✅ Санкция это одна из трёх структурных элементов нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция).
✅ Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.
Комментарий
Норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).
✔ Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).
✔ Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.
✔ Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.
Пример
Статья 83 НК РФ предусматривает: «Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Статья 116 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе.
Указанные выше правила, по сути, формулируют норму права:
Если в состав организации входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации (Гипотеза);
То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (Диспозиция);
К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ (Санкция).
В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.
В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Пример
Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ:
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от. до. лет», «наказывается лишением свободы на срок до. лет».
Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до. лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).
Советуем прочитать
Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Существует множество классификаций норм права. Например, по отраслям права — нормы гражданского, уголовного, административного, финансового права и т.д. 04.04.2020
Реклама
@TaxSlov.ru • Просто о сложном! Сайт предназначен для общеобразовательных целей. При применении полученной информации к практическим ситуациям консультируйтесь со специалистами. Редакция и авторы TaxSlov.ru не несут ответственности за последствия применения опубликованных материалов❗
Система права и основные отрасли российского права
Система права — это его внутреннее строение в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части (отрасли и институты)
Система права состоит из следующих элементов:
1. Нормы права — общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.
2. Правовой институт — обособленная внутри отрасли права группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (авторское, обязательственное право в гражданском праве).
3.
Отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную отрасль общественных отношений.
4. Подотрасль права — это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве — подотрасль авторское право.
Нормы права фиксируются в нормативных правовых актах (законах и подзаконных актах (Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти и т. п.); законы могут быть объединены в кодексы).
Структура нормы права
1. Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на условия её реализации
2.
Диспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств
3. Санкция — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать правовые нормы. Таким образом, социальные санкции определяют правовые последствия несоблюдения требований нормы права.
Определяет правовые последствия несоблюдения требований нормы права
Институт права (правовой институт) — это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определённого вида общественных отношений. Например, конституционное право включает институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др.; гражданское право включает институт собственности,купли-продажи, дарения, наследования и др.
Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.
Классификация отраслей права:
1. Материальное право: публичное и частное
2. Процессуальное право
Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения.
Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъек- тами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Материальное (публичное и частное) право
Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес.
Отрасли публичного права (главным субъектом в них является государство, наделённое властными полномочиями):
- конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти;
административное право – регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления - уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;
- финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов;
Отрасли частного права: в которых реализуются частные интересы граждан, в них государство участвует на равных с другими субъектами:
- гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право;
- семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
Данное деление является условным, так трудовое право — отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха, стоит на стыке частного и публичного права.
Процессуальные отрасли права
- уголовно-процессуальное право — отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;
- гражданское процессуальное право — отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
Законодательный (законотворческий) процесс в РФ.
- научность — использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа
- законность — строгий учёт иерархии правовых норм и актов, соблюдения процессуальных правил принятия законов правомочными на то органами
- демократизм — учёт общественного мнения при разработке и принятии закона, а также пожелания тех, кого непосредственно коснутся его нормы
- системность — следование внутренней логике права (системы права, отраслей, институтов) в процессе законотворчества
Основные стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива , т. е.
внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ по вопросам их ведения;
2. Рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях).
Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.).
После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки
принятие/отклонение закона. В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов; Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов
3. Утверждение законопроекта (санкционирование).
Принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.
- абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона
- отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу
В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.
В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
4. Опубликование закона (промульгация) .
Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу/ Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ.
Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок