Органы юр лица

1. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 9507/99 , от 09.02.1999 N 6164/98 ).

По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.

4 ст. 113 ГК).

В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст.

29).

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст.

30 Закона о некоммерческих организациях).

Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст.

103, 110 ГК). Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

Говоря о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, п. 1 комментируемой статьи имеет в виду прежде всего исполнительный орган. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.

Вместе с тем положение п. 1 комментируемой статьи касается и таких органов юридического лица, как общее собрание участников (акционеров, членов) и совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, производственного кооператива. Указанные органы участвуют в приобретении юридическим лицом гражданских прав и обязанностей посредством образования исполнительного органа и принятия в рамках своей компетенции обязательных для исполнительного органа решений, осуществления контроля за его деятельностью, в том числе путем одобрения крупных и иных сделок юридического лица или дачи согласия на совершение таких сделок.

Соблюдение органами юридического лица своей компетенции, определенной в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, является необходимым условием для признания действительности сделок юридического лица (см. п. 4 коммент. к ст. 103).

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

При этом имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), которые могут выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности (см. ст. ст.

72, 84 ГК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи обязывает лицо, выступающее в силу закона или учредительных документов юридического лица от его имени, действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Принцип добросовестности и разумности является объективным критерием оценки деятельности органа или соответственно участника юридического лица, действующего от его имени, который не связан с их фактическими способностями к осуществлению такой деятельности. В рамках этого принципа соответствующее лицо обязано не только действовать в интересах юридического лица, не нарушать обязанности, возложенные на него законом или учредительными документами юридического лица, но и вести дела способом, оптимальным для достижения целей юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность действий органа или соответственно участника юридического лица предполагаются.

С нарушением принципа добросовестности и разумности п. 3 комментируемой статьи связывает обязанность соответствующего лица по требованию учредителей (участников) возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Законом или договором могут быть предусмотрены иные условия ответственности лиц, выступающих от имени юридического лица.

В частности, возмещение убытков может быть ограничено или вообще исключено.

Действующие в настоящее время нормы Законов об АО (ст. 71) и об ООО (ст. 44) к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, относят не только единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, но и членов коллегиального исполнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Члены коллегиальных органов управления не несут ответственности только в том случае, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимали участия в голосовании.

В то же время ни в ГК, ни в названных федеральных законах в целом не решен вопрос об ответственности акционеров (участников), владеющих крупным пакетом акций (долей в уставном капитале) общества и имеющих возможность предопределять решения, принимаемые общим собранием акционеров (участников), советом директоров (наблюдательным советом) и (или) исполнительным органом общества. При этом имеется в виду их ответственность не как акционеров (участников), а как лиц, фактически участвующих в управлении обществом.

В направлении вычленения данного вида ответственности развивается законодательство об АО в странах с развитой рыночной экономикой. Отдельные положения, касающиеся этого вопроса, содержатся в абз. 2 п. 3 ст. 56, ст. 105 ГК.

Понятие органов юридического лица

Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов

Выделяют следующие основные схемы:

  • структура управления с 2-мя звеньями;
  • конструкция с 3-мя звеньями.

В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.

В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.

Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.

Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.

В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.

Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.

Компетенция органов юрлица

Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.

Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.

Если решения высшего или промежуточного органа касаются наиболее важных ситуаций, включающих распределение прибыли, увеличение уставного капитала и т.д., то действия исполнительного органа связаны с решением повседневных задач.

Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.

Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.

Действия уполномоченных представителей юрлица

Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?

Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.

Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.

Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Другой комментарий к Ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица реализуются через его органы, которые формируют и выражают вовне его волю как субъекта права. При этом органы юридического лица являются частью юридического лица и не могут рассматриваться в качестве самостоятельных субъектов права (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г.

N 6164/98 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 5).

2. В юридической литературе проводится классификация органов юридического лица по различным основаниям.

По компетенции различаются органы волеобразующие и волеизъявляющие.

Волеобразующие органы — это органы, которые образуют (формируют) волю юридического лица. К ним, в частности, относятся общее собрание акционеров в акционерном обществе; съезд (конференция) или общее собрание участников в общественных организациях; общее собрание в производственном кооперативе (артели), обществе с ограниченной ответственностью, некоммерческом партнерстве и в товарной бирже.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство «Юрайт», 2004.

