 рублей пешеходу, если это создало помехи другому автомобилю, что, в свою очередь, могло привести к ДТП.
  • Второе – по части 2 той же статьи – наказывает уже суммой штрафа ГИБДД от 1 до 1,5 тысяч, если такое происшествие привело к лёгкому или средней тяжести вреду здоровья людей по вине пешехода.

Между тем, есть в Административном кодексе ещё одна статья – 12.24, содержащая гораздо более крупные санкции за аварии с вредом здоровью. Но она применяется к водителям. Да, были случаи, когда суды пытались вменить крупные штрафы пешеходам, по причине нарушения которых произошло ДТП.

Однако, это неправомерно, потому как 12.24 относится исключительно к нарушениям водителей автомобилей.

Именно так указал и Верховный суд в своей судебной практике Постановления Пленума №20 от 25.06.2019 г. В пункте 19 суд указал, что субъектом правонарушения по 12.24 является только водитель, а для пешеходов предусмотрена отдельная норма – 12.30 КоАП РФ.

Вот только есть и плохая новость. Если в результате ДТП вред причинён уже тяжкий, или будет доказано, что именно нарушение пешехода (даже частично) привело к смерти людей, то может быть применён уже Уголовный кодекс с причинением вреда здоровью или смерти по неосторожности.

Тонкость закона 2025 года о возмещении вреда водителем

Обратите внимание ещё на одну важную тонкость работы законодательства в 2025 году. Заключается она в том, что езда на машине является по сути владением источника повышенной опасности (ИПО). А пешеход таковым не является.

Статья 1079 ГК РФ, в свою очередь, предписывает, что владелец ИПО при причинении вреда здоровью, смерти или морального вреда обязан возместить вред, вне зависимости от вины.

В результате может быть 2 последствия при ДТП с пешеходом.

  1. Если виновником признали водителя автомобиля, то он и компенсирует вред здоровью пешехода. Если у того есть ОСАГО, то полис покрывает всё в пределах страховой суммы и кроме морального вреда.
  2. А вот если пешеход станет виновником ДТП, тогда водитель всё равно обязан будет оплатить ущерб его здоровью как раз по 1079 Гражданского кодекса. ОСАГО также покрывает этот ущерб. А пешеход должен будет возместить владельцу машину вред, причинённый его имуществу.

Виновность и штраф при ДТП со сбитым пешеходом

Что, если я просто убегу от сотрудника ГИБДД?

Но вернёмся к штрафам пешеходам и возможности избежать его, просто проигнорировав требования сотрудника ГИБДД об остановке, требовании предъявить документ, удостоверяющий личность, для составления постановления и/или протокола.

Вообще, если вы нарушили ПДД, и вас пытается остановить инспектор, то это, вопреки распространённому мнению многих пешеходов, не является задержанием. Это по сути административная процедура для возбуждения и рассмотрения дела о правонарушении.

Если же вы не выполните такое законное требования сотрудника, то в КоАП есть специальная норма наказания и за это – часть 1 статьи 19.3 предусматривает ответственность от штрафа от 2 до 4 тысяч рублей до административного ареста до 15 суток. Это новый штраф ГИБДД, не так давно он подвергся изменениям.

Но, по правде говоря, редкий инспектор побежит догонять вас на практике 2025 года. Особенно, если, к примеру, вы уже перешли дорогу в неположенном месте, а сотрудник находится далеко от вас или на противоположной стороне дороги. Да и чаще всего даже если близко, то как максимум вам погрозят пальцем – инспекторы очень часто просто не хотят иметь дела с пешеходами.

Любое постановление по административному делу может быть вынесено только в отношении конкретного гражданина. Причем, данные гражданина должны однозначно его идентифицировать. Фамилия имя, имя и отчество уникальными идентификаторами не являются. К ним добавляют дату и место рождения и адрес регистрации.

Если пешеход нарушил Правила, и у него нет с собой документов, то его необходимо задержать на три часа до выяснения личности с доставлением в участок. На это нужно время. Поэтому полицейские предпочитают «ловить» пешеходов там, где у них заведомо есть с собой документы: возле проходных заводов (у рабочих с собой пропуск), возле ВУЗов (у студентов – студенческие билеты), аэропортов и вокзалов (на посадку без паспорта не пустят).

Угроза задержания и сопровождения в обезьянник действует мгновенно, и граждане без колебаний предъявляют документы и правдиво называют все необходимые данные.

