«Главные и обязательные документы, которые составляются при передаче денег в долг и которые могут обезопасить: договор займа и расписка о получении денежных средств. И если договор займа можно распечатать и скрепить подписями, то расписку нужно написать собственноручно. В большинстве случаев это свидетельство не позволит оспорить факт займа».
(Из материала о том, как грамотно давать деньги в долг.)
«Участники сделки предъявляют в Росреестр оригиналы своих паспортов, договор купли-продажи в трёх экземплярах и акт приёма-передачи. Покупатель подписывает заявление о переходе прав по установленной форме. Если процедура в онлайне, нужна ЭЦП. Росреестр выдаёт расписку о состоявшейся сделке».
(Из материала о том, как выбрать и купить земельный участок.)
Нюансы
Самый частый случай, когда люди пишут расписки, — при передаче денег в долг. Если позже между сторонами возникнет конфликт, например, из-за суммы долга или сроков, расписка сможет доказать факт передачи денег и условий договорённостей. В суде её принимают как официальный документ.
И для этого даже не надо заверять её у нотариуса. Хотя договор займа будет более юридически весомой бумагой, чем расписка.
В законе не прописано, на какие суммы оформлять расписку и как. Обычно это делают на обычном листе бумаги любого формата. Желательно включить в расписку:
- паспортные данные обоих участников сделки;
- сумму займа цифрами и прописью или детальное описание предмета договора — например, ноутбука;
- сроки возврата денег или имущества;
- способ возврата — например, налично или безналично, если речь о деньгах;
- начисление процентов, если нужно.
Расписку оформляет тот, кто принимает деньги или имущество, и он же оставляет свою подпись. Остаётся расписка у того, кто отдаёт деньги или имущество.
Кроме расписки как документа об обязательствах, есть ещё один вид расписки — депозитарная. Это сертификат, который подтверждает право владеть акцией или облигацией. Сами ценные бумаги при этом обычно лежат в банке. Депозитарные расписки получают инвесторы, которые покупают на фондовом рынке США или Европы акции или облигации иностранных компаний.
Кому может понадобиться расписка
Как правило, то, как правильно написать расписку о получении денег в долг, интересует тех должников, кто хотел бы получить от физического лица денежные средства в достаточно крупном размере. Наиболее частые ситуации:
- Кому может понадобиться расписка
- Правовой статус расписки
- Правила составления
- Инструкция по оформлению расписки
- Передача денег от родственника или знакомого.
- Получение предоплаты по договору.
- Оплата совершенной сделки.
Как правило, любая сделка, подразумевающая передачу денег от человека к человеку, подразумевает, что в какой-то момент будет написан подобный документ. Написание расписки — это не обязательный пункт, но ее наличие (разумеется, при условии правильного грамотного составления) может обезопасить все стороны сделки от нечестности со стороны кого-либо из участников.
Правовой статус расписки
Расписка является подтверждающим документом для суда вне зависимости от того, каким образом и при каких обстоятельствах она была получена. Самый простой способ того, как правильно написать расписку о получении денег – это написать ее от руки на бумаге. Это самый простой способ, известный всем, однако он имеет достаточно подводных камней.
В случае если происходит передача действительно крупных материальных ценностей, в том числе денежных средств, рекомендуется проводить написание и согласование расписки в присутствии нотариуса. Помимо того, что документ будет официально заверен, а значит, не будет сомнений в его подлинности, нотариус может проконсультировать клиента по правильному составлению текста, учитывающему все возможные формальности.
Правила составления
Если клиент решил заполнить расписку в присутствии нотариуса, то вопросы о правильности составления отпадают, так как сотрудник самостоятельно учтет все нюансы составления данного документа, выяснит конкретные моменты, на которые стоит обратить внимание и сделает все юридически верно.
Как правило, вопросы возникают в случае, если расписку требуется написать самостоятельно, от руки, без консультации со специалистом. На этот счет имеется достаточно подробная инструкция, которую, однако, следует подогнать под собственную ситуацию, если она того требует.
Инструкция по оформлению расписки
Основные правила составления расписок, приведенные в данной инструкции, учитывают составление расписки от физического лица физическому лицу. Если в сделке участвуют юридические лица, рекомендуется составлять дополнительные соглашения и пользоваться услугами юристов.
- Указание места и даты составления документа. В первую очередь необходимо указывать именно их. Под местом подразумевается название населенного пункта, где была проведена передача денежных средств, а в дату следует также включить и время. Например: «Город Санкт-Петербург, 23.12.2019 10.20».
- Необходимо указать также сведения о сторонах сделки. Укажите полные данные передающего и получающего денежные знаки, какие именно данные необходимо раскрывать, зависит от статуса сторон. Однако рекомендуется писать как можно больше данных, способных идентифицировать каждого участника сделки.
- Рекомендуется использовать только те данные, которые указаны в документах лиц, участвующих в сделке. Помните, что в случае необходимости именно при помощи дополнительных документов будут доказываться факты передачи денег от одного человека к другому.
- Если расписка все же пишется с участием юридического лица, то следует также написать все необходимые данные по юрлицу: ИНН, ОГРН и другие реквизиты, а также ФИО и должность представителя, присутствующего при передаче денежных средств. Также помните, что с юридическими лицами также следует составлять дополнительные договоры, заверенные нотариально, в особенности если дело касается передачи денежных средств в долг.
Также необходимо указывать не только данные или реквизиты непосредственного участника сделки, но и данные/реквизиты доверенных представителей, если таковые участвуют в процессе.
- Распишите, какая сумма передается, в каких денежных знаках. В обязательном порядке сумма должна быть указана не только цифрой, но и прописью, а слова, относящиеся к указанию валюты, не следует сокращать. Сумма указывается до копеек, если это требуется.
- Включите в текст также указание об обязательствах и условиях получения денег. Не ограничивайтесь указанием на простую передачу, так как сопутствующие условия могут быть не выполнены. Обязательно напишите, является ли это передачей денег в долг, оплатой товаров или услуг, а также каким-либо другим актом небезвозмездного перехода денежных средств от одного человека к другому.
- Если имеются дополнительные условия или уточнения по сделке, в обязательном порядке пропишите их в конце расписки. Сюда включаются также условия возврата денежных средств.
В конце расписку подписывает получатель денег в качестве подтверждения, что деньги он получил. Сама расписка хранится у того, кто дал деньги, в качестве гарантии возврата. После того, как деньги были возвращены, расписка передается должнику.
В случае совершения сделки, расписку заверяют обе стороны и она пишется в двух экземплярах, каждый из которых хранится у одной стороны сделки. Рекомендуется в этом случае проводить нотариальное заверение.
Правильность оформления
Расписка может быть заверена нотариально или написана в простой письменной форме. Безусловно, при первом варианте будет проще доказать, что подписи лиц действительны. Факт написания при втором варианте также возможно доказать, но процесс займет определенное количество времени.
Соглашение о займе составляется обязательно от руки. Напечатанное обязательство не будет иметь юридической силы, так как:
- При необходимости провести почерковедческую экспертизу, будет невозможно подтвердить факт собственноручного написания.
- На напечатанном тексте, ставится только лишь подпись, которую достаточно легко подделать. Поэтому чем больше написанного от руки текста, тем меньше шансов быть обманутым.
Письменное обязательство должно оформляться лично получателем. Постороннее лицо не имеет право писать достигнутое соглашение о займе ни при каких обстоятельствах. Текст должен быть написан разборчиво.
Законодательством не предусмотрен формат бумаги, на котором должен быть составлен документ. При оформлении расписки всегда присутствуют обе стороны сделки. Подтверждение займа пишется шариковой ручкой.