Волеизъявляющие органы — это органы, которые участвуют не только в формировании воли юридического лица, но и выражают ее вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота (см.: Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А.

Суханов. В 2 т. Т.

1. М., 1998. С.

193; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю.

Кабалкина. М., 2003. С.

149). Волеизъявляющие органы юридического лица всегда являются и волеобразующими. Так, например, в соответствии со ст.

113 ГК в унитарных предприятиях единоличный руководитель (директор) одновременно является его волеобразующим и волеизъявляющим органом.

Волеизъявляющие органы для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако при условии, что они действуют в рамках предусмотренной законом, иным правовым актом или учредительными документами компетенции. Под компетенцией (от лат. cometentia — принадлежность по праву) в данном случае понимается круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

В связи с этим не случайно законодатель требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет их личного имущества. Однако поскольку речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Только от органов юридического лица, представляющих его вовне, могут исходить внешние юридические акты, в том числе сделки, процессуальные акты и другие целенаправленные правомерные юридические действия. Только через эти органы юридическое лицо реализует свою дееспособность.

Правомочия волеизъявляющих органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т.е. волей учредителей юридического лица), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего органа или учредителя (собственника). В случае если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность соответствующих сделок с третьими лицами (ст.

168 ГК РФ), так как последние должны знать о требованиях закона. Например, унитарное государственное предприятие не вправе распоряжаться закрепленной за ним недвижимостью без согласия собственника-учредителя (п. 2 ст.

295 ГК РФ). Если же ограничения введены уставом юридического лица (например, запрет единоличному органу заключать договоры на определенную сумму без предварительного согласия коллегиального органа), оспаривание соответствующих сделок возможно лишь при доказанности осведомленности контрагентов об этих ограничениях (см.: п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 мая 1998 г.

N 9 «О некоторых вопросах применения ст. 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» // Вестник ВАС РФ. 1998.

N 7).

По конструкции (составу) различаются органы единоличные и коллегиальные.

Единоличный орган — это орган юридического лица, в котором решения принимаются одним лицом и осуществляется единоначальное руководство деятельностью юридического лица.

Единоличные органы либо назначаются учредителями юридического лица (например, собственником имущества унитарного предприятия либо учреждения или уполномоченным им органом) или созданным ими коллегиальным органом.

Коллегиальный орган — это орган юридического лица, в котором решения принимаются группой лиц. При этом для последних имеет важное значение не столько их количественный состав, сколько решение всех вопросов совместно, а в случае расхождения мнений — большинством голосов членов органа.

Коллегиальные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет).

Коллегиальные органы, в свою очередь, делятся на две группы. В первую входят органы, члены которых имеют по одному голосу и не могут иметь большего количества голосов. Это совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, попечительский совет фонда, общее собрание производственного кооператива (артели), ревизионная комиссия хозяйственного общества.

Во вторую группу входят органы, в которых их члены могут иметь как равное, так и неравное количество голосов. К таким органам относится, например, общее собрание акционеров: в акционером обществе количество голосов у акционера зависит от размера пакета имеющихся у него голосующих акций, а голосование на общем собрании осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос» (ст. 59 Закона об АО).

Поэтому чем больше у акционера акций, тем больше у него голосов.

Заместитель руководителя (единоличного органа) юридического лица, а также члены коллегиального органа по общему правилу не являются органами юридического лица. Вместе с тем уставами отдельных видов юридических лиц (например, хозяйственных обществ) может предусматриваться возможность выступления в гражданском обороте от имени данного юридического лица без доверенности и заместителей руководителя организации.

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

В этом случае имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе согласно ст. ст. 72 и 84 ГК выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица без доверенности.

Иногда закон считает действиями юридического лица и действия его работников. Так, например, в соответствии со ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательств считаются действиями должника.

4. Согласно п. 3 ст.

53 лицо, действующее от имени организации на основании закона или учредительных документов, должно действовать добросовестно и разумно. В соответствии с п. 3 ст.

10 ГК разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются, следовательно, отсутствие этих качеств должно быть доказано (см. комментарий к ст. 10 ГК РФ).

В случае нарушения принципов разумности и добросовестности лицо может нести обязанность по возмещению убытков, причиненных организации. При этом данная норма является диспозитивной, так как правило, предусмотренное п. 3 ст. 53, может быть частично или полностью изменено или отменено не только законом, но и договором.

Adblock
detector