Хотя в местах частых ДТП с пешеходами могут устраиваться облавы, когда граждан без документов скопом грузят в автобус и увозят в отделение полиции, куда родственники приносят паспорта.

Законность штрафа за неправильный переход

Теперь перейдём к самому главному.

Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).

Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.

Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.

Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне «зебры». И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.

Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).

Незаконное наказание за пешеходный переход

Когда наказание незаконно, и его нужно обжаловать?

Здесь всё достаточно несложно. Просто ещё раз внимательно прочитайте раздел 4 ПДД и поймите, было ли само событие правонарушения – то есть отступили ли вы от требования Правил.

Например, распространены такие основания для подачи жалобы.

  • Например, вы перешли дорогу в неположенном месте. Если вы не создали помех автомобилям, в зоне видимости не было пешеходного перехода, и вы это делали не на красный сигнал светофора, то штраф незаконен, и его следует обжаловать. Но подумайте о наличии у вас доказательств перечисленного.
  • Вы завершали переход дороги: вышли на проезжую часть на зелёный сигнал светофора, но загорелся красный, а вы ещё не дошли до противоположного края. Тогда наказание тоже должно считаться неправомерным. Только если посередине дороги был островок безопасности или разметка, разделяющая встречные потоки, вы были обязаны остановиться на них (пункт 4.6 ПДД).
  • Вы переходили перекрёсток по диагонали. Если не было соответствующей разметки, разрешающей это, то это запрещено Правилами (пункт 4.3), а штраф законен.
  • При переходе вы остановились или задержались без имеющихся на то оснований. В этом случае штраф тоже будет правомерен – обратите внимание, что 12.29 КоАП предусматривает ответственность не за конкретно переход в неположенном месте или подобное, а за любые нарушения ПДД в статусе пешехода.
  • Вы начали переходить дорогу по нерегулируемому переходу, и вам не уступил дорогу автомобиль. Сотрудник ГИБДД же, например, выписал штраф и водителю за пешехода, и вам – за то, что вы не убедились в безопасности перехода, как того требует пункт 4.5. В этом случае постановление также следует оспорить – в подавляющем большинстве случаев в 2025 году рассматривающие дело лица отменят его в вашем отношении.

В любом случае, как мы уже упомянули выше, если вы считаете штраф незаконным, подайте жалобу. И уже по результату её рассмотрения будет ясно, правомерно вас привлекли или нет.

В тонкостях перехода дороги пешеходами разобрался Верховный суд

Где хочешь, дорогу переходить нельзя, это запрещают Правила дорожного движения. Но даже в таком, казалось бы, незыблемом правиле есть исключения. Лишь в одной ситуации пешеход может перейти дорогу и не быть оштрафованным, а именно если в зоне видимости нет пешеходного перехода. Об этом говорит абзац 3 пункта 4.3 Правил дорожного движения:

«При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».

Но в трактовке такого простого и понятного правила также попытались найти неточности. В итоге Верховному суду пришлось рассмотреть иск, в котором пешеход просил признать частично не действующим этот самый абзац 3 пункта 4.3 ПДД.

По данным заявителя, термин «зона видимости» не раскрыт и является двусмысленным и оценочным. Вот с чего началось судебное разбирательство по административному делу и чем оно в итоге закончилось. Если подводить краткие итоги, суд не согласился с доводами истца. Почему? Сейчас расскажем.

Перебежать дорогу, где хочется, можно только при условии…

… что дорожный переход не в поле зрения пешехода. Два года назад в центре Самары был оштрафован гражданин, переходивший дорогу в неположенном месте, то есть не по пешеходному переходу. Штраф на сумму в 500 рублей был выписан по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ:

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

За то, что переход проезжей части был совершен в зоне видимости пешеходного перехода вне самой «зебры».

Истец посчитал, что легальное определение понятие «зоны видимости» пешеходного перехода в законодательстве отсутствует, что вносит двусмысленную трактовку закона сотрудниками Госавтоинспекции, которые начинают при определении видимости или невидимости пешеходного перехода руководствоваться своим субъективным мнением.

Также, продолжает подавший жалобу пешеход-нарушитель, полномочия по определению «зоны видимости» пешеходного перехода действующими нормативно-правовыми актами сотрудникам ГИБДД не предоставлены.

«Представитель правительства сочла иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав истца. Генпрокуратура также просила отклонить заявленные требования», – пишет сайт auto.mail.ru.

Adblock
detector