Как перевести ребёнка на домашнее обучение

Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Оно предусмотрено статьей 17 закона «Об образовании». Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации.

Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители. При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете.

Если родители хотят перевести ребенка на семейное образование, но думают, что не справятся, они могут пользоваться услугами репетиторов или центров семейного образования.

Семейное образование иногда путают с заочной формой обучения. При заочной форме обучения ребенок сидит дома, но занимается по образовательной программе, утвержденной школой. К нему приходят учителя для консультаций, задают и проверяют домашние задания.

Какие нужны документы для перевода ребенка на семейное образование?

Чтобы перевести ребенка на семейную форму получения образования, нужно обратиться в районный отдел образования, а затем в школу. В районный отдел образования нужно подать уведомление. Лучше сделать это в начале учебного года, до 1 сентября.

Уведомление можно писать в свободной форме: главный посыл — вы сделали выбор в пользу семейного образования с учетом мнения ребенка. Уведомление, зарегистрированное в отделе образования, пригодится, если администрация школы будет протестовать против вашего решения. В районном отделе образования никто не может давить на вас и не регистрировать документ.

Также в отделе образования вам должны выдать письменный ответ о получении уведомления.

Затем нужно подать в школу заявление о прохождении промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Если ребенок уже обучался в этой школе, то нужно будет одновременно писать заявление об отчислении по собственному желанию. К заявлениям нужно приложить ответ о получении уведомления из районного отдела образования.

Школа должна не только зарегистрировать ваше заявление, но издать локальный акт о переводе ребенка на семейную форму получения образования. Если ребенок не обучался в этой школе, нужно взять с собой паспорт, свидетельство о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4.

Этих шагов достаточно, но в некоторых регионах школы заключают договор с родителями. Если школа настаивает на этом, нужно проверить локальные акты. Если договор указан в них как необходимый документ, то нужно соглашаться.

Прочитайте договор: в нем должны быть указаны сроки прохождения аттестации, перечень предметов, объем проверяемых знаний на промежуточной аттестации.

Может ли школа отказать?

Нет, у школы нет такого права. Форма семейного образования предусмотрена законом, в школе должны быть приняты необходимые локальные акты. Если этого нет, родители имеют право жаловаться в районные отделы образования, региональные департаменты и министерства, прокуратуру, Рособрнадзор.

Чаще всего достаточно аргументированно поговорить с директором школы: сказать, что вы защищаете интересы ребенка, его законные права, объяснить, по каким программам вы собираетесь обучать ребенка, доказать свои компетенции. Это не обязательно, но часто действует на директора лучше заявления в прокуратуру. Лучше прикреплять ребенка в школе по места жительства — другие школы могут отказать из-за отсутствия свободных мест.

Как часто приходить в школу?

Если вы хотите получать бесплатные учебники, нужно будет прийти за ними. Также можно приходить для участия в олимпиадах и конкурсных отборах. Учителя с ребенком заниматься не будут — форма обучения этого не предусматривает. Но ребенок имеет право на консультации перед аттестацией. Также ребенок обязан прийти на экзамены — промежуточные и итоговые.

Кто будет заниматься с ребенком?

В первую очередь, родители. Не обязательно иметь высшее образование по всем учебным дисциплинам. От родителя требуются психологическая поддержка, навыки планирования, понимание образовательных стратегий.

Родитель должен прочитать ФГОС и понимать, что должно быть сформировано у ребенка к концу одиннадцатого класса. Должен уметь работать с информацией и воспитывать это умение в ребенке. Должен быстро обучаться: прочитать учебник по физике за седьмой класс и понять, как донести информацию до ребенка.

Родителю помогут книги по предметам или образовательная периодика, например, журнал «Семейное образование».

Во вторую очередь, родителям помогут репетиторы. Кто-то полностью перекладывает на них ответственность, кто-то обращается за помощью, если не может объяснить сложную тему самостоятельно. Также к репетиторам обращаются для подготовки к экзаменам.

В третью очередь, родители могут найти помощь в центрах семейного образования. Не все из них включены в ассоциацию развития семейного образования, но это не уменьшает их компетенций. Также можно использовать ресурсы дополнительного образования — физику или литературу можно изучить в кружках и секциях.

Где ребенок будет социализироваться?

