- Штрафы за неуплату экологического сбора
- Как изменится экологический сбор в 2022
- Плата за НВОС
- Кто несёт ответственность за вывоз ТКО
- Кто должен сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
- Сроки уплаты экосбора
- Экостатистика: форма № 2-ТП «отходы»
- Отчёт о результатах ПЭК
- Представление экологической отчётности
- Санкции за нарушения
Декларацию о количестве выпущенных на территории России товаров, подлежащих утилизации, и отчеты о выполнении нормативов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны подготовить и сдать не позднее 1 апреля 2022 года. Если по каким-то причинам нормативы не выполнены, то организация должна рассчитать и оплатить экологический сбор не позднее 15 апреля 2022 года. Следует также отметить, что импортеры подают документацию в Федеральную службу по надзору природопользования, а производители — в территориальный орган Росприроднадзора по месту госрегистрации.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Как изменится экологический сбор в 2022
4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки.
В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно.
Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.
Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно.
Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.
Плата за НВОС
Кто несёт ответственность за вывоз ТКО
Практически во всех помещениях, в том числе офисных, образуются ТКО. Их вывозят региональные операторы по обращению с ТКО. П. 1 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что собственники ТКО обязаны заключать с региональными операторами соответствующие договоры.
Когда помещение сдаётся в аренду, возникает вопрос: кому нужно заключать договор с оператором – арендодателю или арендатору? Ответ зависит от того, кто является собственником отходов. Как правило, стороны прописывают это положение в арендном договоре.
- Если по договору аренды владельцем ТКО является арендатор, обязанность заключить договор с оператором лежит на нём.
- Если по договору аренды арендатор передаёт ТКО в собственность арендодателя, тем самым снимая с себя обязанность их вывоза, договор с оператором должен заключить арендодатель.
Кто должен сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
По п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ по общим правилам плату за НВОС должны вносить юрлица и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие. Они же обязаны представлять декларации.
Однако некоторые субъекты могут не вносить плату за НВОС и не сдавать декларации:
- Юрлица и ИП, которые заключили с оператором по обращению с ТКО договор о передаче ему отходов. Тогда оплату производит сам оператор, представлять декларацию не нужно. Однако Роспотребнадзор зачастую требует этого.
- Юрлица и ИП, которые осуществляют свою деятельность только на объектах 4-ой категории.
Сроки уплаты экосбора
По письму Минприроды от 04.04.1919 № 01-19-44/7874 плата за отчётный год должна быть внесена не позднее 15 апреля следующего года.
В 2022-ом экосбор нужно уплатить не позднее 15.04.2022.
Экостатистика: форма № 2-ТП «отходы»
Отчёт о результатах ПЭК
Отчёт о результатах программы экологического контроля (ПЭК) представляют юрлица и ИП, которые работают на объектах, оказывающих НВОС, и относятся к 1-ой, 2-ой или 3-ей категории.
Изначально они разрабатывают программу производственного экологического контроля, требования к которой утверждены приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74. Под каждый объект разрабатывается индивидуальная программа, после чего заполняется соответствующий отчёт.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
- превысила 25 тыс. руб., то через интернет
- не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
- разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
- разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
- на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
- на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
Существуют следующие способы представления:
- Владелец сертификата формирует и подписывает отчёт, а затем самостоятельно загружает его на приёмный шлюз РПН.
- Владелец сертификата подключается к системе для сдачи отчётности, которая помогает составить, проверить отчёт, а также направить в РПН.
Второй способ имеет свои преимущества. Вам не придётся самостоятельно заходить на платформу РПН. Нужно лишь направить отчёт на сервер оператора ЭДО (электронного документооборота), после чего система сама загрузит его в РПН.
Кроме того, оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчёта и указывает его в документе, который направляется отправителю. То есть, если будет спор о времени направления отчёта, подтверждение оператора ЭДО станет доказательством представления отчётности в срок.
Санкции за нарушения
Контур.Норматив — справочно-правовая система!
Ст 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает штраф:
- на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей
- на должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей
Ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременную сдачу декларации о воздействии на окружающую среду и декларации о плате за НВОС предусматривает штрафы:
- для юрлиц – от 20 до 80 тыс. руб.
- для ИП и должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ст. 8.41.1 КоАП РФ за неуплату экосбора предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 500 тыс. руб.
- для ИП – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 250 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 5 до 7 тыс. руб.
По ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ за несвоевременную сдачу отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), а также их непредставление предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – от 70 до 150 тыс. руб.
- для ИП – от 50 до 70 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ за направление отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) с недостоверными сведениями или не в полном объёме предусмотрены штрафы: