- Может ли госслужащий быть самозанятым
- Самозанятость для работников бюджетной сферы
- Как узнать свой статус муниципальному служащему
- Может ли государственный служащий оформить самозанятость
- Особенности деятельности
- Из этой статьи вы узнаете:
- Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
- Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
- Как узнать, что человек работал на госслужбе
- Как составить уведомление для бывшего работодателя
- Что запомнить, если нанимаете госслужащего
- Особенности правового статуса госслужащих
- Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?
преимущество налога на профессиональный доход (НПД) – в низких ставках и отсутствии бюрократии. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налоги можно онлайн, установив приложение «Мой налог».
Ставки НПД 4% и 6% дают возможность комфортно работать с частными заказчиками и юридическими лицами. Эти преимущества делают привлекательным специальный режим тем, кто хочет выйти из тени, и работать без страха перед проверками и штрафами ФНС.
Специальный режим могут применять наемные сотрудники, выполняя работы для сторонних заказчиков. Есть запрет на сотрудничество с бывшим работодателем: самозанятый не может заключать договоры, если с момента увольнения прошло менее двух лет.
Может ли госслужащий быть самозанятым
Статус самозанятого могут получить госслужащий и работник бюджетной сферы, но есть несколько нюансов.
Прежде всего, определим категории работников:
- бюджетники – работающие по трудовым контрактам в муниципальных и государственных учреждениях;
- госслужащие – все, чью работу государство оплачивает напрямую. Это чиновники, муниципальные служащие, депутаты, губернаторы, налоговые инспекторы, судьи, военнослужащие.
В зависимости от категории определяется степень применения НПД.
Самозанятость для работников бюджетной сферы
Сотрудники бюджетных организаций могут без ограничений использовать режим самозанятости. Например, преподаватель, может в свободное время быть копирайтером или выполнять любую другую работу в рамках режима НПД.
Для этой категории действуют стандартные ограничения режима. Например, врачи или учителя, получив статус самозанятых, не смогут оказывать услуги по НПД своим действующим работодателям.
Как узнать свой статус муниципальному служащему
Муниципальные служащие – это сотрудники, заключившие трудовые договоры с органами городской или областной власти. К ним относятся сотрудники районных администраций, ЗАГСов, департаментов.
Они получают зарплату из местных бюджетов, по закону приравниваются к государственным служащим.
Например, руководитель отдела Департамента по защите природных ресурсов является муниципальным служащим, и в качестве самозанятого может заниматься только сдачей в аренду своего жилья.
Но некоторые специалисты и обслуживающий персонал, работающие в муниципальных предприятиях, при этом не являются по статусу муниципальными служащими. Самый простой способ выяснить свой статус – обратиться к работодателю.
Заключение
Статус самозанятого могут получить государственные служащие и работники бюджетной сферы. Если для бюджетников нет ограничений в применении видов деятельности специального режима, то действующие государственные служащие могут использовать НПД только для сдачи в наем жилых помещений.
Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.
Может ли государственный служащий оформить самозанятость
Государственная и муниципальная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на соответствующих должностях в исполнительных федеральных и муниципальных органах власти.
В силу особого характера подобной деятельности, связанной с государственным и муниципальным управлением, на служащих лежат определенные обязанности и ограничения.
Одним из наиболее важных из них является запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Иными словами, чиновники не могут вести бизнес параллельно с исполнением обязанностей службы. При этом определенного пояснения требует понятие предпринимательской деятельности. Оно определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
Так, в соответствии с данным нормативно-правовым документом ей признается деятельность экономического характера по продаже товаров, оказанию услуг или выраженная в иных формах, которая направлена, в первую очередь, на систематическое получение прибыли. При этом закон отдельно оговаривает, что такая деятельность должна быть зарегистрирована в установленном порядке.
Налог на профессиональный доход является сбором с прибыли, полученной от нее. В этой связи чиновники различных уровней не могут быть зарегистрированными в качестве самозанятых для осуществления ими предпринимательской деятельности.
Однако в данном случае имеется определенное исключение. Так, одним из распространенных видов прибыли является доход от сдачи в наем собственного жилого помещения. Ранее соответствующий доход рассматривался как база для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13%.