В кружках, клубах для общения, тематических лагерях и на улице. Если ребенок ходит в учреждения дополнительного образования постоянно, то скорее всего он дружит с ребятами, посещающими кружок. Эта дружба может быть сильнее школьной, потому что у ребят одинаковы интересы.

Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть клубы для общения. Они могут называться по-другому, работать по коммунарским или пионерским методикам, основываться на волонтерских принципах.

Также ребята могут каждые школьные каникулы ездить в тематические лагеря. Как правило, они интересней обычных оздоровительных лагерей. После тематических лагерей ребята могут найти новые интересы, по-другому взглянуть на учебные предметы и пойти в новые секции, кружки и студии.

Нельзя умалять влияние улицы. Во дворах и на открытых спортивных площадках ребята действительно общаются с друзьями из соседних дворов, а не только пьют и курят.

Как ребенок будет сдавать экзамены?

Ребенок прикреплен к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Значит он будет сдавать экзамены вместе с другими учениками по правилам, установленным школой. Он, как и другие ученики, имеет право выбирать некоторые необязательные экзамены и посещать консультации перед ними.

Если ребенок не сдаст экзамен, а затем не пересдаст его с комиссией, ему придется вернуться в школу на очную форму.

Можно вернуться обратно в школу или перейти в другую?

Да, если родители поняли, что не готовы продолжать семейное образование, то ученик сможет вернуться в школу. Если ученик захочет перейти в другую школу и обучаться по очной форме, то могут возникнуть трудности. Все зависит от свободных мест в новой школе.

При этом если ребенок захочет на конкурсной основе поступить в новую школу, то проблем не возникнет.

Получают ли родители денежную компенсацию?

Это зависит от региона, в котором проживает семья. У субъекта РФ есть право выплачивать компенсации родителям, выбравшим семейное образование, но не все регионы этим правом пользуются. Сейчас такие компенсации выплачивают в Пермском крае, Омской и Свердловских областях. В Пермском крае в среднем родители получают 10 000 рублей в месяц.

Условия домашнего обучения

Единственное условие – желание семьи. По закону «Об образовании», о своем решении родители должны сообщить в городское управление образования или орган местного самоуправления по месту жительства (какой именно – зависит от размеров населенного пункта, в любом случае нужную информацию предоставят в управлении образования). Можно выбрать семейное образование изначально или перевестись на него в любом классе.

Не разрешить – не имеют права.

Перевести ребенка на домашнее обучение – в чём смысл?

Если раньше семейное образование считалось уделом больных и отстающих детей, теперь форма получения образования – дело вкуса. Для кого-то важнее, чтобы ребенок научился вести себя в коллективе – тогда, вероятно, не стоит отлучать его от школы. Другие же предпочтут, чтобы малыш гармонично развивался в разных областях – например, обучался гимнастике, иностранным языкам, ходил в музыкальную школу, – а с жестким школьным распорядком все это совмещать трудно.

В целом семейное образование лучше всего подойдет:

школьникам, нацеленным на спортивную карьеру (это освободит время для тренировок и поездок на соревнования);

детям, которых не устраивает темп усвоения знаний в школе (слишком медленный или чересчур быстрый);

детям, чья семья часто переезжает в силу обстоятельств;

тем, кто учится сразу по многим профилям и хочет успеть все;

детям с ограниченными возможностями здоровья.

Многое зависит от характера ребенка: насколько он общительный, сходится ли с людьми и, конечно, как сам относится к идее учиться дома.

Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?

Ребенок на домашнем обучении

Источник фото freepik

Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.

Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе. Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации. Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию.

Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.

Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.

Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.

Что такое семейное образование?

Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Оно предусмотрено статьей 17 закона «Об образовании». Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации.

Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители. При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете.

Если родители хотят перевести ребенка на семейное образование, но думают, что не справятся, они могут пользоваться услугами репетиторов или центров семейного образования.

Семейное образование иногда путают с заочной формой обучения. При заочной форме обучения ребенок сидит дома, но занимается по образовательной программе, утвержденной школой. К нему приходят учителя для консультаций, задают и проверяют домашние задания.

Почему ушли из школы

Для перехода на семейное образование у нас было несколько причин.

Минусы обычного школьного образования я заметила, когда дочь пошла в первый класс. Нам было с чем сравнить — до этого она год училась в первом классе в Аргентине. Подход к обучению там сильно отличается.

Учителя общаются с учениками уважительно и на равных. Домашних заданий в 1-м классе не задают, таскать учебники домой не нужно — все книги хранятся на полке в школе. Уроки проходят в интересной форме: например, на уроке музыки школьники сидят на полу вокруг учителя с гитарой в неформальной обстановке.

В нашей российской школе на первом плане всегда был учитель. Обучение в школе проходило однообразно, учебники довольно скучные, даже по окружающему миру, хотя это такой интересный предмет.

Первым перевести ребенка на семейное обучение предложил муж, но я открещивалась. Было непонятно, как организовать процесс, как быть с социализацией и школьными подружками. К тому же, это была начальная школа, а учитель дочери нравился. Чтобы Алёне было интереснее учиться, мы просто смотрели образовательные мультики и фильмы дома.

В 5-м классе все изменилось. Я помню, с какими горящими глазами дочь ждала новые предметы и учителей и как этот энтузиазм постепенно угасал. У нас не было конфликтов с одноклассниками, а вот недопонимание с учителями было.

Ребенку ставили двойки за забытую дома тетрадь, на физкультуре ругали за короткую стрижку, делали замечания за ведение дневника, ставили двойки за исправления. А я считаю так: когда ребенок думает и исправляет ошибки — это его мыслительный процесс. И если он пришел к правильному ответу сам, то нужно его хвалить, а не наказывать.

Постепенно пропала мотивация и интерес к учебе, появилась неприязнь к школе. Процесс получения знаний превратился в рутину с непонятной схемой: часто оценивались не знания, а забытая дома линейка. Обучение стало для галочки, и нужно было что-то менять.

Еще одной причиной перехода на семейную форму обучения в онлайн-формате стала наша любовь к путешествиям. Мы планировали долгое путешествие в Таиланд и Японию, и до отъезда нам нужно было решить вопрос с образованием. Так мы решились на семейное образование.

Как получить аттестат

Чтобы прийти и сдать экзамены в 9-м и 11-м классах, а затем получить аттестат, ученик должен быть прикреплен к школе, которая встроена в государственную систему образования. По закону ученик может пройти аттестацию в любой школе, если успевает подать заявление до 1 мая; при этом школу можно выбрать в том городе, где вы находитесь сейчас, и неважно, где ребенок учился до этого.

Ученик, который находится на семейном обучении, при выпуске получает точно такой же аттестат, как и выпускник обычной школы. Форма образования в аттестате не указывается.

Сколько стоит обучение

Зачисление в новую школу бесплатно. Мы платим только за обучение на платформе — 5500 рублей ежемесячно, то есть 49 500 рублей в год. Когда уезжали в путешествие, платили сразу за полгода. Примеры цен за онлайн-обучение можно посмотреть на платформе «ИнтернетУрок» и на сайте ЧОУ «Онлайн гимназия № 1».

Мы не считали, сколько тратили, когда Алёна училась в обычной школе. Само образование было бесплатным, но нужно было покупать школьную форму, форму для физкультуры, специальные рабочие тетради для некоторых предметов. Сдавали деньги на питание, за охрану и на подарки учителям. Сейчас таких расходов нет.

Как устроен учебный процесс

Сейчас дочь учится в своей домашней школе, в 6-м классе. В день у нее по 1–3 урока. Урок по каждому предмету проходит один раз в неделю, но, несмотря на это, свободного времени больше не стало.

Уроки начинаются в 12:00 по московскому времени; в Красноярске в этот момент 16:00. На записанном видеоуроке за 15–20 минут преподаватель объясняет тему. Урок можно посмотреть и переслушать когда угодно.

Педсостав сильный; например, историю преподает профессор Санкт-Петербургского университета.

Если по теме урока что-то непонятно, то после лекции проходит 15-минутная онлайн-консультация, где ученики задают вопросы в чате, а педагоги отвечают. Если вопросов нет, то можно сразу переходить к упражнениям и тестам на закрепление темы. Домашнее задание тоже задают.

Все домашние задания выполняются письменно: нужно пройти тест, решить задачу или дать развернутый ответ на вопрос. Домашнее задание Алёна выполняет на специальных бланках, которые мы распечатываем на принтере. После этого задание фотографируем и загружаем в систему — его проверяет учитель и выставляет оценку.