Однако теперь граждане могут учитывать эти деньги как доход от самозанятости, оплачивая налог по значительно меньшей ставке.
При этом установлено, что тот факт, что человек сдает в наем квартиру не является предпринимательской деятельностью в том смысле, который подразумевают нормы Гражданского кодекса РФ.
Именно поэтому гражданские и муниципальные служащие могут получать доход со сдачи в аренду своей недвижимости, а для уплаты налога чиновники могут зарегистрироваться в качестве самозанятых.
Справка! Госслужащие могут быть плательщиками НПД только при получении пассивного дохода при сдаче собственной недвижимости в наем.
Особенности деятельности
Чтобы стать самозанятым, необязательно обращаться в инспекцию ФНС, поскольку все взаимодействие с налоговой происходит дистанционно через приложение. Подача деклараций в данном случае не предусмотрена.
Налоговые ставки, применяемые при НПД, весьма небольшие – 4% при работе с физлицами и 6% при взаимодействии с юрлицами. Уплата производится ежемесячно по факту наличия дохода. Осуществление платежей во внебюджетные фонды не является обязательным.
Кроме этого, для самозанятых имеются ограничения, связанные с предельной суммой дохода. Так, если размер его составляет более 2,4 миллиона рублей в год, то применение данного налогового режима более не представляется возможным.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
- Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
- Как узнать, что человек работал на госслужбе.
- Как составить уведомление для бывшего работодателя.
- Что запомнить, если нанимаете госслужащего.
Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель
В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.
Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.
Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.
Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.
Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки.
Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.
Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.
Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.
Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.
- после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень.
Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.
Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.
- после увольнения прошло менее двух лет;
- должность служащего входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.
Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.
Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц.
Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц.
Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.
После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.
Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).
Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.
Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).
Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя
Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.
Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.
Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.
Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.
Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.
Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020
Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.
Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.
Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020
Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.
Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019
Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.
Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.
Как узнать, что человек работал на госслужбе
Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.
Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.
Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.
Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.
Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.
Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).
Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.
Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.
Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.
Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.
Как составить уведомление для бывшего работодателя
Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.
- паспортные данные бывшего госслужащего;
- должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
- наименование организации;
- дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
- название должности и основные обязанности;
- размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).
Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.
Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»
Что запомнить, если нанимаете госслужащего
1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер зарплаты на новом месте не важен.
- с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
- должность входит в специальный перечень;
- размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).
2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.
3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.
4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.
5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.
6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.
7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.
Особенности правового статуса госслужащих
Госслужащие – это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции представителей своего государства в различных сферах деятельности.
К ним относятся военные, сотрудники силовых ведомств, судьи, работники налоговой службы и т.п. Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ делит всех госслужащих на две категории:
- федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета;
- государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так как госслужащие обоих категорий имеют большие полномочия и получают жалование (или довольствие) из федерального либо регионального бюджета, то законом на них накладывается серьезное ограничение по видам деятельности, которыми они могут заниматься в дополнение к основной работе.
Может ли госслужащий заниматься коммерческой деятельностью?
Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Например, часть 3.1 этой статьи устанавливает полный запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а часть 3 указывает, что участие госслужащих в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (партией, органов профсоюза, госкорпорации и иных КО и НКО) возможно лишь на безвозмездной основе, если это не противоречит законодательству РФ и международным ратифицированным актам.
То есть госслужащий может участвовать в управлении деятельностью коммерческих лишь в строго определенных случаях, а получать за это вознаграждение (то есть, зарплату или иное вознаграждение) – не может от слова «совсем».
И всё же государство предоставляет право таким лицам получать дополнительный доход, помимо основного денежного довольствия. Например, госслужащие могут продавать любое принадлежащее им имущество, инвестировать деньги в депозиты российских (не иностранных) банков, а также могут вести научную, исследовательскую и преподавательскую деятельность, получая за нее соответствующее вознаграждение.
Так как самозанятость подразумевает получение дохода от самостоятельной трудовой (коммерческой) деятельности, то госслужащий ограничен в своих возможностях. Так, он не может регистрироваться, к примеру, как самозанятый репетитор и получать доход таким способом. Но он может «закрепиться» за вузом или техникумом и преподавать там в качестве совместителя.
Но в некоторых случаях госслужащий может законно получать доход как самозанятый.