Если в задании были ошибки, то можно написать учителю и разобрать их вместе с ним.

Среди домашних заданий есть те, которые выполнять не обязательно, и те, без которых можешь остаться не аттестован по предмету в четверти — в этом случае придется писать большую аттестационную работу. Оценки выставляют в онлайн-дневник и отправляют на электронную почту родителю. Оценки за четверть и за год выставляются так же, как в обычной школе — исходя из текущих оценок.

Алёна старается делать все домашние задания. Дочь выполняет их самостоятельно, я стараюсь не участвовать. Даже если вижу ошибку, не поправляю — пусть это будет ее ошибка, которую она потом исправит и точно запомнит, как правильно.

Недавно было задание выучить басню Крылова. И хоть проверять и ставить оценку за это задание не будут, Алёна все равно учит. В этом и разница: в нашей домашней школе учеба не ради оценок, а ради знаний: басню нужно выучить, потому что это тренирует память.

По английскому — тесты, письменные задания, задания на аудирование в виде аудиофайла и вопросов к нему на понимание текста. Для тренировки разговорной речи Алёна говорит на определенную тему, мы записываем аудиофайл, а учитель проверяет произношение и правильность фраз.

Физкультура у нас теперь один раз в четверть — тут главное сдать нормативы. В прошлом году сдавали прыжки в длину и на скакалке. На «пятерку» нужно выполнить норматив и отправить видео. Чтобы его выполнить, нужно тренироваться, а если оценка не так важна, то просто отправляете свои результаты.

По истории, как и в обычной школе, есть контурные карты — их можно заполнять с помощью графического планшета или распечатать и рисовать карандашом, а потом сфотографировать и отправить. По литературе бывают интересные задания, например нарисовать сюжет произведения.

При подготовке домашних заданий и даже во время контрольной работы можно пользоваться любыми источниками. Акцент обучения сделан не на зубрежке, а на критическом мышлении. Нет одного «правильного» учебника, нельзя списать у соседа — нужно искать информацию самому, научиться использовать источники, выбирать из них достоверные, проверять, анализировать.

Мне кажется, это важный навык.

Главные вопросы, которые всех волнуют

Есть несколько вопросов, которые мне чаще всего задают в связи с переходом дочери на домашнее образование: как у нее с успеваемостью, нравится ли ей учиться, приходится ли заставлять ее делать уроки, как у нее теперь с социализацией и все ли нам нравится. Рассказываю:

Успеваемость. Оценки у дочери хорошие: одна четверка по немецкому языку, остальные — пятерки.

Мотивация и участие родителей. Нет такого, что ребенок со всех ног бежит скорее за уроки. Это же 6 класс — помимо учебы у нее есть другие интересы, и ей тоже бывает лень Но мы всегда договариваемся: «Давай сделаем вот это, а в воскресенье хорошо отдохнем» или «Давай, пока я занята, ты сделаешь контрольную по математике, а как освобожусь — сразу ее отправим». Важно следить, чтобы сам учебный процесс не вызывал у неё негативных эмоций: чтобы учителя оценивали учебу, а не цвет волос; чтобы за альтернативный способ решения хвалили, а не укоряли, что «сделано не по образцу».

Социализация. Недавно в школе появилась идея знакомить детей друг с другом онлайн. Живого общения с одноклассниками нет, но есть дополнительные занятия, на которые дочь ходит вне зависимости от того, в какой школе учится. Она учит язык в английской школе, занимается японским, ходит на тренировки по рукопашному бою и скоро начнутся занятия гитарой.

На этих занятиях она общается с единомышленниками, сверстниками, у которых схожие интересы.

Дополнительные занятия и секции платные: 3000 руб. в месяц уходит на английский при занятиях дважды в неделю, 2800 руб. — на изучение японского языка, 3600 руб. — на тренировки.

Да, нам с Алёной нравится. На данный момент для нас домашнее образование — оптимальный способ образования. Учебный процесс организован намного эффективнее. А когда мы снова начнем путешествовать, то учиться Алёне станет еще интереснее, потому что она сможет встретить своих одноклассников по всему миру.

Adblock
detector